Теологический и психопатологический аспекты

РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н. И. ПИРОГОВА

СНК Психиатрии и медицинской психологии

ПСИХОПАТОЛОГИЯ ОДЕРЖИМОСТИ

И БРЕД МЕССИАНСТВА

Автор: студент 337А группа ПФ

Радионов Дмитрий Сергеевич

МОСКВА 2014

СОДЕРЖАНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ

ПСИХИАТРИЯ И РЕЛИГИЯ

  • Этапы развития

ОДЕРЖИМОСТЬ

  • Теологический и психопатологический аспекты

Теологический аспект

Психопатологический аспект

  • Варианты симптомокомплекса одержимости
  • Явление «кликушества»

БРЕД МЕССИАНСТВА

ИСТОЧНИКИ

АКТУАЛЬНОСТЬ

В настоящее время Россия находится в периоде бурных социальных преобразований, характеризующемся как эпоха душевного хаоса, что активирует общественное и индивидуальное сознание. И одним из таких направлений является повышенный интерес к религиозно — мистическому.

Данная работа весьма актуальна, в ней рассматривается проблему мистических переживаний, и затрагивается вопрос о взаимоотношении тела и души, о сущности человек и мира.

ПСИХИАТРИЯ И РЕЛИГИЯ

Этапы развития

Как только человечество появилось на планете, получило способность к абстрактному мышлению: одной из главных задач первобытного человека стал поиск объяснений происходящему вокруг. Из-за недостаточности опытных знаний, homo sapiens придавал любому неизвестному явлению мистичность, связывая его с высшими силами. Любая погодная аномалия, удача на охоте, рождение ребенка – все это было, по верованиям первобытных людей, дело рук духов. Даже болезнь человека, в особенности душевная, сводилась к воздействию злых сил, одержимости.

Одержимость — состояние, в котором человек подчинён одному или нескольким духам, богам, демонам, бесам или дьяволу. Подразумевается, что подобные сверхъестественные существа зачастую враждебны человеку и действуют обычно с целью причинения зла. Согласно верованиям, для одержимости необходимо вселение сверхъестественной сущности в человека, но иногда источник или источники одержимости могут управлять человеком на расстоянии. Подобные представления появились как попытка объяснить различные заболевания человека.

До появления науки основным догматом знаний человека была религия. Во всех деяниях людских, событиях мира виделась рука Бога или Дьявола. Особенное отношение в связи с этим было к колдунам, ведьмам, посланникам ада, считали их одержимыми, а ни как не относили их к больным людям, которым нужна помощь врачевателей. Мировоззрение людей было другим, религия стояла на первом месте, а соответственно и все реалии жизни просматривались через призму верований.

Испокон веков, во всех культах и религиях, начиная с язычества и заканчивая современными религиозными направлениями, люди считали возможным очищения души от греховных деяниях, что заключалось в раскаянии перед богом, проведении ритуалов и обрядов. Одним из таких обрядов, используемых в религиозной практике и по сей день, является экзорцизм.

Экзорцизм — процедура изгнания бесов и других сверхъестественных существ из одержимого с помощью молитв, обрядов определенной религии.

Развитие науки и медицины дало отпечаток на умозрении человечества, с появлением апостериорных доказательств многих явлений религия стала отходить на второй план, и, начиная с периода Нового Времени, активно в умах людей стал выстраиваться научный взгляд на происходящее. Так люди научились смотреть и на психические расстройства. Вследствие чего появилась психиатрия, как одно из направлений медицины.

Психиатрия изучает душу человека, заболевания, расстройства психики, рассматривая их через призму медицинских догм. Основой любой религии является также душа, духовный мир человека. В целом, изучая один предмет – душу, взаимоотношение естественнонаучной (медицинской) и теологической точек зрения на патологические проявления в психике человека в истории культуры было различным. Можно выделить три периода.

I-й период — господство религиозно-мистического понимания всех психопатологических проявлений. Психиатрии как медицинской дисциплины еще не существовало. Все психические болезни рассматривались как результат воздействия дьявола, бесоодержимость или как непосредственный результат первородного греха (Гейнрот). Лечить их поэтому должны не врачи, а священники, философы, моралисты. Организационно этому донаучному периоду развития психиатрии соответствовал монастырский период психиатрии, когда государство, не имея психиатрических больниц и врачей-психиатров, возлагало на монастыри призрение психически больных (бесных, безумных, слабоумных) наряду с другими убогими людьми (хромцы, слепцы и др.). Справедливость требует сказать, что уже тогда в далекие времена мы имеем пример дифференцированного подхода к психически больным даже и в монастырях. И попытке разграничить переживания людей, возникающие под воздействием злой духовной силы, демонских искушений с одной стороны, и переживания, являющиеся результатом естественных природных процессов в организме с другой. Так, человек большого духовного опыта и тонкой наблюдательности, настоятель монастыря, Иоанн Лествичник (IV) приводит определенные признаки, по которым он советует различать возникающие помимо воли монахов расстройства настроения духовного происхождения от таких же не уступающих молитве и силе крестного знамения настроений, развитие которых зависит, как он пишет, от естества. Также основатель монашества в Киевской Руси Антоний Печерский 3 года ухаживал за монахом, больным кататонией, рассматривая его состояние как болезнь, а не результат воздействия злого духа (пример этот цитируется проф. Т.И.Юдиным).

II-й период — ХIX век — становление психиатрии как научной медицинской дисциплины на основе рационалистических теорий (школе соматиков). По мнению сторонников этих теорий, психические болезни ничем не отличаются от соматических болезней. Только врач, исходя из чисто телесных, соматических и мозговых процессов, может понимать психопатологические проявления. Теолог и пастырь здесь не при чем. Всякий немедицинский путь отвергается и осуждается, как не имеющий познавательного значения (В.Гризингер 1861 г.) Проявления религиозной жизни трактовались (как иногда и в наше время) как психические заболевания или симптомы болезни (К.Шнейдер, 1956 г.). Религиозные догматы и идеи расцениваются как навязчивые идеи невротиков (Рейн, 1922 г.).

III-й период — XX — век, когда в психологии и психиатрии возникает императивная необходимость синтетического рассмотрения психических проявлений человека в норме и патологии, во всей полноте его духовного и психофизического бытия. Это направление в психологии привлекло внимание и сочувствие многих крупных ученых. Установлено, что наше знание обусловлено тем или иным познавательным метолом, что научные положения имеют ограниченную и преходящую ценность в зависимости от применяемого метода (К.Ясперс). Целостное антропологическое воззрение на человека во всей полноте его духовных и психофизических проявлений привлекло внимание таких ученых, как психиатры Бонхеффер, Кречмер, невролог Лермитт и др.

ОДЕРЖИМОСТЬ

Для рассмотрения вопросов касающихся одержимости и мессианского берда необходимо привести трихотомическую концепцию. В ней личность рассматривается как три части: тело, душа и дух.

Все психические процессы, как в норме, так и в патологии, находятся в душе. Высшие чувства: мораль, этика, исскуство и др. – это прерогатива духа. Психиатр, будучи врачом, затрагивает только две части личности: тело и душу. Дух – объект для «духовных людей»: священнослужителей, богословов и философов, то есть для людей «духовного опыта». При этом все компоненты личности находятся в единой связи. Так под влиянием греха душа, не потерявшая совесть, испытывает чувство вины, печаль, мучение и желание, а точнее потребность, избавиться от греха. Ибо с духовным искуплением придет душевное спокойствие.

Очень важно при работе с больным разграничить: душевная ли это болезнь и «болезнь духовная». Сначало необходимо поставить «духовный диагноз», то есть найти истинную духовную причину расстройств. Одновременно надо установить имеются ли у данного человека проявления душевных заболеваний, что входит в компетенцию, как сказано ранее, врача-психиатра.

Бывают и сложные случаи, когда в одном человеке «томится» и душа, и дух, что требует совместному действию психиатра и духовника.

Теологический и психопатологический аспекты

Теологический аспект

Традиционно под одержимостью подразумевают вселение в человека демона или беса, который начинает управлять его жизнью, толкая свою жертву на стезю зла. И хотя сегодня мало кто верит в христианские истории об одержимости бесами, само это явление продолжает будоражить умы многих исследователей, решивших заняться изучением данного вопроса.

Во всех религиозных писаниях, и особенно относящихся к монотеистическим религиям, присутствует описания данного явления. Для начала обратимся к Евангелию.

Цитата от Марка (Мк. 5:1-14)

И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.

Цитата от Луки (Лк. 9:38-43)

Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня: его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его. Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего. Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его. И все удивлялись величию Божию.

В христианской культуре весьма упрочен образ одержимости, как явления постигающего грешников в качестве наказания за свою неправедную жизнь. Слабо верующие, а значит слабые духовно.

Для более точного определения одержимости используется термин Бесноватость,в христианстве: одержимость человека бесами. В церковной практике избавление человека от бесноватости осуществляется через обряд экзорцизма, то есть изгнания бесов (в католичестве). В православии отчитка (обряд изгнания бесов) была запрещена ещё в III веке апостольскими постановлениями и как форма магического восприятия культа осуждается иерархами. Тем не менее она практикуется некоторыми священнослужителями, хотя для этого требуется благословение правящего архиерея.

Не только в христианской религии, но и в других присутствуют явления, характеризующиеся как вселение потустороннего объекта в человека. Например, в Исламе также верят в то, что в человека могут вселяться невидимые сущности, которые причиняют вред ему или окружающим людям через него. Такое явление называется одержимость джиннами, и основано на древних арабских верованиях в сочетании с Учением пророка Мухаммеда. Джинны – предшественники человека

В арабском мире джинны описываются, как гении, духи природы или независимый класс существ, созданный ранее человека.

И гениев Мы сотворили раньше из огня знойного (15:27);

… и сотворил джиннов из чистого огня (55:15).

Согласно индийской медицинской литературе и священным писаниям тантрического буддиста, большинство seizers, или те, которые угрожают жизни маленьких детей, появляются в форме животных: коровы, льва, лисы, обезьяны и др. Подобные явления наблюдается и в китайской культуре. Ч’и Чанг-фу, китайский гинеколог, в начале тринадцатого века написал, что люди во время приступа одержимости издавали звуки животных: коровы, лошади, свиньи и собаки. В православной культуре этим признакам одержимости также отводится особое место. Они объединяются в, так называемое, явление «кликуши», которое будет рассмотрено ниже.

Перед рассмотрением психопатологического аспекта данного вопроса стоит обратить внимание на критерии, по которым церковь признает, что имеет место быть одержимости:

  • Агрессивность, ругательства и проклятия в адрес христианской церкви, святых (богохульства)
  • Пароксизмы
  • Галлюцинации
  • Одержимые говорят от лица тех, кем они одержимы.
  • Беспокойство при чтении кем-то молитв, совершении религиозных обрядов
  • Непереносимость святой воды и другой религиозной атрибутики
  • Обнаружение способностей к левитации, телекинезу, телепортации
  • Ксеноглоссия
  • Навязчивые мысли о совершении самоубийства/убийства
  • Отсутствие чувства стыда

Многое из вышеперечисленного, в свою очередь, может быть отнесено к симптомам психический расстройств.

В мусульманской религиозной культуре психические недуги более в полном размере относят к вмешательству потусторонних сил чем, к примеру, в христианстве, так как вся симптоматика душевных заболеваний в мусульманстве является признаками одержимости. Но при этом, представления в исламе о признаках одержимости шайтанами, джиннами существенно разнятся. Высказываются мнения, что симптомами беснования являются: неадекватное поведение, галлюцинации, психические патологии, одержимый может страдать потерями сознания, кошмарами, утратой болевой чувствительности или беспричинными болями. Одержимый может сойти с ума, либо умереть, если ему не помочь. По другим представлениям, человек, в которого вселились джинны, демонстрирует аморальное поведение, употребляет алкоголь, произносит богохульные высказывания и объявляет себя пророком.

Отношение современной православной церкви к отчитке негативное. Святейший Патриарх Алексий II осуждал участившуюся практику изгнания бесов. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) советовал человеку, одержимому бесом, чаще причащаться и собороваться:

« Отчитка — это чин, а вот Соборование — это одно из семи Таинств Божиих. Пособоруйтесь и причащайтесь почаще… Вот и будет Вам помощь — и противостанете злу» (Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). 8-е изд., доп.: Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь, 2008).

Малый электротранспорт / Правовые аспекты / ТЕО-ТВ 2019 12+


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: