Теория: хранение информации 15 минут

Материалы для проведения занятия

Как и на предыдущем занятии, тебе потребуются дополнительные материалы. Как обычно, они делятся на обязательные и необязательные; некоторые есть у администратора образовательного центра, а некоторые — нет. Вот список обязательных материалов:

— набор листочков для деловой игры. Небольшие чистые листочки (подойдут обычные квадратные стикеры) в количестве около 100шт;

— набор бумажек с рисунками для игры в Мафию (см. раздел «перерыв»).

План занятия

В этом разделе ты можешь найти более развернутое описание рекомендуемых этапов занятия, предложенных в самом начале этого раздела пособия. Итак, поехали!

Настройка — 5 минут

Это очень важный этап, отнесись к нему с должным вниманием! Не забывай, что лучше всего запоминаются первые и последние десять минут занятия. Пускай дети помнят о том, что ты интересуешься их жизнью, хочешь помочь и учишь чему-то крутому!

Чтобы этого добиться, необходимо уделять какое-то время общению с детьми на отвлеченные цели. Поспрашивай у ребят, как прошла неделя. Обсуди с ними последние события (им часто интересны новые игры, фильмы, а также все связанное с этим). Аккуратно подходи к необщительным ребятам: многим может быть неприятно навязанное или пустое общение. Бывает так, что найти контакт с ними удается лишь к середине семестра, но этого невозможно достичь, если не пытаться!

Но будь внимателен: такие разговоры могут повлечь за собой бурные обсуждения, которые будет необходимо пресечь, если они выйдут за определенные рамки (например, станет слишком шумно, или время на этап подойдет к концу). В таких случаях нужно аккуратно корректировать ход беседы или (в крайнем случае) остановить ее. Не забывай: ты — лидер в этом коллективе, и тебя нужно слушаться! Следование такому подходу позволит сохранить дисциплину на занятии, сохраняя при этом открытую и дружелюбную атмосферу. Продолжай укреплять зарождающуюся дружбу между собой и ребятами: они к тебе еще не привыкли, а некоторые до сих пор не могут поверить, что попали в адекватное место.

Узнавай, чем дети живут, показывай свой интерес к этому. Пускай они станут частью твоей жизни, а ты — частью их! Это сплотит вас всех и позволит общаться, будто вы лучшие друзья, а не учитель и ученик.

Проверка успехов — 10 минут

Обязательно убедись, что все до единого смогут работать дома! Если у них не установилась студия/сломался компьютер/мама запретила — сразу принимай соответствующие меры (вплоть до внеочередного звонка родителям). Как уже отмечалось, это очень важно, причем отловить проблемы в этой области часто оказывается сложно.

Будь внимателен к ребятам, у которых возникают проблемы. Обращай дополнительное внимание на результаты выполнения ими ДЗ: зачастую одно тесно связано с другим. Также не менее внимателен будь к успешным детям: им частенько оказывается лень выполнять очевидные действия, чтобы сдать домашнюю работу. Это тоже может повлечь проблемы с усвоением ребенком материала. Добейся выполнения домашней работы!

Теория: хранение информации 15 минут

Обсуди с детьми, какие данные и как умеет хранить компьютер. Чаще всего они приводят в пример звук, фото, видео, текст и игры. Запиши все предложенное на доске и затем разбери с ними основные принципы хранения каждого типа информации:

  • Звук — это значения давления воздуха в каждый момент времени, т.е. много-много чисел
  • Фото — это значения яркостей трех цветов (расскажи про RGB), т.е. опять много-много чисел
  • Программа (в том числе и игра) — это исполняемый код, который для компьютера, внимание… числа! (Применить команду номер восемь к числам в ячейках памяти номер 118 и 215)
  • Видео — это звуковая дорожка, наложенная на сменяющиеся друз за другом картинка. В общем, числа, числа, числа…
  • Часто дети забывают привести в пример текст. Если у тебя именно тот случай, напомни детям о существовании текстовой информации и перейди к деловой игре: Кстати, а давайте почувствуем себя компьютерами!

Перед началом игры обязательно расскажи, что такое бит и откуда взялся байт. В этом тебе неплохо может помочь следующая история:

Когда в 70-х годах стали появляться первые персональные компьютеры, их клавиатура была очень похожа на современную: стрелочки, клавиши Shift, Enter, Ctrl, Alt, пробел, Esc, F1-12 и (куда ж без них!) буквы. Всего клавиш насчитывалось аж 104 штуки, но некоторые из не имели закрепленного за собой численного кода (как в нашей игре на первом занятии), а другие имели сразу два (например а, нажатое при зажатом шифте и без)! В итоге различных состояний, каждому из которых требовалось присвоить числовой код, накопилось 128 для английского языка (). Но требовалось также расширить клавиатуру родным языком пользователя (а то вам бы сейчас пришлось писать только на английском!), для чего добавили восьмой бит, а число возможных комбинаций увеличилось до 256. Отсюда и появился байт!

Практика: деловая игра Привет! Я — компьютер! — 15 минут

Пришло время начать вводить детей в курс дела. Лучше всего, естественно, подойдет игровая форма. Долой скучную теорию и зубрежку!

Предлагается игра, позволяющая приблизиться к компьютерному миру. Расскажи детям примерно следующее: Абсолютно вся информация (кстати, а что это такое?) в компьютере представляется в двоичном виде — в виде ноликов и единичек. И, когда компьютеры работают в сети, у них, как и у людей, есть имена. Мы можем увидеть их, если залезем в свойства компьютера, и там же можем поменять. Но друг другу в качестве имени они говорят отнюдь не набор букв — они передают те самые единички и нолики! Поэтому, если мы хотим научиться программировать, нам с вами придется научиться общаться с компьютером на его языке. Не пугайтесь, у нас будут программы-переводчики , но для тренировки сыграем с вами в игру! Каждый из вас будет компьютером. У каждого из вас есть имя. Вы должны записать его в двоичном виде и раздать каждому из ребят. Когда вы получите листки с именами своих товарищей, вам нужно будет перевести их на обычный человеческий язык и вернуть владельцу!

Для упрощения задачи сначала выпиши все имена ребят на доску (причем Иннокентия стоит сократить до Кеши, только обязательно с согласия ребенка!). Рекомендуется привести все имена к небольшой длине (5-6 букв максимум). Также выпиши алфавит и поставь каждой букве в соответствие число, которое они и будут переводить в двоичный код. Рекомендуется выкинуть одну букву (обычно это Ъ), чтобы уместиться в пятибитную кодировку (32 буквы в алфавите, 5 бит на букву). Нумерацию начни с нуля, причем обрати на это внимание детей! Расскажи детям, как можно быстро переводить десятичные значения в двоичные и наоборот. Раздай им заготовленные заранее листочки.

Закрепи за каждым ребенком рабочее место. Каждый ребенок должен сидеть за ним и только за ним, вставая лишь для передачи листка (во избежание путаницы). Можно пошутить на эту тему, напомнив, что компьютеры тоже редко двигаются сами (кроме роботов, разумеется!). Ребенок сначала шифрует свое имя на одном листке, который потом уничтожит. Зашифрованное имя (столбик из пятибитных двоичных чисел, по одному числу-строке на букву имени) он копирует на другие листки, по одному для каждого товарища, и затем относит их на рабочие места других ребят. На этом подготовка заканчивается.

Затем ребята начинают расшифровывать имена товарищей. Их задача заключается в поиске владельца имени. Считается, что связь между ними установлена, когда каждый из них получает имя другого, расшифровывает его и возвращает обратно. Победителем можно считать либо первую такую пару ребят, либо ученика, первого справившегося с заданием.

Если группа сильная, расскажи детям о двух стратегиях хранения строк: с терминальным нулем и без. Обсуди с ними кодировки (достаточно ASCII и Unicode). Подготовь несколько контрольных вопросов: здесь уже стоит остановиться и закрепить усвоенную порцию материала. Лучше всего сделать это, начав словами а теперь — кто внимательнее всех слушал?. Примеры вопросов:

  • что такое бит?
  • сколько клавиш было на первой клавиатуре?
  • сколько бит в байте?
  • почему так?
  • какой цифре соответствует буква U в кодировке ASCII?
  • а в Unicode?
  • какое самое большое число поместится в один байт?

Последний вопрос уже относится к категории повышенной сложности: об этом еще не говорилось, но догадаться уже можно. Одновременно это — плавный переход к следующей теме: целочисленные типы.

15×4 — 15 минут про Чертоги Разума


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: