Тема: современные подходы к закаливанию в доу.

Цель:уточнить знания студентов о средствах и способах закаливания в детском саду, дать знания о комплексном использовании закаливающих процедур, познакомить с современными оздоровительными процедурами в детском саду, упражнять в составлении комплексов гимнастики после дневного сна с использованием контрастного воздушного закаливания.

Этапы урока Деятельность преподавателя
1. Проверка знаний предыдущего урока На прошлом уроке мы разобрали тему «Физкультурные занятия на воздухе». У вас было задание составить и подготовить для практического проведения план-конспект занятия на воздухе для детей разных возрастных групп. Для экономии времени каждый из вас покажет фрагмент занятия, ту часть, которую я попрошу. Ваше проведение будет оцениваться по следующим критериям: — Соответствие двигательного материала возрасту детей. — Соответствие этапов и методических приемов требованиям методики. — Соответствие содержания и методики проведения требованиям к занятиям на воздухе. Давайте с вами вспомним, в чем особенности проведения занятий на воздухе и их отличие от занятий в зале. — Высокая моторная плотность за счет включения до 5 пробежек, фронтального и группового метода организации, подбору игр и эстафет. — Бег после ОРУ – перед ОД, после ОД – медленный бег — Рекомендуется сюжетная или игровая форма проведения занятий, использование народных подвижных игр, игр-эстафет. — Все ОРУ из и.п. стоя. Практическое проведение студентами фрагментов занятий на воздухе. — Чему особенно способствуют физкультурные занятия на воздухе? (закаливанию)
2. Сообщение нового материала Сегодня мы с вами поговорим о закаливании. Тема эта для вас не является новой, т.к. основы закаливания вы получили на методике физического воспитания. Наша с вами задача сегодня – познакомиться с современными подходами к закаливанию. Для начала давайте вспомним: — Что такое закаливание? Закаливание – система мероприятий, направленных на повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, повышение устойчивости организма к действию разнообразных природно-климатических факторов (тепла, холода, атмосферного давления, солнечной радиации). — В чем физиологический механизм закаливающих процедур? В приспособлении организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды (когда организм человека к этому привыкает, он перестает на это реагировать) — Какие средства закаливания вы знаете? Воздух, вода, солнце — Какие закаливающие процедуры вам известны? Воздушные ванны, водные процедуры (обливание, обтирание, обширное умывание, полоскание горла), солнечные ванны. Сегодня появились новые здоровьесберегающие технологии в детском саду и изменились подходы к закаливанию. Итак, на каких же положениях основывается современное закаливание: 1. Объединение различных здоровьесберегающих средств и процедур в единый оздоровительный комплекс. В эти комплексы входит различное лечебно-профилактическое оборудование: соляная пещера или галокамера, сана, солярий, гипоксикатор «горный воздух», бассейн Джакузи, аэроионизатор Чижевского паро-душевые кабины, фитобар и другое. Некоторые из этих процедур мы с вами сегодня рассмотрим. 2. Комплексное использование средств закаливания. Можно закаливать водой, можно закаливать воздухом, можно закаливать разницей температур, а можно всем вместе одновременно. Примером такого комплексного закаливания является комплекс «Сауна-душ-фитобар». Работу в данном комплексе называют термотерапией. Давайте познакомимся с методикой термотерапии. Сейчас вы посмотрите фильм о закаливании детей в этом комплексе. По ходу просмотра фильма вам будет задание 1) Составить алгоритм проведения термотерапии. Алгоритм – это последовательность действий. 2) Выделить, какие средства закаливания задействованы в данной процедуре. В процедуре термотерапии можно выделить 2 фазы: 1-я фаза— прогревание организма. Она начинается с предварительного согревания под теплым гигиеническим душем и растирания и продолжается непосредственно в кабинете термотерапии. Температура воздуха в кабинете термотерапии на уровне пола (на первой, нижней полке) равна 40°С, на второй (верхней) полке — 60°С, у потолка — 100С, относительная влажность воздуха 5-20%. Такие температурно-влажностные параметры обеспечивают накопление тепла в следующем диапазоне: 1. При температуре 60±2,5°С накопление тепла — 35 ккал/м2 поверхности тела, что соответствует так называемому первому режиму — режиму слабой тепловой нагрузки. 2. При температуре 70±2,5°С накопление тепла — 55 ккал/м2, что соответствует второму режиму — режиму умеренной тепловой нагрузки. 3. При температуре 80±2,5°С накопление тепла — 80 ккал/м2 — третий режим — режим выраженной тепловой нагрузки. Естественно, что выбор теплового режима диктуется индивидуальными показателями (возрастом, состоянием здоровья, уровнем толерантности к гипертермии, степенью закаленности). При групповом методе лучше всего использовать 1-й и 2-й режимы. В течение 1-й фазы (прогревание организма) различают два периода: адаптации (пассивное прогревание организма, ускорение кровотока и микроциркуляции) и через 3-7 минут после начала процедуры — период интенсивного прогревания, характеризующийся интенсивным потоотделением и сдвигом водно-солевого равновесия. Как уже отмечалось, процедура должна вызывать только положительные эмоции, ребенок должен уметь контролировать свое самочувствие, знать правила поведения в термокабинете, поэтому нецелесообразно использовать термотерапию у детей младше 3—4 лет. Во время процедуры нужно спрашивать детей об их самочувствии, предлагать им спуститься на нижнюю полку для индивидуального подбора режима. Длительность пребывания детей в кабинете термотерапии 5—10 минут. 2-я фаза— охлаждение организма. Для охлаждения могут быть использованы: — помещение с Т° воздуха 22—25°С; — бассейн с Т° воды 28-32°С; — душ без напора с Т° 30—32°С; — обливание водой из ведра Т° 33—20°С. Лучший способ охлаждения — душ без напора. При резком охлаждении или быстром погружении в бассейн может повыситься артериальное давление. Во избежание этого необходимо погружаться в бассейн медленно, только по шею, на 2—3 минуты. Курсы термотерапии проводятся либо в течение года 1 раз в неделю, либо курсами по 6 – 10 процедур по 2 раза в неделю 2 раза в год. Используемые средства: вода, воздух, разница температур, целебные травы. Здесь мы видим применение сразу нескольких оздоровительных технологий. Фитотерапия и контрастное закаливание. — Что такое фитотерапия? (лечение и профилактика заболеваний лечебными травами.) — Как вы думаете, какие элементы термотерапии можно использовать в ДОУ, где нет сауны? (контрастное обливание, фитобар) 3. Закаливание осуществляется не только в специально оборудованных кабинетах специалистами, но и в группах воспитателями. Ранее считалось, что в основе воздушного и водного закаливания лежит постепенное уменьшение температур. Однако сегодня доказано, что намного эффективнее использовать контрастное воздушное и водное закаливание. Этот подход пропагандировал Ю.Ф. Змановский (какая вариативная программа связана с этим именем?). Этот подход лежит в основе его программы «Здоровый дошкольник». Сейчас мы познакомимся с методикой контрастного воздушного закаливания, описанной Ю.Ф. Змановским. Осуществляется оно после дневного сна. 1) Открыть в спальне окна, так чтобы к концу дневного сна достигалась температура воздуха от +13 до +16′ С. В 15 часов дети просыпаются под звуки музыки. При этом они снимают одеяла и, лежа в постели, в течение 2-3 минут выполняют 3-4 физических упражнения (подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками и последующим выпрямлением; перекрестные и параллельные движения рук и ног, поднятых перпендикулярно относительно туловища; покачивание согнутых колен в правую и левую стороны с противоположным движением рук; различные упражнения на животе и др.). По команде ведущего (хлопок в ладоши, удар в бубен) дети вставали, быстро снимали пижамы и в течение 1-1,5 мин выполняли циклические движения умеренной интенсивности (бег, ходьба) в «холодном» помещении, в трусах и чешках. Особое внимание уделяли подбору дыхательных упражнений, так как именно они позволяют осуществить контрастное воздействие на дыхательные пути в результате ритмичного дыхания при глубоком вдохе и выдохе. 2) Далее следовала перебежка в игровое («теплое») помещение, где температуру воздуха поддерживали от +21 до +24° С. При пребывании в «теплом» помещении детям предлагали несколько вариантов занятий, которые чередовали так, чтобы поддерживать интерес кзакаливающей процедуре и положительный эмоциональный тонус во время ее проведения. Это — разнообразные подвижные игры со словесным сопровождением или проговариванием вместе с детьми для дополнительной тренировки голосового аппарата; подвижные игры на развитие воображения и элементов творчества; разучивание и выполнение новых, нестандартных физических упражнений и танцевальных элементов для развития прежде всего координационных возможностей; те же физические упражнения, что и в «холодном» помещении, но в более спокойном темпе; различные виды ходьбы, марширование, разнообразные построения и перестроения для развития ориентировки в пространстве. Кроме того, можно использовать специально оборудованную комнату со спортивными снарядами и инвентарем, применяемым для развития и укрепления свода стопы (это разнообразные массажные дорожки, массажные коврики, простейшие массажеры). На дорожку из массажных ковриков можно положить мокрое полотенце. Характер занятий в «теплом» помещении отличался от такового в «холодном» — здесь необходим более спокойный темп упражнений, чтобы дети не перегревались во время их выполнения. Количество перебежек из одной комнаты в другую с пребыванием в каждой комнате по 1-1,5 мин составляет не менее 6. Заканчивалась процедура быстрыми перебежками из «холодной» комнаты в «теплую» в ходе игр типа «самолетики», «перелетные птицы», «спутники планет». Вся процедура занимает 12-15 мин. 4. Итак, мы посмотрели современные возможности использования воздушного и водного закаливания. А что сегодня предлагают в области закаливания солнцем? Обычно в учебниках вы можете познакомиться с методикой солнечных ванн (закаливания солнцем на улице летом). Но в нашей стране теплых дней намного меньше, чем холодных, много дней пасмурных, когда солнце не показывается целыми неделями. — Чем полезно солнце? (на солнце вырабатывается витамин Д, способствующий усвоению кальция в организме). На помощь приходит солярий (или гелиотерапия). Раньше для получения имитации солнечного света – ультрафиолетового излучения использовали ультрафиолетовые лампы. Сегодня их заменяют на более щадящие и безопасные солярии. Для получения терапевтического эффекта важно, чтобы облучения в солярии проводились регулярно в течение 2-х недель с постепенно возрастающим временем проведения процедуры. В детских садах используются как общие, так и местные «солнечные ванны». При общем воздействии слабому облучению подвергается всё тело. При местном облучении ультрафиолетовому воздействию подвергаются только отдельные области, например, воротниковая зона («солнечный воротник»), а остальные участки тела накрываются. Местное облучение применяется, например, когда нужно ограничить общую лучевую нагрузку на организм, или при необходимости максимального воздействия на определённые зоны, например, на поясничную область при хроническом пиелонефрите или гломерулонефрите, а также для подготовки ребёнка к курсу общих «солнечных ванн». Ни в коем случае не следует облучать такие участки кожи, которые самой природой к этому не предназначены, например: ладони и подошвы стоп! Курс гелиотерапии обычно состоит из 10 сеансов, которые проводятся ежедневно. При необходимости курс повторяют 2 раза в год. Обычно светопрофилактику проводят в осенне-зимний период (т.к. в этот период дефицит света особенно заметен и может ослаблять организм). При этом учитываются диагноз, локализация патологического процесса, наличие противопоказаний, возраст ребёнка и его функциональное состояние, а также цвет кожи и др. Длительность процедур: 3 года — от 2 до 4 мин; 4 года — от 3 до 6 мин; 5-7 лет — от 5 до 8 мин.
Домашнее задание 1. Составить комплекс гимнастики пробуждения после дневного сна с использованием метода контрастного воздушного закаливания. Строиться комплекс будет по той схеме, которую мы записали. Давайте вспомним. 1) 3-4 упражнения лежа в кроватках (потягивания, движения руками и ногами, упражнения на животе). 2) Циклические движения (бег и ходьба) в холодном помещении. 3) Упражнения в теплом помещении (варьируйте то возможное содержание, которое мы записали). 4) Игра для организации перебежек из теплого в холодное помещение. 5) Упражнение на расслабление, дыхательные упражнения. 2. На дополнительную оценку: написать доклад-сообщение на тему «Нетрадиционные методы закаливания». При написании доклада обратите внимание на такие пункты, как описание метода, его значение и методика применения. Литература: 1. Куркина И. «Здоровье – стиль жизни». – СПб – М., 2008. 2. Здоровый малыш, программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З.И. Берестовой. Журналы «Дошкольное воспитание», Интернет-источники.

Закаливание холодной водой Alexander Zakurdaev


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: