Связанные с программированием термины

Директива[directive] —

  1. Вводимое в ЭВМ (оператором или пользователем) в повелительной форме сообщение или команда, которая содержит указание на то какие необходимо выполнить действия;
  2. Компонент программы на языке ассемблера, управляющий последующей компоновкой программы, но не вызывающий появление машинной команды .

Задание[job] —

  1. Единица работы, определяемая пользователем, которую должна выполнить ЭВМ;
  2. Совокупность программ и данных, обрабатываемых автоматизированной системой как единое целое. Описание задания составляется на языке управления заданиями. Типизированные описания вариантов заданий, характерных для ЭВМ определенного класса или типа реализуются в соответствующих операционных системах .

Поток заданий[job stream ] — Последовательность заданий, выполняемых ЭВМ под управлением операционной системы .

Опция[option] — Параметр или вариант выполнения задания для обрабатывающей его программы, предназначенный для управления режимом ее работы.

Итерация[iteration ] — Один цикл выполнения задания или команды вычислительной машиной.

Команда , инструкция[instruction, command] —

  1. Управляющий сигнал, инициирующий выполнение процессором конкретной операции;
  2. В языках программирования — Значимое выражение, определяющее одну операцию и ее операнды(см. ниже);
  3. Описание операции, которую должна выполнить ЭВМ.

Наиболее употребительные термины ,связанные с видами команд:

  • Адресная команда[address instruction] — Команда программы, осуществляющая обращение к адресам операндов(см. ниже) либо к адресам команд, указанных в определенных местах командного слова;
  • Безадресная команда[no-address instruction] — Команда, определяющая операнды, для которых задана операция в неявной форме;
  • Многоадресная команда[multi-address instruction] — Машинная команда, содержащая два и более адреса в явном виде.
  • Арифметическая команда[arithmetic instruction] — Команда, определяющая выполнение десятичной операции над числами с фиксированной или плавающей запятой;
  • Команда ассемблера[assembly instruction ] — Основная конструкция языка ассемблера, с помощью которой записывается программа на этом языке. Как правило, одна команда ассемблера транслируется в одну эквивалентную машинную программу ;
  • Байтовая команда[byte instruction] — 1. Командавыполнения операций над байтами,
  • Команда, занимающая один байт;
  • Команда ввода-вывода(ввода/вывода )[input/output instruction] — Машинная команда, выполняющая соответственно ввод данных с внешнего устройства в основную память или их вывод из основной памяти во внешнее устройство;
  • Команда вызова[call instruction] — Команда, осуществляющая вызов стандартной программы или программы пользователя;
  • Исполнительная команда[effective instruction] — Команда, которая не требует модификации для последующего выполнения вычислительной машиной ;
  • Машинная команда[computer instruction] — Команда, которая может быть непосредственно распознана центральным процессором ЭВМ, для которой она создана;
  • Основная команда[general instruction] — Команда, входящая в стандартный набор команд ЭВМ.
  • Команда останова[halt(breakpoint) instruction] — 1. Команда, останавливающая выполнение машинной программы;
  • См. команда паузы ;
  • Команда условного останова[optional-stop instruction] — Команда, позволяющая произвести с пульта оператора ЭВМ останов выполнения текущей программы;
  • Команда паузы[pause instruction] — Команда, определяющая временное прекращение выполнения программы, работа может быть возобновлена поступлением внешнего прерывания ;
  • Команда произвольной паузы , произвольного останова[optional pause instruction] — Команда, допускающая ручной приостанов выполнения машинной программы;
  • Команда прерывания[trap instruction] — Команда, вызывающая внутреннее прерывание с указанным номером;
  • Прерываемая команда[restartable instruction] — Команда, выполнение которой может быть приостановлено при возникновении прерыванияи продолжено после его обработки.
  • Команда повторения , повторяемая команда[repetition instruction] — Команда, вызывающая повторение определенной последовательности команд, образующих циклическую группу — “цикл”, а также обеспечивающая установку и проверку условия выхода из цикла ;
  • Команда цикла[cycle instruction] — Машинная команда условного переходапо одному из явно или неявно определенных адресов в зависимости от значения, связанного с командой счетчика цикла, а также, при необходимости, другого условия или признака;
  • Команда пропуска[skip instruction] — Команда, выполнение которой приводит к подавлению отдельных действий, предусмотренных в программе (например, пропуску последующей команды, запрету записи результата и т.п.);
  • Команда прекращения(отмены , удаления ) [cancel command] — Команда, вызывающая процедуру прекращения выполнения задания, удаления задачи из вычислительной системы и освобождение ее ресурсов;
  • Команда рестарта[restart instruction] — Команда, в машинной программе, начиная с которой возможно ее повторное исполнение.
  • Команда перехода , переход[jump instruction] — Команда, вызывающая передачу управления;
  • Команда безусловного перехода , безусловный переход[unconditional jump instruction] — Переход, в заданную точку программы без каких-либо дополнительных условий;
  • Команда условного перехода , условный переход [conditional jump instruction] — Команда, определяющая передачу управления и условия, которые должны быть выполнены, чтобы эта передача (“условный переход”) была реализована.

Макрокоманда[macro, macro instruction] —

Команда языка ассемблера, транслируемая в несколько машинных команд. Результатом является новая команда, созданная путем сочетания нескольких уже существующих. Например, нажатие клавиши, соответствующей макрокоманде (клавиши макроса) на клавиатуре, вызывает реакцию ЭВМ, которая соответствует нажатию нескольких командных клавиш.

квалификатор[qualifier] —

  1. Составное имя данных, используемое для уточнения принадлежности имен данных различных уровней иерархической структурыи позволяющее устранить неоднозначность в их распознавании;
  2. Элемент команды оператора , команды программы или спецификации файла, уточняющий действие команды или спецификации.

Машинный код[computer (machine) code] —

  1. Двоичный код, используемый для кодирования машинных команд по правилам, предусмотренным для определенного типа ЭВМ (типа центрального процессора). Программы, написанные на языках программирования высокого уровня, перед тем, как они смогут выполняться компьютером, необходимо транслировать в машинный код при помощи программ транслятора или интерпретатора .
  2. То же, что машинная программа .

Мнемокод[mnemonic ] — Краткая последовательность букв или символов, использующаяся в языках программирования низкого уровня для представления команды, записанной в машинных кодах .

Меню[menu] —

Список предлагаемых пользователю вариантов услуг, действий, команд, режимов работы, ответов и т.п., выводимых на экран монитора, для осуществления выбора необходимого варианта (положением курсора и/или клавиатурным набором команд) и дальнейшего его исполнения средствами вычислительной системы.

Различают следующие виды меню:

  • Вертикальное меню[vertical menu] — Меню, все элементы которого расположены на экране монитора вертикально, один под другим;
  • Горизонтальное меню[horizontal menu] — Меню, все элементы которого расположены горизонтально (как правило, в верхней или нижней части экрана монитора);
  • Всплывающее меню[pop-up menu] — Меню, появляющееся на экране монитора в текущем положении курсора и исчезающее после выбора команды;
  • Спускающееся меню[pull-down menu] -Вертикальное меню, вызываемое указанием его заголовка (элемента горизонтального меню );
  • Пиктографическое меню[icon menu] — Меню, выполненное в форме набора пиктограмм, представляющих собой условное обозначения информационных объектов или операций.

Операция[operation] —

  1. Отдельное действие или ограниченная группа взаимосвязанных действий, направленных на получение частного в рамках решения задачи результата;
  2. То же, что машинная операция (см. ниже).

Некоторые виды операций:

  • Машинная операция[computer operation ] — Совокупность действий ЭВМ, связанных с выполнением определенной (одной) команды процессора при работе с данными.
  • Арифметическая операция[arithmetical operation] — Операция, связанная с выполнением арифметических действий: сложения, вычитания, умножения и/или деления.
  • Логическая операция[logical operation] — Машинная операция, выполняемая с использованием логических операторов .

Операнд[operand] —

  1. Данные, которые задаются машинной командой и которые должны быть обработаны или выработаны в ходе ее исполнения. Величина в выражении текста программы, с которой производится операция (аргумент операции);
  2. Часть машинной команды, определяющая указанные в п.1 данные; Величина в выражении текста программы, с которой производится операция (аргумент операции );
  3. Место, где находятся или должны находиться указанные в п.1 данные (например, адреса в оперативной, внешней и т.п. памяти, общие или специальные регистры , флажки, поля признаков, входы и выходы управляющих сигналов).

Оператор[statement, operator] —

  1. Знак операции в выражении текста программы ,
  2. В программировании — Выполненное на языке программирования предписание, предназначенное для определения некоторого шага процесса обработки данных;
  1. Языковая конструкция в тексте программы, выражающая один шаг из последовательности действий ЭВМ;
  2. В математике — Закон (правило) установления соответствия между элементами двух множеств .

Процедура [procedure] —

  1. В широком значении термина — Порядок выполнения ряда последовательных действий, необходимых для получения чего-нибудь ;
  2. Повторяющаяся операция или типизированное действие, составляющее часть какого либо процесса;
  3. Небольшая часть компьютерной программы, выполняющая узко ограниченную задачу или типовое действие, например, копирование, очистку экрана, сортировку записей и т.п. Каждая процедура имеет имя (идентификатор) и описание, определяющее ее параметры и операторы. При вызове процедуры обычно указывается ее имя и параметры, требующие исполнения. Некоторые наиболее часто используемые процедурыразрешается использовать в программах без описаний, поскольку последние известны трансляторам. Такие процедуры называются стандартными .

Транзакция[transaction]- Механизм, позволяющий обеспечить группу операций как единого целого и не допускать выполнение ее частично. В некоторых СУБД, например InterBase 4.0 фирмы Borland допускается возможность одновременного выполнения нескольких транзакций, а также их вложения и перекрытия (подробнее см. [80]).

Прерывание[interrupt] —

1. Операция процессора, состоящая в регистрации его состояния, предшествовавшего прерыванию и установлении нового состояния;

2. Временное прекращение процесса, вызванное некоторым внешним событием.

Некоторые виды прерываний:

  • Аппаратное прерывание[hardware interrupt] — Прерывание, вызванное ошибкой в работе технических средств;
  • Внешнее прерывание[external interrupt] — Прерывание, инициируемое устройством, не входящим в состав центрального процессора (прерывание от внешнего устройства);
  • Прерывание от внешнего устройства[peripheral interrupt] — Прерывание, вызываемое сигналом внешнего устройства — терминала, устройства ввода-вывода, накопителя и др.;
  • Прерывание по вызову(по запросу ) [polling (query) interrupt] — Внешнее прерывание, возникающее при поступлении запроса от абонента;
  • Прерывание от пользователя[user break] — Прерываниеработы программы, вызванное нажатием пользователем соответствующей управляющей клавиши;
  • Приоритетное прерывание[priority interrupt] — Прерываниепо требованию любого его источника с более высоким приоритетом;
  • Внутреннее прерывание[internal interrupt] — Прерывание, обусловленное внутренними по отношению к текущему процессу сигналами. К таким прерываниям относятся программные прерывания , прерывания по обращению к супервизору , прерывания ввода/вывода, а также прерывания, связанные с машинными сбоями;
  • Прерывание ввода/вывода[input/output interrupt] — Прерывание, которое происходит по завершении каждой операции ввода/вывода и обрабатывается супервизором ввода/вывода;
  • Прерывание по обращению к супервизору[supervisor interrupt] — Прерывание, вызываемое системными командами обращения к супервизору ;
  • Программное прерывание[software interrupt] — Прерывание, вызванное машинной командой преимущественно в связи с ошибками в программе (например, деление на нуль, переполнение, нарушение защиты и др.);
  • Логическое прерывание[logical interrupt] — Прерывание в работе процессора, возникающее при различных нестандартных ситуациях в работе основного микропроцессора (например, переполнение регистров );
  • Системное прерывание , ловушка[trap ] — Реакция системы на особую (нештатную) ситуацию;
  • Асинхронное прерывание[asynchronous system trap] -Прерывание, возникновение которого не привязано к определенной точке программы. К таким прерываниям относятся внешние прерывания и прерывания, связанные с выполнением другого процесса;
  • Синхронное прерывание[synchronous system trap] — Прерывание, возникающее в определенной точке программы и вызванное самой программой;
  • Прерывание от схем контроля по машинному сбою [machine-check interrupt] — Прерывание, выполненное схемами контроля ЭВМ при возникновении машинных сбоев;
  • Страничное прерывание[page interrupt] — Программное прерывание, возникающее при обращении к странице виртуальной памяти, отсутствующей в оперативной (реальной) памяти .

Трансляция[translation] —

  1. Преобразование программ, написанных на языке высокого уровня, в машинные коды, то есть в форму, которую может воспринимать ЭВМ. Полученная после трансляции новая программа может быть записана и в дальнейшем использована как самостоятельная для управления ЭВМ. Прошедшая трансляцию программа работает значительно быстрее, чем программа, пропускаемая через интерпретатор .
  2. Конвертирование (преобразование) программы, представленной на одном из языков программирования, в эквивалентную программу на другом языке. Программа перед трансляцией называется исходной программой[source program ], после трансляции — объектной программой[object program].

Транслятор[translator] —

  1. Программа или техническое средство, выполняющее трансляцию программы, то есть ее преобразование с языка высокого уровня в машинные коды;
  2. Обрабатывающая программа, предназначенная для преобразования исходной программы в объектный модуль .

Интерпретация[interpretation] —

Последовательная трансляцияисходной программы на машинный язык по частям (отдельным командам и операторам) и непосредственно следующее выполнение их ЭВМ. Этот метод не требует предварительного преобразования программ, написанных на языках высокого уровня, в машинный код (трансляции) однако его использование связано с более медленной работой программ.

Интерпретатор[interpreter] —

  1. Программа или техническое средство, выполняющее интерпретацию ;
  2. Вид транслятора, осуществляющего пооперационную (покомандную) обработку и выполнение исходной программы или запроса. В отличие от компилятора, который осуществляет трансляцию всей программы высокого уровня в машинные коды один раз без ее выполнения (создает объектную программу), интерпретатор транслирует исходную программу команда за командой каждый раз при выполнении и не создает объектного модуля (см. ниже). За счет такого режима выполнение программы происходит медленнее, чем в случае ее обработки транслятором, однако при обработке интерпретатором программы выполняются сразу, без промежуточной стадии трансляции.

Компиляция[compilation] —

Трансляцияпрограммы на язык, близкий к машинному. Трансляция программы, составленной на исходном языке, в объектный модуль (осуществляется компилятором- см. ниже).

КОМПИЛЯТОР[compiler] —

  1. Машинная программа, используемая для компиляции ;
  2. Программа или техническое средство, выполняющая компиляцию ;
  3. Транслятор, выполняющий преобразование программы, составленной на исходном языке, в объектный модуль .

Ассемблер , транслятор с языка ассемблера[assembler ] — Программа, транслирующая программы, написанные на языке низкого уровня (см. “язык ассемблера “ ) в машинный код для исполнения их компьютером. Каждая команда на языке ассемблера однозначно преобразуется в одну команду в машинном коде.

  • Время отклика[response time ] — Время между набором команды и получением результата ее действия;
  • Шаг задания[job step ] — Часть задания, содержащая вызов одной программы и выполняемая как независимая задача;
  • Шаг программы[program step ] — Выполнение одной команды программы.

Эмуляция[emulation] —

Метод или процесс, заключающиеся в имитации функционирования одной системы или ее части средствами другой системы без потери функциональных возможностей или искажения получаемых результатов (см. ниже “эмулятор “).

Эмулятор[emulator] — Программа, при помощи которой одно устройство может имитировать функционирование другого. Эмуляторы широко применяются для расширения возможностей использования программных продуктов. Например, в интересах использования программ, написанных для одних типов или классов ЭВМ, на машинах других типов или классов. В частности использование эмуляторов позволяет экономить деньги, при работе с программными средствами, предназначенными для более дорогих моделей ЭВМ или внешних устройств, например, принтеров.

Флаг [flag] —

  1. Признак в виде одноразрядного индикатора(см. ниже), свидетельствующий о том, что некоторый аппаратный или программный компонент вычислительной системы находится в определенном состоянии или что для него выполняется определенное условие;
  2. В сетях передачи данных — фиксированная последовательность битов, предназначенная для выделения начала и конца кадра .

Индикатор[indicator] —

  1. Элемент данных, отражающий изменение состояния устройства или данных в процессе работы вычислительной системы или выполнения отдельной программы (другие термины, связанные с видами индикаторов см. в [265]);
  2. Устройство для визуального отображения состояния аппаратуры (например, “включена” или “выключена”), объекта управления или измерения.

тэг [tag] —

Специальная последовательность знаков в размеченном тексте, указывающая на структуру или формат его представления в файле.

🔥 Программисту ► Произносим названия языков и термины правильно


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: