Ассоциативно — рефлекторная теория обучения.
В соответствии с этой теорией сформулированы дидактические принципы, разработано подавляющее большинство методов обучения. В основе ассоциативно — рефлекторной теории обучения лежат выявленные И.М. Сеченовым иИ.П.Павловым закономерности условно — рефлекторной деятельности головного мозга человека. Согласно их учению, в мозгу человека идет постоянный процесс образования условно — рефлекторных связей — ассоциаций. От того, какие ассоциации будут устойчивыми и закрепятся в сознании, зависит индивидуальность каждой личности. На основе учения о физиологии умственной деятельности известные отечественные ученые — психологи, педагоги С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Ю.А. Самарин, П.А. Шеварев и др. разработали ассоциативно — рефлекторную теорию обучения.
Кратко смысл данной теории можно выразить следующими положениями:
1. Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций — простых и сложных.
2. Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей имеет определенную логическую последовательность и включает в себя следующие этапы:
n восприятие учебного материала;
n его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий;
n запоминание и сохранение в памяти изученного материала;
n применение усвоенного в практической деятельности.
3. Основным этапом процесса обучения выступает активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач.
4. Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении ряда условий:
n формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых;
n подача учебного материала в определенной последовательности;
n демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;
n применение знаний в учебных и служебных целях, и т. п.
Из данных можно сделать практические выводы:
1. Овладение учебным материалом начинается с его восприятия. Для улучшения восприятия учебной информации важно привлечь органы чувств:
n слуховые;
n зрительные;
n двигательные и др.
2. Если учебный материал содержит большое количество блоков, то для его восприятия лучше применять специальные приемы:
n выделять главное;
n применять подчеркивание;
n использовать цвет;
n предлагать обратить особое внимание и т. д.
3. Для активизации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был:
n доступным;
n логически взаимосвязанным;
n правильно понятым;
n актуализированным.
4. В процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысление учебного материала, но и его закрепление в памяти. Для этого необходимо:
n составление конспекта изученного;
n повторение;
n рассказ;
n объяснение;
n показ усвоенного товарищу;
n применение полученных знаний в практической деятельности.
5. Основой процесса овладения знаниями является их применение на практике.
Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.
В разработке данной теории активное участие приняли известные ученые-психологиА.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина и др.
1. Идея о принципиальной общности строения внутренней и внешней деятельности человека. Согласно этой идее умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений происходит путем интериоризации, т. е. поэтапным переходом материальной (внешней) деятельности во внутренний умственный план.
2. Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей:
n ориентировочной (управляющей);
n исполнительной (рабочей);
n контрольно-ориентировочной.
3. Каждое действие характеризуется определенными параметрами:
n формой совершения;
n мерой обобщенности;
n мерой развернутости;
n мерой самостоятельности;
n мерой освоения и др.
4. Качество приобретаемых знаний, навыков и умений, понятий развитие умственных способностей зависит от правильности создания ориентировочной основы деятельности (ООД). ООД — текстуально или графически оформленная модель изучаемого действия и система условий его успешного выполнения.
5. В процессе обучения принципиально новым знаниям, практическим навыкам теория поэтапного формирования умственных действий выделяет несколько этапов:
n мотивационный;
n предварительное ознакомление с действием;
n выполнение материализованного действия в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, развернутой форме.
n внешняя речь обучаемого (ученики проговаривают вслух действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают).
n беззвучной устной речи (ученики проговаривают про себя действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают).
n автоматическое выполнение отрабатываемых действий.