Тема 4. несказочная проза

Екатеринбург

Утверждаю

Проректор

____________В.П.Прокопьев

(Подпись)

__________

(Дата)

Программа дисциплины «История античной литературы» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:

дипломированного специалиста по специальности «Филология», 021700_______

(Название, шифр)

бакалавра, магистра по направлению _031000, Филология___________________________________

(Название, шифр)

по циклу «Общепрофессиональных и специальных дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Семестр первый

Общая трудоемкость дисциплины 54 часа

В том числе:

лекций 32 часа;

семинаров – нет;

практических занятий – 16;

Контрольные мероприятия:

рефераты – нет;

коллоквиумы – нет;

контрольные работы – нет.

Отчетность – экзамен.

Составитель (разработчик)

Якунцева Татьяна Николаевна, доцент кафедры фольклора и древней литературы Уральского государственного университета им. А. М. Горького.

Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией филологического факультета

Протокол заседания № 5 от 27.12.05

© Уральский государственный университет, 2006

© ФИО, составление,2006

I. Введение

Цель дисциплины «Русский фольклор» состоит в ознакомлении студентов 1 курса филологического факультета с основами народной традиционной культуры.

Курс построен по историческому принципу, рассматривается классический и позднетрадиционный фольклор. Главные проблемы: специфика фольклорной традиции, историческая поэтика, поэтика жанров.

Предмет изучается на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы студентов. В лекциях рассматриваются наиболее сложные вопросы. На практических занятиях студенты должны научиться анализировать конкретные произведения, овладеть навыками узнавания, сравнения, классификации, а также обучить студентов основам собирательской работы.

II. Содержание курса

Тема 1. Предмет фольклористики

Русский фольклор как предмет филологического изучения. Фольклористика и смежные дисциплины: этнография, этнолингвистика, культурная антропология.

Функции фольклора в системе социальной практики. Традиционный фольклор и фольклор «нового» времени.

Специфика фольклора: анонимность, традиционность, импровизация, вариативность, устное и письменное бытование.

Проблема фольклорного жанра. Система жанров русского фольклора, их классификация.

Тема 2. Обрядовая поэзия

Заговор. Генезис заговора, его магическая функция. Формы бытования. Особенности композиции, образной системы. Классификация по цели воздействия. Синкретизм заговора (слово – действие). Художественное своеобразие.

Календарно-обрядовая поэзия. Принципы построения народного календаря. Календарные обряды, их ход, черты двоеверия. Святки. Масленица. Весенние обряды. Русальная неделя. Иван Купала. Жнивные обряды. Поэтика календарно-обрядовых песен.

Свадебный обряд. Ход свадебного обряда, магический смысл его ритуалов (сватовство, смотрины, рукобитье, баня, девичник, снятие красной красоты, косокрашенье, утро перед венцом, выкуп невесты, венчание, свадебный пир). Поэтика свадебный песен, величаний, причитаний.

Похоронный обряд. Ход обряда и его магическое содержание. Тематика, образная система, языковые особенности причитаний.

Жанровый состав обрядового фольклора (песни ритуальные, лирические, символические, игровые, заклинательные, величальные).

Тема 3. Сказки

Определение жанра. Отношение вымысла и реальности. Типы сказок и их поэтика. Сказки о животных: происхождение вымысла, темы, идеи, образы. Проблема иносказательности. Поэтика и стиль: композиция, кумулятивность, повторяемость сюжетных ситуаций, ирония, диалог, игровые припевы. Особенности сказок о животных как явления детского фольклора.

Волшебные сказки: происхождение вымысла, источники сюжетов и мотивов (мифологические: змееборческие, тотемные, добывание чудесных предметов; обрядовые: инициация, свадебный обряд, обрядовые запреты; социальные: распад родового строя, процессов имущественного расслоения). Особенности сюжетостроения (повторяемость мотивов и элементов, троекратность, однолинейность развития действия, эффект неожиданности), пространство и время, кольцевая композиция. Типология героев, их функциональное значение, типажность, контрастность. Стилевые особенности: авторское слово и диалог, присказка и концовка, словесные формулы, формы высказываний.

Бытовые сказки. Сказки переходные. Виды бытовых сказок, их темы и образы. Поэтика и стиль: занимательность сюжетов, гиперболизация изображаемых пороков, комизм, речь. Анекдот как фольклорный жанр.

Тема 4. Несказочная проза

Понятие несказочной прозы. Общие признаки. Определение предания, легенды, быличек и бывальщин. Жанровые особенности. Тематические группы. Сюжетостроение, характер художественного вымысла. Типология героев. Особенности повествования. Стиль и язык.

Тема 5. Былины

Определение жанра. Былины и историческая действительность. Периодизация былин (по времени и месту возникновения, по типу героя и типу сюжета). Связь былины с мифологией и возникновение особой системы их образности и стиля (древнейшие былины). Героические былины (особенности содержания, устойчивость сюжета, типология героев, стиль). Новеллистические былины. Процесс жанровой трансформации, «разрушение» канонов. Сказочные былины, процесс синтеза жанров, понятие жанровой доминанты.

Типизация и индивидуализация в былинах. Принципы изображения (гиперболизация, идеализация). Композиция (последовательность эпизодов, общие места, повторения, ускорение и ретардация, зачины и концовки). Поэтический язык и стих.

►КАК БЫСТРО ЗАПОМНИТЬ [выучить] ТЕКСТ/ ✔Мои 8 советов!


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: