Тема: «основы композиции».

Композиция (составление, сочетание) – есть построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характерами и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция – важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и целостность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. «(БСЭ) А также организует как внутреннее построение произведения, так и его соотношение с окружающей средой и зрителем».

Пространство, ограниченное прямоугольной рамкой или видоискателем называются кадром (от фран. Cadre) буквально «рама». Кадрировать – устанавливать определенные границы кадра.

Картинная плоскость – отображение в видоискателе изображения объекта съемки. Композиция (лат. сочинение, составление).

Законы кинокомпозиции.

Композиционное творчество оператора, работающего над фильмом, должно строиться, прежде всего, с учётом интересов зрителя. Основное требование к качеству экранного изображения, а следовательно, и композиции кадра — ясность и читаемость содержания кадра. Неразборчивость предметной формы при монтажном изложении фильма на экране тормозит восприятие и сводит на «НЕТ» выразительность образов. Каждая фигура и предмет в кадре должны иметь определенное отношение к содержанию, поэтому из кадра убирается все, что «не играет», не несет действия. Только в том случае, если зритель легко, без напряжения воспринимает объем, форму, цвет предметов и их пространственное расположение, ему становится доступным и образный смысл происходящего в фильме. Для этого необходимо:

а) чтобы кадр не был загроможден несущественными деталями.

б) Чтобы важные объекты и фигуры не перекрывались.

в) Чтобы фигуры и лица не накладывались друг на друга.

Кроме того, необходимо, чтобы оптический и тональный центры кадра совпадали бы с сюжетными, светотональные эффекты не мешали читать формы фигур и предметов и в тоже время, чтобы кадр не был монотонным, т.е. плоским и скучным. При построении композиции кадра следует учитывать, сверх широкоугольный объектив и нарочитый ракурс могут исказить до неузнаваемости формы предметов, их масштабы и перспективу. Необходимость ясности изобразительной формы в кино обусловлена краткостью времени демонстрации монтажных кадров. Отсюда возникает второе требование: логичность и стилевое единство изобразительно – монтажной композиции, как всего фильма, так и отдельного эпизода и составляющих его кадров. В.И. Пудовкин писал: «Искусство соединять отдельно взятые куски так, чтобы зритель в результате получил впечатление целого, непрерывного, продолжающегося движения, мы привыкли называть монтажом». Для того, чтобы между снятыми кадрами непременно существовала связь, чтобы на экране было выражено насыщенное смыслом содержание, оператор должен при съемке учитывать закономерности монтажных координат, т.е. владеть искусством монтажной съемки. Только оригинальность и неожиданность изобразительных монтажных решений могут вызвать интерес зрителя. Но именно неожиданные и оригинальные композиционные решения требуют, прежде всего, ясно читаемого содержания кадра.

Колорит – взаимосвязь всех цветовых элементов картины, согласованность цветов оттенков.

Фронтальная композиция – съёмка объекта с центральной точки. Главная ось изображаемых предметов совпадает с центральной осью всей фотографической картины и с направлением оптической оси объектива.

Фронтальная композиция – устойчива, спокойна, изображение нейтрально по отношению к материалу композиции. Как правило, композиционный прием не выявляет в картине, какой – то одной из её частей как главной, не акцентирует внимание зрителя на одном из элементов композиции. Такой снимок чаще всего представляет собой общий вид изображаемого объекта и дает зрителю общее представление о материале, знакомит его с объектом в целом. Фронтальная композиция часто используется при съемке городского пейзажа. При смещении точки съёмки вправо или влево, в кадре выступают грани, линии, очерчивающие объемные формы. Это усиливает эффект объёмности и весь композиционный рисунок кадра становится глубинным, пространственным.

Дальнейшее смещение точки съёмки от центра приводит к образованию диагональной композиции. Подобные композиции применяются при съёмке динамичных сюжетов.

Формат снимка – размеры картинной плоскости и соотношение её сторон.

Два основных формата – горизонтальный и вертикальный.

В композиции очень важно определить смысловой центр сюжета.

Композиционное равновесие — ни одна из частей кадра не кажется перегруженной и гармонично сочетается со всеми его частями.

Рассмотрим несколько базовых техник кадрирования, которые стоит взять на вооружение. Разделим кадр на трети и оставим две трети женщине и треть мужчине (рис. 21 а). То же самое сделаем для соответствующего реверса (рис. 21 б). Переключаясь между планами основной герой всегда занимает основную часть кадра, на внутренних крупных планах мы так же оставляем две трети основному герою, но вместо другой третьи оставляем пустое пространство (рис. 21 в;г). Переключаясь между четырьмя камерами этих планов, мы получаем сбалансированное изображение.

а Тема: «основы композиции». б Тема: «основы композиции».

рис. 21

в Тема: «основы композиции». г Тема: «основы композиции».

рис. 21

Деление кадра на трети заимствованно из живописи – это ключ к завершённому и привлекательному кадрированию. Кадрирование по третям или, по меньшей мере, расположение героя вне центра сразу же делает кадр более ярким. Поместив героя вне центра, подробнее рассмотрим эффект, который создаёт оставленное пространство, — герой выглядит более открытым и доступным, если больше свободного пространства перед ним. Так же можно рассматривать соотношение пространства между героями и личного пространства позади них.

Центральное кадрирование наилучшим образом используется в случаях, когда герой рассматривается как главная часть сцены (рис. 23). В данном случае герой имеет главенствующее положение внутри сцены, поэтому наиболее логично скадрировать его строго по центру.

Тема: «основы композиции».

рис. 23

Другая весомая причина для центрального кадрирования, — ситуация, когда герой является третьим лицом. На (рис. 24) показано, как стыкуются планы женщин (рис. 24 а;б), и в обоих случаях разделяемое пространство — в кадре. Кадр с мужчиной является равной частью разделяемого пространства обеих женщин (рис. 24 г).

а Тема: «основы композиции».

рис.24

б Тема: «основы композиции». в Тема: «основы композиции». г Тема: «основы композиции».

рис. 24 На крупных планах большое значение имеет расположение глаз, здесь так же работает правило третей. В данном случае нужно располагать глаза на линии трети (рис. 25).

Тема: «основы композиции».

рис. 25

Так же нужно уделять внимание визуальной тяжести кадра. Если оставить слишком много свободного пространства над героями, кадрирование выглядит слишком лёгким (рис. 26 а); если же оставить слишком мало — кадрирование будет слишком тяжелым (рис. 26 б). Немного свободного пространства выглядит оптимально (рис. 26 в).

а Тема: «основы композиции». б Тема: «основы композиции». в Тема: «основы композиции».

рис. 26 План на (рис. 27 а), тяжёлый сверху; сместив кадр вниз, мы получим более свободное и сбалансированное кадрирование (рис. 27 б).

а Тема: «основы композиции». б Тема: «основы композиции».

рис. 27

Ещё одно правило касается расположения линии горизонта. Не всякий кадр имеет ясную линию горизонта, поэтому правило не всегда применимо. Горизонт следует располагать на одной из вертикальных третей кадра, в зависимости от того, что важнее в данном конкретном кадре (рис. 33 а;б).

а Тема: «основы композиции». б Тема: «основы композиции».

рис. 33

Композиция. Законы композиции: целостность, равновесие, соподчинение #основыкомпозиции


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: