Тема 8. официально-деловой стиль в системе функциональных стилей современного русского литературного языка

Задание 1.Прочитайте определения. Зафиксируйте их в тетради. Сравните два определения. Выделите принципы, по которым выделяются функциональные стили.

Функциональный стиль – разновидность литературного языка, в которой язык выступает в той или иной социально-значимой сфере общественно-речевой практики людей и особенности которой обусловлены особенностями общения в данной сфере (Лингвистический энциклопедический словарь, 1990. – С. 567).

Язык как явление социальное выполняет различные функции, связанные с той или иной сферой человеческой деятельности. К важнейшим общественным функциям языка относятся следующие: 1) общение, 2) сообщение. 3) воздействие. Для реализации этих функций исторически сложились и оформились в отдельные разновидности языка, характеризующиеся наличием в каждой из них особых лексико-фразеологических, частично и синтаксических, средств, используемых исключительно или преимущественно в данной разновидности языка. Эти разновидности называются функциональными стилями (Розенталь Д.Э., 1974. – С. 21).

Задание 2.Проверьте себя. Закончите предложения, выбрав правильный вариант ответа. В случае затруднения обращайтесь к учебным пособиям, к интернет-ресурсам www.gramma.ru, www.gramota.ru.

1. Понятие «функциональный стиль речи» связано …

а) с модой на использование тех или иных языковых средств; б) с индивидуальной авторской манерой; в) с функционированием языка в определенной сфере человеческой жизни.

2. Каждый функциональный стиль включает в себя …

а) нейтральные языковые средства и средства, типичные для данного стиля; б) любые языковые средства, способные передать мысль автора; в) только специально отобранные языковые средства, типичные для данного стиля.

3. Для разговорного стиля характерны …

а) спонтанность, точность, образность; б) образность, лаконичность, декларативность; в) выразительность, спонтанность, неофициальность.

4. Для научного стиля характерны …

а) точность, стандартизированность, аргументированность; б) логич-ность, точность, аргументированность; в) унифицированность, спонтан-ность, убедительность.

5. Для официально-делового стиля характерны …

а) стандартизированность, безличность,императивность; б) точность, лаконичность, неофициальность; в) унифицированность форм, убедительность, выразительность.

6. Для публицистического стиля характерны …

а) выразительность, образность, неофициальность; б) спонтанность, убедительность, безличность; в) выразительность, убедительность, возможность смешения языковых средств разных стилей.

7. Стилистика – это …

а) наука, изучающая особенности литературного языка; б) наука, изучающая словарный состав языка; в) наука о текстах произведений художественной литературы, устанавливающая подлинность того или иного текста; г) наука, изучающая различные стили языка, а также нормы и способы их употребления в условиях языкового общения.

8. К жанрам научной речи относятся …

а) монография, аннотация, статья, рецензия; б) тезисы, очерк, учебник, постановление; в) доклад, статья, репортаж, инструкция.

9. К жанрам официально-деловой речи относятся …

а) постановление, приказ, заявление; б) словарь, письмо-запрос, инструкция; в) докладная записка, мемуары, договор.

10. К жанрам публицистической речи относятся …

а) рецензия, очерк, заявление; б) инструкция, репортаж, заметка; в) очерк, реклама, статья.

Задание 3. Заполните таблицу. В случае затруднения обращайтесь к учебным пособиям, к интернет-ресурсам www.gramma.ru, www.gramota.ru.

Функциональный стиль Подстили Функции Сфера употребления
1.
2.
3.
4.
5.

Задание 4. Определите, каким стилям соответствуют данные характеристики.

Название стиля Характеристика
Прямо и призывно. С целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо
Через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения повествуется о чем-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя
Логично, последовательно, аргументировано, точно и беспристрастно передается информация. Сообщаются знания
Непринужденно, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей
Официально, точно, по общепринятому стандарту излагается что-либо

Задание 5. Распределите, к каким стилям относятся данные жанры речи? Заполните таблицу.

Диссертация, реферат, отчет, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, доверенность, басня, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление).

Научный стиль Официально-деловой стиль Публицистический стиль Разговорный стиль Художественный стиль

Задание 6. Прочитайте список признаков, характерных для стилей русского литературного языка. Рядом с названием стиля отметьте номера тех признаков, которые соответствуют данному функциональному стилю.

1) Объективность; 2) точность; 3) логичность; 4) лаконичность; 5) экспрессивность; 6) декларативность; 7) авторизованность; 8) образ-ность; 9) безличность; 10) стандартизованность; 11) простота; 12) обобщенность; 13) выразительность; 14) конкретность; 15) спонтан-ность;16) нормированность; 17) официальность; 18) использование ненормированных языковых средств.

Признаки научного стиля: _______________________________________

Признаки официально-делового стиля: ____________________________

Признаки публицистического стиля: ______________________________

Признаки разговорного стиля: ____________________________________

Признаки стиля художественной литературы________________________

Задание 7. Определите, к какому из четырех стилей принадлежит слово или выражение: научный стиль (1); официально-деловой стиль (2); публицистический стиль (3); разговорный стиль (4).

Нижеследующий (__); военщина (__); сгущенка (__); дифферен-циальный (__); температура кипения (__); иметь место (__); вояж (__); газировка (__); формулировать (__); подвергать анализу (__); драндулет (__); вверенный (__); стать на вахту (__); шаром покати (__); блажь (__); привлечь к ответственности (__); в истекшем году (__); вывести формулу (__);припарадились (__); таковой (__); изотермический (__); маловат (__); самоотверженный (__); вышеназванный (__); каюк (__); чаяния (__); завалить (экзамен) (__); оказать содействие (__); зачетка (__); дисперсия (__); шумиха (__); закатить выговор (__); в случае неявки (__); постоянная величина (__).

Задание 8. Прочитайте тексты. Определите стиль и тип речи каждого текста.

1. В сухой листве под оградой из фуксий жили паучки совершенно иного рода – маленькие злые охотники, ловкие и свирепые, как тигры. Заметив присевшую погреться муху, паук замер, потом медленно-медленно, прямо-таки не превышая скорости роста былинки, начал переставлять ноги, незаметно пододвигаясь все ближе и ближе и прикрепляя по пути к поверхности листьев свою спасительную шелковую нить. И вот, оказавшись совсем близко, охотник остановился, слегка пошевелил ногами, отыскивая опору понадежней, затем бросился вперед, прямо на задремавшую муху, и заключил ее в свои волосатые объятья.

2. Паук – членистоногое животное с ядовитыми железами, плетущее паутину для ловли насекомых и убивающее их. Пауки живут везде – они освоили все природные зоны Земли. Их отличительная особенность – способность долго обходиться без пищи (до нескольких недель). Питаться пауки могут только жидкой пищей. Для ловли жертвы они используют специальное приспособление – паутину. На конце брюшка паука располагаются паутинные бородавки. Выходящее через них вещество, застывая на воздухе, превращается в нити необыкновенной прочности. Поймав в паутинные сети добычу, паук прокусывает кожу жертвы и впрыскивает внутрь добычи пищеварительный сок, а затем высасывает ее, оставляя пустую оболочку.

3. Многие люди боятся пауков, считают их вредителями. Конечно, с одной стороны, неприятно жить рядом с пауком (противный очень!), а с другой – не было бы пауков, нас бы заели мухи (вот они-то уж еще противнее – вечно жужжат, везде ползают, а осенью еще и кусаются!). Нет, паук все-таки хорошее животное.

Задание 9. Заполните таблицу. В случае затруднения обращайтесь к учебным пособиям, к интернет-ресурсам www.gramma.ru, www.gramota.ru. При указании языковых особенностей стиля приводите примеры.

Уроки русского Стили речи


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: