Темы для самостоятельной работы

Лекция:Традиционный (классический) фольклор. Древние роды и виды фольклора. Повседневное воплощение народной духовности в обрядовом фольклоре и его традиционных жанрах

Происхождение русского фольклора и его ранние формы. Теория трудового происхождения искусства. Древние русские трудовые песни, их поэтика.

Заговоры (заклинания), их классификация. Художественная система заговоров (персонажи, композиция, стиль). Язычество как мировоззренческая система.

Общая характеристика обрядовой поэзии. Проблема происхождения и классификации. Циклы и состав календарной обрядовой поэзии. Механизм слияния языческих и христианских традиций.

Жанровый состав и поэзия обрядовых песен: колядки, овсени, виноградья, масленичные песни, веснянки, волочебные, вьюнишные, хороводные песни, троицкие, купальские, петровские песни. Песни осенних обрядов. Магия и ритуал. Христианизация народного календаря.

Жанровый состав и классификация семейного фольклора. Свадебные песни (величальные, корильные, приговоры), их художественные особенности. Антитеза и художественный параллелизм как принцип построения свадебных песен и причитаний.

Причитания как жанр фольклора (похоронные, свадебные, рекрутские). Поэтическое своеобразие причитаний. Трагизм и драматичность (П.В. Шейн, П.В. Киреевский, Н. Майков).

Собирание и изучение обрядовой поэзии.

Христианство и двоеверие в фольклоре.

Паремии. Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

Лекция: Устная проза. Сказки как вид народной прозы.

Несказочная проза

Проза как разновидность эпического фольклора. Сказки и несказочная проза. Их отношение к действительности. Типизирующая функция сказочного вымысла и конкретно-информативная функция несказочной прозы.

Проблема определения жанровых разновидностей сказок и их художественного метода. Проблема классификации сказок: сказки о животных, волшебные сказки, бытовые (анекдотические, новеллистические). Аарне – Андреев – Томпсон – опыт классификации. Типы героев и особенности поэтического построения. Сказочники-мастера. Фольклорная и литературная сказки. Жанрообразующие качества сказки. Поэтика сказок и стиль жанровых разновидностей сказок.

Антитеза – универсальный художественный прием сказок. Герои сказок – образы – типы. Особенности сказочных сюжетов (последовательность, однолинейность, замкнутость) и принципы композиции. Сюжеты одномотивные, кумулятивные и состоящие из замкнутой цепочки мотивов разного содержания. Контаминации. Утроения. Диалоги. Собирание сказок: А.Н. Афанасьев, Д.Н. Садовников, Н.Е. Ончуков, Д.Н. Зеленин, Б.М. и Ю.М. Соколовы.

Общие признаки произведений несказочной прозы: достоверность повествования с точки зрения слушателей и рассказчика, невыделенность из потока обыденной речи, отсутствие специальных жанровых и стилевых канонов, временная, локальная, персональная приуроченность.

Формообразующее значение сюжета. Образование циклов.

Дискуссионность проблемы выделения жанров несказочной прозы. Приспособляемость произведений несказочной прозы к разным повествовательным жанрам, к местным условиям.

Предания, легенды, демонологические рассказы (былички, бывальщины). Жанровые признаки разновидностей несказочной прозы.

Собирание и изучение несказочной прозы.

Лекция.Былины

Определение жанра былин. Проблема происхождения и исторической периодизации былин, ее дискуссионный характер в трудах исследователей. Процесс формирования состава русского эпоса. Географическое распространение былин, их циклизация (киевский, новгородский циклы). Историзм былин. Основное содержание русского эпоса. Поэтика былин. Принципы изображения людей и событий. Композиция былинных сюжетов. Антитеза и система утроений. Орнаментовка сюжета (запевы, исходы), общие места (loci communes) в былинах. Система повторений, приемы ретардации (замедления) повествования. Гипербола как основное средство создания образов. Особенности языка, стиля, былинный стих. Собирание и изучение былин. Географическое распространение былин (Север, Урал, Сибирь). Открытие былинной традиции в Поволжье (Языковы, П.Киреевский). Выдающиеся сказители. Важнейшие сборники былин: «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым»; «Онежские былины, записанные А.Ф. Гильфердингом летом 1871 года»; «Песни, собранные П.Н. Рыбниковым».

Лекция.Лиро-эпические жанры традиционного фольклора. Исторические песни, баллады, духовные песни и стихи

Определение жанра исторических песен, отображение в исторических песнях народного сознания. Сходство и отличие исторических песен от былин. Художественные формы исторических песен. Основные циклы исторических песен (об Иване Грозном, о Смутном времени, о Степане Разине, о Петре Великом, о событиях 1812 года). Их содержание, типы героев (народный герой, царь, полководец), изображение народа, художественное своеобразие, жанровые разновидности.

Происхождение термина «баллада» и определение жанра. Проблема выделения баллад в фольклоре, их тематика и идейная направленность. Историческое развитие народных баллад (особенности сюжета, характер конфликта, принципы изображения героев). Поэтика народных баллад. Собирание и изучение баллад.

Определение духовных стихов и песен как комплекса эпических, лиро-эпических и лирических произведений религиозного содержания, неоднородных в жанровом отношении. Происхождение духовных стихов. Среда бытования и репертуар духовных стихов. Основная идея и поэтика духовных стихов как мира христианских чудес. История собирания и изучения духовных стихов.

Лекция.Лирические жанры русского фольклора: песни, частушки

Определение лирических песен как поэтического рода в фольклоре. Характер исполнения. Проблема происхождения народной лирической внеобрядовой песни и историческое развитие репертуара. Основные группы лирических внеобрядовых песен и проблема их классификации (принципы и подходы). В.Я. Пропп, Н.П. Колпакова, Т. М.Акимова и др.

Тематика традиционной крестьянской лирики. Содержание, типы героев. Поэтика народной лирики: сюжетные ситуации, параллелизм, приемы композиции: повтор сюжетных ситуаций, ступенчатое сужение образов, ассоциативно-цепочное построение. Монологи, диалоги, повествовательная часть. Приемы изображения персонажей: идеализация, юмор, сатира. Особенности языка и строфики. Собирание народных песен (П.В. Киреевский, Языковы, П.В. Шейн, А.И. Соболевский).

Частушка – определение жанра и его свойства. Типы частушек. Проблема возникновения. Тематика и поэтика частушек. Сборники В.И. Симакова, Е.Н. Елонской, З.И. Власовой и др.

Лекция.Народное драматическое творчество. Фольклорный театр.

Народная драма

Драматический род в фольклоре. Истоки народного театра. Театральные формы фольклора. Скоморохи. Балаганы. Театр передвижных картинок (раек). Драматическое начало в эпических и лирических жанрах.

Народный кукольный театр, его виды (театр Петрушки, Вертеп).

Народные драмы. Время их создания, особенности бытования. Жанровый состав.

Народные бытовые сатирические пьесы «Барин», «Мнимый барин», «Маврух» (тематика, приемы сатирического изображения).

Народные героико-романтические драмы «Лодка» и «Царь Максимилиан». Проблема происхождения, идейная направленность, образы, поэтика. Сборник Н.Е. Онучкова «Северные народные драмы», антологии П.Н. Беркова, Н.И. Савушкиной, А.Ф. Некрыловой.

Лекция.Эволюция традиционного фольклора в XX веке.

Фольклор и современность

Фольклор и историческая действительность. Эволюция традиционных жанровых форм и появление новых (частушки) в новых исторических условиях («новое время – новые песни»). Песни литературного происхождения. Фольклор рабочих. Фольклор советской эпохи: периода революции, гражданской войны и первых пятилеток. Фольклор и самодеятельность.

Фольклор периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Жанровое своеобразие. Специфика городской фольклорной культуры. Жанровые разновидности городских песен, их поэтика. Исследователи песен литературного происхождения: И.Н. Розанов, А.М. Новикова, В.Е. Гусев, Я.И. Гудошников и др. Сборники городских песен.

Анекдоты и афористические жанры. Проблема происхождения анекдота, его поэтика. Современные присловья, остроты, шутки. Сборники анекдотов.

Фольклор постсоветской эпохи. Проблемы изучения и собирания.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1 : Русские писатели-собиратели и исследователи фольклора (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.В. Кольцов, Н.М. Языков, П.В. Киреевский как фольклористы-собиратели).

Задание: Познакомьтесь с записями фольклора и собирательской деятельностью названных писателей в книге «Литературное наследство» Т. 79, ред. Д.Д. Благой, А.С. Бушмин и др. Песни, собранные писателями. Новые материалы из архива П.В. Киреевского. – М.: Наука, 1968. Режим доступа: http://imli.ru/legacy/show/volumes/tom-79_-pesni—sobrannye-pisatelyami_-novye-materialy-iz-arhiva-p-v—kireevskogo-/

1. Прочитайте вступительные статьи и комментарии к записям текстов песен.

2. Проанализируйте принципы собирания песен писателями.

3. Подготовьте выступление минигрупп (по 2 – 3 студента) по темам:

1) А.С. Пушкин как фольклорист.

2) Н.В. Гоголь и фольклор.

3) А.В. Кольцов – собиратель народных песен.

4) П.В. Киреевский и его собрание народных песен.

5) Песни, собранные Языковыми, в собрании П. Киреевского.

К темам докладов подобрать библиографический список, оформить на карточках.

Важно! Прочитать статьи А. С. Пушкина, Гоголя Н. В. ( см. Литературу)

Подготовить презентацию на тему: «Писатели-собиратели фольклора» (по выбору студента),например, « Братья Языковы – собиратели фольклора»

Литература:

1. Песни, собранные писателями. Новые материалы. Из архива П.В. Киреевского. Литературное наследство / Под ред. Д.Д. Благой и др. – М.: Наука, 1968. – Т.79.

2. Собрание народных песен П.В. Киреевского. Записи Языковых в Симбирской и Оренбургской губерниях. – Л.: Наука, 1997. – Т.1. Адрес ресурса: http://feb-web.ru/feb/byliny/default.asp?/feb/byliny/texts/-pf-02.html

3. Гоголь Н.В. 1. О малороссийских песнях. 2. В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенности. В кн. Н.В Гоголь. Собр. соч. – М.: Худ. лит., 1978. – Т.6. – С.102-110; 332-372.

4. А. С. Пушкин О народности в литературе (любое издание)

5. Азадовский М.К. История русской фольклористики. – М., 1958. – Т.1.

6. Соймонов А.Д. П.В. Киреевский и его собрание народных песен. – Л., 1971.

7. Джанумов С.А. Традиции песенного и афористического фольклора в творчестве А.С. Пушкина: Уч. пособие. – М., 1998.

8. Абашева Д.В. Языковы в истории литературы и фольклористики. – Москва: Издательство «Таганка», 2009.

8.Образ народной культуры в литературе / под ред. Д.В. Абашевой. –Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун- т, 2016.- 204с. (500 экз.) ISBN: 978 -5-88297 – 305 — 5. (в соавторстве)

9.Путь спасения как метасюжет русского фольклора и литературы//Х111 Пасхальные чтения. Материалы Тринадцатой Межвузовской научно – методической конференции «Гуманитарные науки и православная культура» — М.,2016. 200С., с.12 -21

10.Смолицкий В.Г. А.С. Пушкин – собиратель фольклора // Живая старина. – 1999. – №2. – С.39-40.

Контент и контент-маркетинг: 6 правил для самостоятельной работы. Мария Азаренок


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: