Теории управления персоналом

В настоящее время различают три группы теорий: классические теории, теории человеческих отношений и теории человеческих ресурсов.Видными представителями классических теорий являются: Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Л. Урвик, М. Вебер, Г. Форд, А.К. Гастев, П.М. Керженцев и др. К представителям теорий человеческих отношений относятся: Э. Мэйо, К. Арджерис, Р. Ли-карт, Р. Блейк и др. Авторами теорий человеческих ресурсов являются: А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макгрегор и др. Теории управления о роли человека в организации

Наименование теорий Постулаты теорий Задачи руководителей организации Ожидаемые результаты
Классические теории Труд для большинства индивидов не приносит удовлетворения, это присущее для них качество. То, что они делают, менее важно для них, нежели то, что они зарабатывают, делая это. Мало таких индивидов, которые хотят или могут делать работу, требующую творчества, самостоятельности, инициативы или самоконтроля Главной задачей руководителя является строгий контроль и наблюдение за подчиненными. Он должен разложить задачи на легкоусваиваемые, простые и повторяющиеся операции, разработать простые процедуры труда и проводить их в практику Индивиды могут перенести свой труд при условии, если будет соответствующая заработная плата и если руководитель будет справедлив. Если задачи будут в достаточной мере упрощены и если индивиды будут строго контролироваться, то они смогут соблюсти фиксированные нормы производства
Теории человеческих отношений Индивиды стремятся быть полезными и значимыми, они испытывают желание быть интегрированными, признанными как индивиды. Эти потребности являются более важными, чем деньги, в побуждении и мотивированности к труду Главная задача руководителя сделать так, чтобы каждый чувствовал себя полезным и нужным. Он должен информировать своих подчиненных о планах, а также учитывать их предложения по улучшению этих планов. Руководитель должен предоставлять своим подчиненным возможность определенной самостоятельности и определенный личный самоконтроль над исполнением рутинных операций Факт обмена информацией с подчиненными и их участия в рутинных решениях позволяет руководителю удовлетворить основные потребности по взаимодействию индивидов и в чувстве их собственной значимости. Факт удовлетворения потребностей поднимает их дух и уменьшает чувство противодействия официальным властям, т.е. подчиненные охотнее общаются с руководством
Теории человеческих ресурсов Труд для большинства индивидов приносит удовлетворение. Индивиды стремятся внести свой вклад в реализацию целей, понимаемых ими, в разработке которых они участвуют сами. Большинство индивидов способны к самостоятельности, к творчеству, к ответственности, а также к личному самоконтролю на более высоком месте по иерархии, чем то, которое они теперь занимают Главной задачей руководителя является лучшее использование человеческих ресурсов. Он должен создать такую обстановку, в которой каждый человек может максимально проявить свои способности, содействовать полному участию персонала в решении важных проблем, постоянно расширяя самостоятельность и самоконтроль у своих подчиненных Факт расширения самостоятельности и самоконтроля у подчиненных повлечет за собой прямое повышение эффективности производства. Вследствие этого полученное удовлетворение трудом может повыситься, поскольку подчиненные наиболее полно используют собственные ресурсы

31)Контроль – это процесс сопоставления фактически достигнутых результатов с намеченными.Контроль – управленческая деятельность, направленная на выявление, исправление и предупреждение отклонений достигнутых результатов от намеченных установок, параметров, целей.Возможности контроля:позволяет осуществлять исправляющее воздействие на объект управления, обеспечивает эффективную реализацию поставленной цели.Особенность контроля:служит средством осуществления обратных связей, своевременного принятия мер воздействия на управляемый объект, изменения планов или поставленных целей.Задачи контроля:обеспечивает обратную связь между ожиданиями, установленными первоначальными планами, и истинными показателями деятельности компании.Особенность систем контроля:они соотносят реальные достижения с прогнозными показателями, после этого определяются отклонения с тем, чтобы либо исправить негативные последствия, либо усилить действие, если результаты позитивные.Основные стадии контроля:– измерение фактически полученных результатов;– установление стандартов, ориентиров, которые необходимо достичь;– сравнение достигнутых показателей с плановыми.

32)Понятиепрограммно-целевогоуправления
Программно-целевое управление — управление, ориентирующееся на достижение конкретного конечного результата в решении определенной проблемы, развитии той или иной отрасли или региона и в заранее установленные сроки.
Основными принципами программно-целевого управления являются: ориентация на конечную цель, сквозное планирование объекта управления, принцип непрерывности. Программно-целевое управление предназначено для решения сложных проблем общественного производства, возникающих при реализации крупномасштабных народнохозяйственных, межотраслевых и межрегиональных целей с жесткими директивными сроками.
Основными этапами программно-целевого управления являются: формулировка цели программы; декомпозиция (расчленение) цели на отдельные задачи и мероприятия — формирование дерева целей и задач и оценка его элементов; обоснование альтернативных направлений (средств) достижения целей программы; оптимизация распределения ресурсов между отдельными ветвями дерева целей и темпов финансирования; изменение приоритетности отдельных целей программы или средств их достижения; адаптация целевой части программы к изменяющимся внешним условиям.
С усложнением задач развития и совершенствования производства роль программно-целевого управления возрастает. Принципы программно-целевого управления, разработка и осуществление комплексных целевых программ находят все большее распространение на всех уровнях управления — народном хозяйстве в целом, отраслях и регионах, объединениях и предприятиях .
В условиях недофинансирования и неудовлетворительного ресурсного обеспечения системы социального обслуживания все большее значение приобретает разработка и реализация федеральных целевых программ (ФЦП) . Используемые при этом принципы и подходы программно-целевого планирования и управления позволяют не только концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях, но и осуществлять комплексный подход к решению актуальных проблем социального обслуживания на основе межотраслевого (межсекторального) взаимодействия. Актуальность изучения программно-целевого метода управления определяется двумя важнейшими характеристиками менеджмента предприятия организационная структура управления и направленность менеджмента.
Переход от узкой специализации к интеграции вызывает изменения в содержании и характере управленческой деятельности. Проявляется четко выраженная тенденция к уменьшению жесткости и иерархичности сложившихся управленческих структур, расширению использования организационной кооперации, дальнейшему развитию программно-целевого управления. Такие меры приводят к уменьшению бюрократических процедури значительному сокращению управленческого аппарата.
Без развития методов проектирования структур управления затрудняется совершенствование управления и повышение эффективности производства.

33) Возможны 4 основные роли государства по отношению к культуре и искусству:

А) “Помощник” – когда государство всё своё внимание концентрирует

на поддержании и развитии разнообразия как в некоммерческом профессиональном,

так и в любительском творчестве, достигая этого поддержкой культурной

деятельностью в целом. Источники финансирования оказываются разнообразными, а

роль правительства состоит в поощрении этого разнообразия всеми силами, прежде

всего законодательной и налоговой политикой.

Б) “Патрон” – когда государство концентрирует внимание том, чтобы

обеспечить стандарты профессионального творчества и деятельности. Например, оно

поощряет художественное мастерство с помощью стипендий и более активно

участвует в культурной жизни, чем “помощник”.

В) “Архитектор” – когда помощь культуре и искусству со стороны

государства является частью его программы повышения благосостояния общества. В

основе его политики лежат стандарты общества. Поддержка выражается вдолгосрочном прямом государственном финансировании.

Г) “Инженер” – когда государство владеет и распоряжается

средствами осуществления культурной деятельности и художественного творчества.

Например, оно поддерживает то искусство, которое отвечает его политическим

целям и стандартам.

Культура обладает правом на поддержку со стороны государства, которое несёт

юридические и моральные обязательства перед прошлым, настоящим и будущим за

сохранение и развитие культурного наследия всех народов и этносов.

Государственная политика в сфере культуры должна строиться на уважении

человеческого достоинства, обеспечении свободы выбора каждым членом общества

форм участия в культурной жизни и творчестве.

35) Понятие культуры включает в себя многие стороны духовной сферы жизни людей. Важнейшие направления культурной деятельности определены в принятых 9 октября 1992 г. Основах законодательства Российской Федерации о культуре. Это: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело; архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей; эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области.

Первоочередной задачей государства в культурной сфере является разработка отвечающей новым реальностям правовой базы, которая включает: стимулирующие налоговые льготы инвесторам в сферу культуры; действие средств обеспечения сохранности и безопасности государственных культурных ценностей; возможность творческого труда и реализации права на свободную профессию; меры, усиливающие ответственность за преступления против культурного наследия страны. В Доктрине информационной безопасности РФ, подписанной Президентом в 2000г., особо подчеркнута важность информационной деятельности. Интересы государства состоят в том, чтобы обеспечить соблюдение конституционных прав граждан на информацию, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, культурного и научного потенциала страны.

К долгосрочным целям культурной политики государства относятся: формирование идеологических и нравственных основ демократического правового государства; создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала общества; формирование неискаженного исторического сознания, создание единого культурного пространства страны.

36) Управление культуры Минского городского исполнительного комитета (далее — управление) является органом государственного управления, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере культуры на территории г. Минска.
Управление является структурным подразделением Минского городского исполнительного комитета (далее – Мингорисполком) и входит в систему Министерства культуры Республики Беларусь. В своей деятельности управление подчиняется Мингорисполкому и одновременно Министерству культуры Республики Беларусь.
В систему управления входят структурные подразделения местных исполнительных и распорядительных органов, обеспечивающие реализацию государственной политики в области культуры, и государственные учреждения культуры коммунальной формы собственности.
Имущество управления культуры находится в собственности города Минска и закреплено за ним на праве оперативного управления. Владение, пользование и распоряжение государственным имуществом управление осуществляет в порядке и пределах, установленных законодательствоисобственникомимущества.Финансирование управления осуществляется за счет средств бюджета города Минска.

37) Местное самоуправление – форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории (далее, если не указано иное, – граждане), для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Местное самоуправление осуществляется через местные Советы депутатов (далее – Советы), органы территориального общественного самоуправления, местные собрания, местные референдумы, инициативы граждан по принятию решений Советов, участие граждан в финансировании и (или) возмещении расходов бюджета на определенные ими цели и иные формы участия граждан в государственных и общественных делах.

2. Система органов местного самоуправления включает Советы и органы территориального общественного самоуправления.

3. Система Советов в Республике Беларусь состоит из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного и включает областные, городские, районные, поселковые и сельские Советы.

К областному территориальному уровню относятся областные, Минский городской Советы (далее, если не указано иное, – Советы областного уровня). Советы областного уровня являются вышестоящими по отношению к Советам базового и первичного территориальных уровней.

К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы (далее, если не указано иное, – Советы базового уровня). Советы базового уровня являются вышестоящими по отношению к Советам первичного территориального уровня.

Минский городской Совет обладает также правами Совета базового уровня.

К первичному территориальному уровню относятся городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские Советы (далее, если не указано иное, – Советы первичного уровня).

38) Под культурой в широком смыслеслова принято понимать социально-культурный облик общества — состояние в нем науки, искусства, образования, просветительской работы и т.д. Содержание культуры составляют культурные ценности: нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения; языки, диалекты и говоры; национальные традиции и обычаи; фольклор, художественные промыслы и ремесла; произведения культуры и искусства; имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии; уникальные в историко-культурном отношении территории, объекты и др.

При организации государственного управления в понятие «культура» вкладывается более узкий смысл,означающий одну из отраслей социально-культурного строительства. Значение последней заключается в том, что, как свидетельствует мировой опыт, не может быть сильного государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия, поощрения и развития искусства, свободы творческой деятельности, без обеспечения возможностей для граждан широко пользоваться культурными благами.

Государственная культурная политика(политика в области культурного развития) представляет собой совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также собственно деятельность государства в области культуры.

Управление культурой— это исполнительная и распорядительная деятельность компетентных государственных органов в целях реализации политики государства в области культурного развития, практического осуществления культурно-воспитательной функции государства.

Его содержание охватывает: организацию создания и популяризации высокохудожественных произведений искусства, подготовку и обеспечение распространения информации и пропаганды, организацию охраны произведений искусства, памятников истории и культуры, а также иную деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

40) Активность– всеобщая характеристика человека, способность производить общественно значимые преобразования окружающей среды на основе присвоения богатств духовной, материальной и корпоративной культуры организации. Формы проявления активности:

• в творческой деятельности, направленной на решение творческих производственных задач (участие в рационализации и изобретательстве, разработке новых методов труда и т. д.);

• в производственно-экономической деятельности, характеризующей степень превышения работником нормативных показателей труда, качества продукции и т. п.;

• в процессе развития личности вследствие трудовой деятельности посредством повышения квалификации, совершенствования профессионального мастерства, освоения смежных профессий и т. д.;

• в общественной деятельности в сфере производства, направленной на формирование коллективистских отношений, развитие взаимопомощи и сотрудничества, расширение участия работающих в управлении производством.

Социальная активность работника– творческое отношение к труду, участие в управлении производством, а также в формировании личностных установок и ценностных ориентиров, правил совместной работы, в создании на производстве организационной культуры.

Фактор, влияющий на активность человека на производстве:

1) его личностные побуждения, его активная жизненная позиция;

2) целенаправленное внешнее воздействие на человека как объект управления с целью активизации его деятельности.

Факторы, предопределяющие необходимость активизации человеческих ресурсов:

• превращение знания в важнейший ресурс производства и дальнейшего развития экономики;

• осознание людьми своего особого места во всей системе как производственных, так и социальных отношений;

• ориентация людей на собственные интересы, личностные и коллективные ценностные ориентиры. Две стороны активизации человеческих ресурсов: 1)развитие человеческих ресурсов; 2) формирование организационной структуры и культуры организации.

Две стратегии управления активизацией человеческих ресурсов:

Перваясвязана с обучением людей восприятию нового видения, новой цели, новых технологий и навыков, для того чтобы в результате изменилось их поведение.

Втораясвязана с развитием сотрудничества людей, в результате чего работники совместно формируют видения, цели, планы и способы их исполнения. Эта стратегия требует специфической структуры и организационной культуры, на создание которых уходит много времени. Преимущество заключается в том, что не нужно ни с кем ничего согласовывать. Право принятия решений принадлежит сотрудникам, а этим обеспечивается их лояльность по отношению к тому, что им предстоит сделать.

42) Менеджер как субъект социокультурных процессов играет огромную роль в деятельности профессиональных и самодеятельных культуроформирующих, творческих и культуросохраняющих организаций и учреждений.

Он выступает при этом в двух ипостасях: в качестве регулятора и организатора, советчика и подсказчика в социокультурной самоорганизации, саморазвитии и самовыражении человека в различных культурных формах; в качестве носителя культурно-ценностных эталонных образцов, создателя и транслятора этих образцов, культурных форм и ценностей, составляющих содержание социокультурных процессов.Профессионально подготовленный специалист культуры выступает в качестве менеджера творческой деятельности в культуре и в качестве творца ее ценностей. Данные функциональные роли специалист культуры часто совмещает, но в других случаях данные функции исполняются разными специалистами, имеющими конкретно заданную квалификацию.Число людей, активно пользующихся плодами деятельности учреждений культуры, а также самих создателей этого процесса — менеджеров, режиссеров-постановщиков, хореографов, педагогов и др. — постоянно возрастает. Роль и значение культуры в жизни человека велики и, несомненно, будут возрастать с повышением материального, экономического уровня его жизни и общества в целом.Большое значение в этой связи имеют организаторские, творческие, гражданские и нравственные качества специалиста культурно-досуговой деятельности. Профессиональное мастерство этого специалиста по своей природе также уникально.Рассматривая признаки, лежащие в основе профессионального мастерства специалиста культуры, Н.К. Бакланова указывает, что деятельность специалиста культуры профессионально целесообразная, индивидуально-творческая и оптимальная, а профессиональное мастерство — это качественный уровень профессиональной деятельности, носящей творческий характер, ориентированной на социально значимый конечный результат и оптимальный процесс его достижения.

Теории управления персоналом 43)

Деятельность первичных социокультурных коллективов имеет специфику:

— осуществление прямых повседневных отношений с населением, воспроизведение, трансляция культурных ценностей и вовлечение людей в культуротворческую деятельность;

— дифференциация технологии работы с многослойным социально-демографическим и возрастным составом населения; непрерывная и последовательная работа с людьми;

— многообразие форм и методов работы;

— необходимость постоянного обновления культурных программ и услуг, инновационный характер деятельности; неустойчивость финансирования, поиски дотационных и компенсирующих источников материальной поддержки; несоответствие численности штатных бюджетных должностей реально осуществляемой и потенциально необходимой деятельности; низкие должностные бюджетные ставки оплаты труда;

— импульсивный, сегментарный, а порой и ненормированный характер трудовой деятельности; работы в дневное, вечернее и ночное время, в выходные и праздничные дни, отсутствие сменности, придающие аномальный, выходящий за рамки общепринятого, традиционного, характер труда.

Творческие группы (сектора) становятся мини-коллективами и выполняют менеджерские функции по отношению ко всем участникам творческого процесса подготовки и осуществления культурных проектов и программ, включая реальных и потенциальных посетителей учреждения культуры, аудиторию.

По уровню профессионализма, профессиональной управленческой культуре, профессиональной компетентности менеджеров социально-культурной деятельности условно возможно разделение на четыре типа (Чижиковы):

1. Менеджер социально-культурной деятельности обладает высоким профессиональным уровнем и оптимально мотивирован к работе в своей сфере. Его профессиональные качества, целеустремленность в работе гарантируют высокую эффективность деятельности.

2.Менеджер положительно мотивирован к работе в социокультурной сфере, но имеет низкий профессиональный уровень. Его положительная мотивация, стремление выложиться на работе приносит мало пользы, а иногда может наломать дров из-за своего низкого профессионализма.

3.Менеджер с низким профессиональным уровнем и недостаточной мотивацией в работе социокультурных учреждений. Такой тип относится к балласту управленческой системы, который тормозит развитие, отрицательно воздействует на коллег и структуры управления.

4. Менеджер обладает высоким профессиональным уровнем, но слабо или вообще не имеет мотивации к работе в учреждениях социокультурной сферы. Он пассивен, безразличен к целям и задачам учреждения культуры, качеству и эффективности работы и всегда может уйти с работы на более выгодное для него место. Его высокий профессионализм и низкая мотивация в работе отрицательно сказываются на других сотрудниках, расхолаживают коллектив и тем самым наносят вред общему делу.

44) СТИЛЬ РУКОВОДСТВА в контексте управления – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи – все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.

Все разновидности авторитарного стиля — варианты неравноправных отношений руководитель — подчиненный, поэтому в дальнейшем происходит изменение их ориентации на солидарный, демократический и кооперативный стили, однако сущность остается прежней: власть остается в руках собственников, а забота о сотрудниках связана с собственной экономической выгодой, позволяющей с меньшими затратами обеспечивать взаимосвязь менеджер — сотрудники — задачи — прибыль.

Управление может осуществляться в различных формах через различные способы воздействия на поведение: убеждение (логическая аргументация); внушение (суггестия, целенаправленное воздействие в обход сознания); заражение (передача эмоционального состояния, обычно в публичных условиях); манипуляция (скрытое побуждение другого к определенным действиям); принуждение (воздействие под угрозой наказания); стимулирование (установление и применение системы поощрения и наказания).

Насилие, принуждение, приказ соответствуют авторитарному стилю Авторитарный стиль как идеально-типовая форма единоличного централизованного проявления властной воли формального лидера Демократический (кооперативный, или сопричастный) стиль как типовая форма включает следующие варианты:

коммуникационный — сотрудники могут выражать свое мнение, но должны в конце концов следовать распоряжениям;

консультативный — менеджер принимает решение только после подробной информации и дискуссии, сотрудники выполняют задания, в разработке которых они участвовали, по которым с ними консультировалисьДемократический (кооперативный, или сопричастный) стиль как типовая форма включает следующие варианты:

коммуникационный — сотрудники могут выражать свое мнение, но должны в конце концов следовать распоряжениям;

консультативный — менеджер принимает решение только после подробной информации и дискуссии, сотрудники выполняют задания, в разработке которых они участвовали, по которым с ними консультировались

45,46)… для художественных руководителей (главных режиссеров, главных балетмейстеров, хормейстеров, дирижеров и т. д.) характерен авторитарный и даже деспотический стиль руководства. Это, в некотором смысле — условие их профессионализма, является следствием самой их деятельности. Главный замысел пьесы, кинофильма, музыкального произведения принадлежит только им. Зачастую он формируется в процессе репетиций и подготовки. Актеры, музыканты для них — средства воплощения этого замысла. Если главный режиссер начинает советоваться с актерами, то это означает, что у ему самому не ясно, что надо делать (Тульчинский).

Взаимодействие менеджера с исполнителем (артистом, художником, профессиональным или самодеятельным коллективом) всегда имеет утонченные этические формы, хрупкую структуру, способные в любой момент разрушиться под малейшим воздействием внешних и внутренних факторов. На основании многолетней практики менеджеры этой сферы уже выработали своеобразные этические нормы и правила, которые получили статус законов, правда, неписаных. В них вошли нормы отношений между самими менеджерами, менеджерами и артистами, менеджерами и подчиненными. Выработаны и применяются особые процедуры разрешения споров и конфликтов. В силу своего служебного статуса и положения менеджер всегда несет ответственность за людей, с которыми он работает.

Исполнители всегда ищут хороших менеджеров, которые могли бы их профессионально и достойно представлять на внутреннем и зарубежном рынке исполнительского искусства.

Менеджер, со своей стороны, связывая себя контрактом с тем или иным деятелем искусства, не может упустить многих факторов и, на первый взгляд, мелких деталей и нюансов.

Прежде всего, менеджер обязан: убедиться в отсутствии у своего клиента каких-либо соглашений, контрактов и обязательств с другими менеджерами; не допускать переманивания артистов у других менеджеров, необоснованными обещаниями крутых гонораров и ангажементов; предельно ясно, в письменной форме составлять контракты, указывая взаимные обязательства и ответственность; еще до подписания соглашения информировать своего подопечного о его расходах на питание, гостиницу, переезды, телефонные переговоры и т.д., о способах возмещения этих расходов и об условиях прекращения или продления контракта; в обозначенный срок выплачивать гонорар и затраты, разногласия по поводу непредвиденных затрат решать путем переговоров. В случаях творческого кризиса исполнителя, менеджер обязан искренне объясниться с ним и предложить варианты работы в другом амплуа, с другими менеджерами; получив полномочия от исполнителя, менеджер обязан создать условия для выполнения артистом его обязательств, ибо невыполнение вредит репутации не только самого исполнителя, но и менеджера, его перспективе в работе с другими исполнителями.

Классическая теория управления (1900-1930): определение


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: