(2012/13 уч.г.)
5 курс
1. Теоретические основы развивающего обучения в начальных классах. Соотношение обучения и развития.
2. Дидактическая система Л. В. Занкова, направленная на общее развитие ребенка.
3. Универсальные учебные действия и их характеристика. Возможности их формирования при изучении “Окружающего мира”.
4. Дифференцированный подход к учащимся при изучении “Окружающего мира”. Пути его реализации.
5. Школьный учебник. Функции. Структура. Характеристика структурных компонентов.
6. Структура и содержание знаний об окружающем мире. Принципы отбора. Структурные единицы содержания. Группы знаний, составляющих содержание предмета “Окружающий мир”.
7. Учебно-методический комплект “Школа России”, особенности построения. Анализ программы и учебников А.А. Плешакова.
8. Учебно-методический комплект “Школа 2100”, особенности построения. Анализ программы и учебников А.А. Вахрушева и др.
9. Учебно-методический комплект “Школа XXI века”, особенности построения. Анализ программы и учебников Н.Ф. Виноградовой.
10. Особенности построения учебно-методического комплекта “Гармония”. Анализ программ и учебников О.Т. Поглазовой.
11. Анализ программ и учебников “Мы и окружающий мир” Н.Я. Дмитриевой и А. Казакова.
12. Методика работы с учебником. Вариативность работы.
13. Теоретические основы развития наблюдательности. Характеристика восприятия. Соотношение между восприятием и наблюдением. Экспериментальные исследования лаборатории Л.В. Занкова, их результаты.
14. Технология развития наблюдательности на уроках естествознания.
15. Экскурсии в природу, методика их проведения. Технология развития наблюдательности на экскурсиях.
16. Структура дневников наблюдений, настенного календаря природы и труда, фенологических тетрадей. Методика организации работы на уроках и во внеурочное время.
17. Изучение развитости наблюдательности. Контроль за развитостью наблюдательности. Варианты контроля.
18. Развитие мышления младших школьников на уроках естествознания. Успешность мыслительного процесса.
19. Логические операции и их характеристика.
20. Естественно-научные понятия и их характеристика. Технология формирования и развития понятий на уроках по окружающему миру.
21. Изучение развития мыслительной деятельности. Контроль за развитием логического мышления. Варианты контроля.
22. Развитие практических действий. Уроки с использованием опытов, практических работ.
23. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Определение. Классификация видов самостоятельных работ. Типы самостоятельные работ и их характеристика.
24. Методика организации и проведения самостоятельной работы на разных этапах урока, экскурсиях, во внеурочное время.
25. Учебная деятельность. Структура. Характеристика. Условия развивающей деятельности.
26. Формы организации деятельности учащихся на уроках «Окружающего мира». Характеристика и методика организации.
27. Моделирование как метод изучения «Окружающего мира», его характеристика.
28. Методы и методические приемы в развивающих системах. Их особенности. Характеристика.
29. Урок в развивающих системах и его методические особенности: цели и средства обучения.
30. Подготовительная работа к уроку, ее назначение, вариативность, методические особенности.
31. Методические особенности проверки домашнего задания на уроке, ее вариативность.
32. Методические особенности организации изучения новой темы. Вариативность этого этапа урока.
33. Методические особенности закрепления изученного материала. Вариативность этого этапа урока.
34. Урок по предмету“Окружающий мир” в развивающих системах и его методические особенности. Отличия от традиционных уроков.
35. Теоретические основы системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
36. Учебная задача, характеристика. Отличие учебных задач от практических.
37. Содержание и построение программ, учебников и методических пособий для реализации предмета “Окружающий мир” в системе Д. Эльконина – В. Давыдова.
38. Урок в системе Д. Эльконина – В. Давыдова, его особенности.
39. Проектная деятельность и ее характеристика.
40. Внеурочная и внеклассная работа с учащимися, в развивающих системах обучения.
41. Проанализируйте урок “Разнообразие животных” (1 класс) с точки зрения развития учащихся (по видеоматериалам). Предложите свой вариант реализации развивающих целей.
42. Проанализируйте урок “Водоем” (1 класс) с точки зрения развития учащихся (по видеоматериалам). Предложите свой вариант реализации развивающих целей.
43. Проанализируйте урок “Насекомые” (1 класс) с точки зрения развития учащихся (по видеоматериалам). Предложите свой вариант реализации развивающих целей.
44. Проанализируйте урок «Животные леса» (4 класс) с точки зрения развития учащихся (по видеоматериалам). Предложите свой вариант реализации развивающих целей.
45. Проанализируйте урок “Части растений” (1 класс) с точки зрения развития учащихся (по видеоматериалам). Предложите свой вариант реализации развивающих целей.
46. Составьте развернутый план урока на тему “Процессы” (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)
47. Составьте развернутый план урока на тему “Разнообразие растений и животных” 1 класс (Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков).
48. Составьте развернутый план урока на тему “Животные” 2 класс (Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков).
49. Составьте развернутый план урока на тему “Растения” 2 класс (Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков).
50. Составьте фрагменты уроков, на которых будете работать с учебником (не менее трех), используя для этого учебники Н.Я. Дмитриевой и А.Н. Казакова.
51. Составьте фрагменты уроков, на которых будете работать с учебником (не менее трех), используя для этого учебники А.А. Вахрушева и др.
52. Составьте фрагменты уроков, на которых будете целенаправленно заниматься развитием анализирующего наблюдения, используя для этого разные приемы.
53. Составьте фрагменты уроков, на которых будете целенаправленно заниматься развитием логического мышления, используя для этого разные приемы.
54. Составьте фрагменты уроков с различными вариантами проверки домашнего задания. Обоснуйте предлагаемые варианты.
55. Составьте фрагменты экскурсий, где вы сможете показать возможности развития наблюдательности учащихся.
56. Составьте развернутый план урока на тему: “Природные зоны” (система Д. Эльконина – В. Давыдова, 3 класс).
57. Составьте фрагмент урока, на котором вы будете формировать первичные понятия “деревья”, “кустарники”, “травы” для учащихся 1 класса. Покажите вариативность подходов.
58. Решите следующую методическую задачу. А.А. Плешаков пишет: “Учебный курс дает возможность целенаправленно развивать мышление ученика, формируя приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение)”. Как это реализовано в учебниках А.А. Плешакова 1-4 классы?
59. Составьте фрагменты уроков по предмету “Окружающий мир”, на которых будете организовывать самостоятельную работу учащихся. Обоснуйте необходимость выбранного вида деятельности. Покажите вариативность подходов.
60. Проанализируйте урок «Вода в природе» (1 кл.) с точки зрения развития учащихся (по видеоматериалам). Предложите свой вариант реализации развивающих целей.