Тестирование безопасности

Лекция №7.

Тема: Системное тестирование.

План:

Системное тестирование

Автоматизация тестирования

Системное тестирование

Системное тестирование качественно отличается от интеграционного и модульного уровней. Системное тестирование рассматривает тестируемую систему в целом и оперирует на уровне пользовательских интерфейсов, в отличие от последних фаз интеграционного тестирования, которое оперирует на уровне интерфейсов модулей. Различны и цели этих уровней тестирования. На уровне системы часто сложно и малоэффективно анализировать прохождение тестовых траекторий внутри программы или отслеживать правильность работы конкретных функций. Основная задача системного тестирования — в выявлении дефектов, связанных с работой системы в целом, таких как неверное использование ресурсов системы, непредусмотренные комбинации данных пользовательского уровня, несовместимость с окружением, непредусмотренные сценарии использования, отсутствующая или неверная функциональность, неудобство в применении и тому подобное.

Системное тестирование производится над проектом в целом с помощью метода черного ящика. Структура программы не имеет никакого значения, для проверки доступны только входы и выходы, видимые пользователю. Тестированию подлежат коды и пользовательская документация.

Категории тестов системного тестирования:

1. Полнота решения функциональных задач.

2. Стрессовое тестирование — на предельных объемах нагрузки входного потока.

3. Корректность использования ресурсов (утечка памяти, возврат ресурсов).

4. Оценка производительности.

5. Эффективность защиты от искажения данных и некорректных действий.

6. Проверка инсталляции и конфигурации на разных платформах.

7. Корректность документации

Системное тестирование подразумевает выход за рамки области действия программного проекта и проводится не только программным разработчиком. Классическая проблема системного тестирования — указание причины. Она возникает, когда разработчик одного системного элемента обвиняет разработчика другого элемента в причине возникновения дефекта. Для защиты от подобного обвинения разработчик программного элемента должен:

1) предусмотреть средства обработки ошибки, которые тестируют все вводы информации от других элементов системы;

2) провести тесты, моделирующие неудачные данные или другие потенциальные ошибки интерфейса ПС;

3) записать результаты тестов, чтобы использовать их как доказательство невиновности в случае «указания причины»;

4) принять участие в планировании и проектировании системных тестов, чтобы гарантировать адекватное тестирование ПС.

В конечном счете системные тесты должны проверять, что все системные элементы правильно объединены и выполняют назначенные функции. Рассмотрим основные типы системных тестов [13], [52].

Тестирование восстановления

Многие компьютерные системы должны восстанавливаться после отказов и возобновлять обработку в пределах заданного времени. В некоторых случаях система должна быть отказоустойчивой, то есть отказы обработки не должны быть причиной прекращения работы системы. В других случаях системный отказ должен быть устранен в пределах заданного кванта времени, иначе заказчику наносится серьезный экономический ущерб.

Тестирование восстановления использует самые разные пути для того, чтобы заставить ПС отказать, и проверяет полноту выполненного восстановления. При автоматическом восстановлении оцениваются правильность повторной инициализации, механизмы копирования контрольных точек, восстановление данных, перезапуск. При ручном восстановлении оценивается, находится ли среднее время восстановления в допустимых пределах.

Тестирование безопасности

Компьютерные системы очень часто являются мишенью незаконного проникновения. Под проникновением понимается широкий диапазон действий: попытки хакеров проникнуть в систему из спортивного интереса, месть рассерженных служащих, взлом мошенниками для незаконной наживы.

Тестирование безопасности проверяет фактическую реакцию защитных механизмов, встроенных в систему, на проникновение.

В ходе тестирования безопасности испытатель играет роль взломщика. Ему разрешено все:

q попытки узнать пароль с помощью внешних средств;

q атака системы с помощью специальных утилит, анализирующих защиты;

q подавление, ошеломление системы (в надежде, что она откажется обслуживать других клиентов);

q целенаправленное введение ошибок в надежде проникнуть в систему в ходе восстановления;

q просмотр несекретных данных в надежде найти ключ для входа в систему.

Конечно, при неограниченном времени и ресурсах хорошее тестирование безопасности взломает любую систему. Задача проектировщика системы — сделать цену проникновения более высокой, чем цена получаемой в результате информации.

Основной задачей системного тестирования является проверка как функциональных, так и не функциональных требований в системе в целом. При этом выявляются дефекты, такие как неверное использование ресурсов системы, непредусмотренные комбинации данных пользовательского уровня, несовместимость с окружением, непредусмотренные сценарии использования, отсутствующая или неверная функциональность, неудобство использования и т.д. Для минимизации рисков, связанных с особенностями поведения в системы в той или иной среде, во время тестирования рекомендуется использовать окружение максимально приближенное к тому, на которое будет установлен продукт после выдачи.

Можно выделить два подхода к системному тестированию:

1. на базе требований (requirements based)

Для каждого требования пишутся тестовые случаи (test cases), проверяющие выполнение данного требования.

2. на базе случаев использования (use case based)

На основе представления о способах использования продукта создаются случаи использования системы (Use Cases). По конкретному случаю использования можно определить один или более сценариев. На проверку каждого сценария пишутся тест кейсы (test cases), которые должны быть протестированы.

Тест-кейс — это профессиональная документация тестировщика, последовательность действий направленная на проверку какого-либо функционала, описывающая как прийти к фактическому результату.

Набор тест-кейсов называют тест-комплектом. Иногда тест-набор путают с тест-планом. Тест-план описывает какие работы, как и когда должны быть проведены в рамках тестирования продукта, а так же что необходимо для их выполнения.

Зачем нужны тест-кейсы?

Тест-кейсы должен помочь нам провести проверку продукта без ознакомления с всей документацией. Написанный один раз, удобный в поддержке тест-кейс сэкономит много времени и сил тестировщикам.

Атрибуты тест-кейса

Любой тест-кейс обязательно включает в себя:

  • Уникальный идентификатор тест-кейса — необходим для удобной организации хранения и навигации по нашим тест-наборам.
  • Название— основная тема, или идея тест-кейса. Кратное описание его сути.
  • Предусловия — описание условий, которые не имеют прямого отношения к проверяемому функционалу, но должны быть выполнены.
    Например, оставить комментарий на вашем портале может только зарегистрированный пользователь. Значит для тест-кейса «Создание комментария» будет необходимо выполнение предусловия «пользователь зарегистрирован», и «пользователь авторизован»
  • Шаги — описание последовательности действий, которая должна привести нас к ожидаемому результату
  • Ожидаемый результат — результат: что мы ожидаем увидеть после выполнения шагов.

Не обязательно, но желательно добавить в тест-кейс атрибут история редактирования — это сильно облегчит вам жизнь. Лаконичный журнал изменений, где отраженно: кем, как, и когда был изменен тест-кейс.

Что еще необходимо знать, перед созданием тест-кейса?

Во-первых, каждый выполненный тест-кейс, дает нам один из трех результатов:
1.Положительный результат, если фактический результат равен ожидаемому результату,
2.Отрицательный результат, если фактический результат не равен ожидаемому результату. В этом случае, найдена ошибка.
3.Выполнение теста блокировано, если после одного из шагов продолжение теста невозможно. В этом случае так же, найдена ошибка.
Во-вторых, одним тест-кейсом проверяется одна конкретная вещь, и для этой вещи должен быть только один ожидаемый результат.
Чего не должно быть в тест-кейсе

1. Зависимостей от других тест-кейсов;
2. Нечеткой формулировки шагов или ожидаемого результата;
3. Отсутствия необходимой для прохождения тест-кейса информации;
4. Излишней детализации.

Первого следует избегать, потому что: связанный тест-кейс всегда может быть удален из-за ненадобности или он может быть изменен, в этом случае, станет непонятно как исполнить тест-кейс в которому, есть ссылки.

Так же из-за зависимости тест-кейсов, может возникнуть ощущение, что тестируемый продукт уже приведет к нужному состоянию благодаря выполнению связанных тест-кейсов.

Со вторым думаю все ясно. Если описание шагов или ожидаемое результата будет не четким, то это блокирует прохождение тест-кейса.

В тест-кейса должно быть вся информация, которая необходима для его прохождения. Например, если мы проверяем окно логина на сайте, значит нам понадобится логин и пароль, иначе прохождение этого сценария будет невозможно.

Так же не следует слишком детализировать кейс. Например, если мы проверяем возможность создания комментария, то не стоит писать в каком угле экрана должно быть окно логина. Избыточная информация только затрудняет прохождение тест-кейса.

Системное — это тестирование программы в целом. Для небольших проектов это, как правило, ручное тестирование — запустил, пощелкал, убедился, что (не) работает. Можно автоматизировать. К автоматизации есть два подхода. Поскольку системное тестирование проводится на пользовательских интерфейсах, создается иллюзия того, что построение специальной системы автоматизации тестирования не всегда необходимо. Однако объемы данных на этом уровне таковы, что обычно более эффективным подходом является полная или частичная автоматизация тестирования, что приводит к созданию тестовой системы гораздо более сложной, чем система тестирования, применяемая на уровне тестирования модулей или их комбинаций.

Первый подход — это использовать вариацию MVC паттерна — Passive View (вот еще хорошая статья повариациям MVC паттерна) и формализовать взаимодействие пользователя с GUI в коде. Тогда системное тестирование сводится к тестированию Presenter классов, а также логики переходов между View. Но тут есть нюанс. Если тестировать Presenter классы в контексте системного тестирования, то необходимо как можно меньше зависимостей подменять mock объектами. И тут появляется проблема инициализации и приведения программы в нужное для начала тестирования состояние. В упомянутой выше статье Scenario Driven Tests об этом говорится подробнее.

Второй подход — использовать специальные инструменты для записи действий пользователя. То есть в итоге запускается сама программа, но щелканье по кнопкам осуществляется автоматически. Для .NET примером такого инструмента является White библиотека. Поддерживаются WinForms, WPF и еще несколько GUI платформ. Правило такое — на каждый use case пишется по скрипту, который описывает действия пользователя. Если все use case покрыты и тесты проходят, то можно сдавать систему заказчику. Акт сдачи-приемки должен подписать.

Type


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: