Традиционная культура донских казаков в xvii–xx вв.

Традиционная культура является одной из важнейших характеристик казаков как субэтнической (или этносоциальной) группы.

Донские говоры.Большинство диалектологов сходится во мнении, что говоры Дона относятся к южно-великорусскому наречию и отражают в основном свойства его западных (орловских) и восточных диалектов – рязанских и тамбовских – и в этом смысле можно говорить об их однородности по происхождению и развитию. В донских говорах прослеживаются типологические черты южнорусского наречия и упомянутых диалектов. Они же являются общими для донских говоров: мягкое окончание в глаголах третьего лица (сидить, сидять); г, произносимое длительно, как латинское h (гутарить).

Для донских говоров характерен набор специфичной лексики: маманя (мать); брехать, гутарить (говорить); подсобить (помочь); супротивники (противники); ступай (иди); поди сюда (иди сюда) и др. Особенности ярко проявляются на уровне фонетики: ищ (ищешь); знаш (знаешь); ишо (ещё); смеёсси (смеёшься); энтот (этот); куды (куда); дяржать (держать) и др.

Специфика донского фольклораопределяется разграничением жанров по функционированию во внешнем и внутреннем быту. К жанрам внешнего быта отнесены исторические предания, устные рассказы, военные заговоры; исторические и лирические «молодецкие» песни, различные по форме (преимущественно протяжные разного уровня распетости) и маршевые пешего и конного строев (под шаг или аллюры коня). К жанрам внутреннего быта относятся внеобрядовые – сказки, предания, легенды и былички, заговоры, связанные с лечебной и любовной магией; обрядовые приуроченные песни и речитации – календарные (зимнего и весенне-летнего цикла), семейно-бытовые (предназначенные детям песенки и приговорки, свадебные и похоронные песни и причитания), хороводные (игровые и плясовые), преимущественно приуроченные былинные и балладные песни, лирические, различной тематики, духовные стихи и псалмы.

Семья.Донская свадьба, несмотря на наличие отдельных иноэтнических элементов, характерных для некоторых локальных версий обряда, в общих чертах совпадает с великорусской. В ней содержатся черты как славянской свадьбы юго-западного типа («веселье»), с доминирующей линией перехода невесты в другую семью, так и северной и среднерусской «причетной» («свадьба-смерть»), с преобладанием обрядовых процедур, подчеркивающих смену брачующимися, и прежде всего невестой, статуса («из девиц в молодицы»). Поэтому донскую свадьбу правильнее отнести к промежуточному типу.

Традиционно свадебный ритуал делят на три части: предсвадебный, собственно свадьба и послесвадебные обряды.

Первый предсвадебный включает два этапа сватовства: негласное (родителей жениха) и гласное, на котором присутствуют представители обеих партий и свахи («сговоры», «рукобитье», «заручение»).

Гласное сватовство происходит в доме невесты с переменой «столов», которые поочередно накрывают родные жениха и невесты в ее доме или с переходом в дом жениха в этот же день. При условии согласия молодых на брак договариваются об осмотре невестой хозяйства («места») в доме жениха («смотреть грубу», глядеть «стенки», «место», «попялишша») с приобщением ее к очагу.

Просватанная невеста в ожидании назначенного дня («на сидении», «недельное», «неделя») занимается изготовлением подарков для жениха и родственников и приготовлением приданого. На «посиделки» помогать ей приходят подруги, а на «вечеринки» в доме невесты (или чужом, нанятом для этой цели) приходят и парни.

Как правило, за день до «венца» происходит увоз родственниками жениха приданого из дома невесты, перенос женщинами в дом жениха подушек и зеркала; посещение кладбища невестой-сиротой и прощальные вечера у невесты («девичник») и жениха («молодецкий вечер»), выбор

свадебных чинов у жениха.

Утро свадебного дня начинается с купания (в донской свадьбе отсутствует обряд «бани») и одевания невесты и жениха, далее следует благословение их родителями. Невесту сажают «на посад» (под образа); на подворье жениха собирают свадебный поезд, а в низовых станицах и на Донце еще и «храбрую команду» или «храбрый поезд» (отряд верховых казаков). Поездка партии жениха за невестой (на Нижнем Дону в сопровождении «храброго поезда») с пением воинских песен и стрельбой, а также свадебными поезжанскими «игрицами».

Далее следует серия выкупов («дороги», «ворот», «места», «косы»), «стол» у невесты перед отъездом к венчанию или светскому бракосочетанию и подтверждение «величаниями» статуса избранных чинов, выведение молодых из дома, отъезд к венцу или регистрации (без песен), заключение брака и обряды при выведении из церкви (загса).

Поездка молодых в дом жениха под песни, комментирующие происходящее, «очищение» молодых и свадебного поезда огнем (проход по «выжженной тропе» и пр.; встреча молодых в доме жениха, «повивание». Далее должна следовать брачная постель, после чего посылают «за вечерними» (родителями невесты), затем «красный стол» – свадебное застолье у жениха, дары.

В современной свадьбе брачная постель, как правило, отнесена к ночи, поэтому «красный стол» ее опережает, а приглашение «вечерних» происходит утром (за родителями невесты идут мужчины рода жениха). Дары должны быть соотнесены с разрезанием и выкупом каравая.

Обряды второго дня начинаются с пробуждения молодых, плетения кос или перемены прически, очищения невесты водой (которую она должна принести из колодца). Обязательны процессии, выходящие из дома невесты с курицей и блинами для молодых и дома жениха с «бугаями» (бутылками), иногда ряженых с чайником красного вина. Затем гости сходятся на «каравайные обеды», где помимо ритуального угощения разрезают («делят») и выкупают каравай. Затем следуют различные обряды, завершающие свадьбу («завивать овин», «заливать овин», «бить горшки», «обувать тещу», «забивать чоп» и т. п.). Гульба продолжается в течение недели после свадьбы, с переходом гостей из дома в дом («ходить по сабе»).

Отношение к детям и их воспитание. Обязанностью родителей было «вскормить, вспоить, воспитать «в страхе Божием» и приучить к хозяйству», обучить грамоте и ремеслам. Когда дети вырастут, следовало их женить, а для сыновей приготовить «справу» (обмундирование, коня, оружие). Особое значение для казачьей общины имели инициации – посвятительные обряды (пострижины на 40-й день после рождения и сажание на коня в 3 года) и военные испытания юношей 15–17 лет. Поскольку инициации имеют целью физическую и психологическую подготовку молодежи к хозяйственной, социальной, брачно-семейной и духовной жизни общества, они сопровождаются испытаниями. В течение двух недель или месяца юноши упражнялись в верховой езде, стрельбе на скаку, джигитовке, бое плетьми, переплывали в полном вооружении реку. Лучшие получали поощрительные призы от атамана – оружие, уздечку и др. За это время молодежь проходила испытание и в итоге переходила в другую возрастную и социальную группу.

Воинская обрядностьимела несколько типичных форм, среди которых важнейшими были проводы и встреча казака со службы. Но еще раньше сложился ритуал проводов и встречказачьих станиц, отправлявшихся за жалованьем в Москву. В XVII – начале XVIII в. он имел военно-общинный характер. Народ вместе с походным войском двигался к часовне (позже церкви), где присутствовали на обедне и молебне Николаю «о покровительстве подвизающихся на брань», и, выйдя на площадь, пили прощальный ковш, затем провожали войско до судов, «запивали взаимное прощание», оставаясь на берегу, пока флотилия не скрывалась. Казак готовил походный вьюк, снаряжение коня, оружие, форменную одежду, новое нижнее белье, огниво. Принято было иметь при себе образок и ладанку с горстью родной земли. Землю брали с могилы родных, возле церкви или в саду (иконка и ладанка подвешивались к нательному кресту). Оберегом служил и текст написанной от руки молитвы (обычно 90-го псалма «Живый помощи Вышняго», называемого в народе «подорожним»). Возвращение отмечалось теми же действиями в обратном порядке: стрельбой на рубеже, встречей приплывших на пристани всем народом; движением к часовне (церкви), службой благодарственного молебна. Походный атаман сдавал полномочия, казну, и затем жители станицы расходились по домам.

Жилища и усадьбы донских казаков.Различные виды жилых построек имеют у казаков свои названия: землянка, фигалёк, хлигель, фигель (флигель), куре?нь (также ку?рень ), дом, пятистенок, хата. Преимущественно в верховых донских округах распространены наименования изба, связь, протяжная/связевая хата, хижина, хижка. Однако специфическим для казаков можно считать использование военного термина курень (построения войска в конфигурации круга) в отношении жилища. «Классический» казачий курень представляет собой квадратный в плане дом на подклети (с каменным цоколем), на сваях (сравнительно редко) или «низами» и деревянными «верхами», перекрытыми четырехскатной (шатровой кровлей).

Очаг чаще располагался в центре дома, разделенного стенами «накрест». Комнаты сообщались по кругу. По фасаду устраивались не менее трех окон и парадное крыльцо с дверью. На одном из торцевых смежных главных фасадов находилось рабочее крыльцо. Окна были как минимум на трех стенах дома.

Казачий костюм, мундир, одежда.В течение XVIII в. поэтапно вводилась форменная одежда, которая отличалась в разных полках по цвету (голубой, синий, зеленый). Все части одежды сочетались по тону, даже верхи шапок. В 1774 г. форма была унифицирована. Верхние кафтаны – голубые с красными воротником, обшлагами и подбоем. Бешметы, шаровары и верхи шапок голубые. Кушаки малиновые с жёлтой бахромой.

Офицерская одежда выделялась отделкой золотой тесьмой (верхи шапок) и серебряными и золотыми украшениями кушаков.

Женщины низовых станиц и Черкасска одевались на восточный манер. Основным видом платья был кубелёк. Лиф плотно облегал тело и застегивался серебряными или позолоченными пуговицами (параллельно располагался и ряд декоративных). Пояс, надеваемый выше талии, украшался серебряными и золотыми бляшками (на каждой было какое-либо изображение или орнамент). Расширяющиеся полы запахивали, под кубелёк надевали длинную шелковую рубаху с длинными рукавами.

«На голове носили повязки с висящими по щекам чикиликами, то есть лопастями жемчужными, а поверх оных высокие кички с сороками…». Казачки увлекались украшениями и носили, кроме упомянутых чикиликов, жемчужные ожерелья, серьги, подвески, на запястьях браслеты (бизилики, бязилики), перстни. На ногах у них были «чулочки или ичеги кожаные жёлтые и туфли или башмаки красные, золотом шитые».

В зимнее время костюм дополнялся шапкой (у богатых собольей) и шубой (крытой материалом и мехом внутрь).

У верховых казачек, особенно бедных, одежда была такая же, как у женщин южнорусских селений: «кички с сороками» (головные уборы), поневы (род запашной юбки из ткани в клетку), на ногах – лапти-портни (поршни) и даже «мужнины» сапоги. Девушки одевались почти так же, как женщины; вместо рогатого головного убора носили повязку (челау?чь) с чикили?ками (жемчужными лопастями). И девушки, и женщины ходили в портках.

Традиционная женская одежда сохранялась дольше, чем мужская. Для казаков, людей военных, одеждой служила форма, которая постоянно видоизменялась. Но они все же нуждались и в штатской – рубахах, просторных штанах, легкой обуви (чирика?х), вязаных домашних носках.

Во второй половине, конце XIX – начале XX в. одежда претерпевает существенные изменения. В моду вошли пиджаки, брюки, жилеты, костюмы-тройки, пальто. Несмотря на универсальность одежды, казаки сохраняли индивидуальность в способе ношения. Рубахи заправлялись в штаны, те, в свою очередь, в высокие носки из белой овечьей шерсти; на голове красовалась фуражка, а в зимнее время папаха набекрень.

Верхней одеждой служил овчинный тулуп; в ветреную погоду надевали башлык (съемный капюшон с длинными концами) или зипун, вытесненный в XX в. венцерадой (длинным плащом-накидкой с капюшоном).

Военная форма принципиально изменилась в 1835 г., когда были введены серые суконные шинели со стоячим воротом, синие фуражки с красным околышем.

В течение века происходит ряд упрощений и нововведений. Накануне

реформы XX в. военные носили длинный темно-синий мундир с разрезом сзади (для удобства посадки в седле), застегивавшийся на крючки. Обшлага и воротник-стойка имели красную окантовку. Темно-синие шаровары с красным кантом заправлялись в сапоги. Летом вместо мундира носили легкую гимнастерку защитного цвета. В 1862 г. в качестве форменного головного убора для частей донского и кавказского казачества вводится башлык.

Женская одежда испытала заметное влияние европейской моды. Основным комплексом повсеместно становятся юбка с кофтой. Костюм шили из ткани одного цвета (парочка) или разного цвета и текстуры. Блузы различного кроя получили своеобразные наименования: кира?са, ге?йша, матене?. Кирасы пользовались особой любовью девушек и молодых женщин, так как облегали фигуру, подчеркивали талию, в срез линии которой притачивалась ба?ска (оборка или волан). Блузы украшались кружевом, кокеткой из контрастной шелковой ткани или гипюра, расшивались стеклярусом, блестками. Некоторые имели сложные застежки (боковые и плечевые), пуговицы тоже служили украшением. На юбки нашивали бархатные или шелковые ленты, отделывали их оборками. Под юбку надевалась одна или несколько нижних юбок, которые шили из зона (коленкора – хлопчатобумажной ткани). Поверх юбки надевали фартук-«завеску», отделанную изящной полосой вышитого орнамента, лентами, сплетенным вручную кружевом. «Завески» были и цветными из покупных тканей, и белые, полотняные.

Волосы у замужних женщин убирались сзади в узел («кугулю», «куль», «шиш»), на который надевался колпак (от татарского «калфак») – тканая двухслойная шапочка в виде небольшого мешочка. Край, а иногда и весь колпак украшался набивным рисунком (цветочный орнамент); излюбленные цвета фона – черный, зеленый, реже бежевый.

На рубеже веков появляются «файжонка» (происхождение этого головного убора не выяснено) и «шлычки». Файжонка делалась из черного кружева, связанного на коклюшках, состояла из шапочки на «куль», наподобие русского сборника, и двух полос (скорее, напоминающих лопасти) – «хвостов»; в «хвосты» для сохранения формы вставлялись кости.

«Шлычки» верхнедонские казачки носили в виде держащей форму круглой шапочки с плоским верхом, надеваемой на узел и прикалываемой шпильками. Сшитая из дорогой яркой ткани, она украшалась вышивкой, блестками, стеклярусом.

На улице голову и плечи казачки покрывали шалью – шелковой и шерстяной, украшенной бахромой. Турецкие шали были известны казакам издавна, но в XIX в. покупались шали русского производства. В отличие от привозных, они были двусторонними. Рисунок одних имитировал восточный «кашмирский» узор, другие украшались цветочными композициями. Популярны были и шелковые однотонные шали (белые, кремовые и др.), с блестящим рисунком на матовом фоне. Носили и кружевные черные шали, и полушалки коклюшной работы. Полушалок, накинутый на голову, очень напоминает испанскую мантилью.

С нарядной одеждой носили обувь европейского типа – кожаные ботинки на пуговках (гусарики) и шнурках (гетры) и полуботинки – баретки.

В качестве верхней одежды от предшествующих столетий сохранилась «донская шуба» – колоколообразного вида, запахивающаяся, с длинными узкими рукавами. Её шили из лисьего, заячьего или беличьего меха, покрывали шелком, штофом, шерстью. Подол, борта и ворот оторачивались выдрой или бобром. Казачки победнее носили «нагольную», то есть некрытую овчинную шубу. Считалось, что она предназначена для зимних уличных хлопот по хозяйству.

Традиционная культура донских казаков в xvii–xx вв. Традиционная культура донских казаков в xvii–xx вв. Традиционная культура донских казаков в xvii–xx вв.
Традиционная культура донских казаков в xvii–xx вв. Традиционная культура донских казаков в xvii–xx вв. Традиционная культура донских казаков в xvii–xx вв.
Традиционная культура донских казаков в xvii–xx вв. Традиционная культура донских казаков в xvii–xx вв. Традиционная культура донских казаков в xvii–xx вв.

Использованная литература и ресурсы

1. Казачий Дон: Пять веков воинской славы [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://newlib.net/read/189205/p1

2. Кадры из фильма «Тихий Дон» [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/7157/foto/i4/

Приложение 3

Язык донских казаков не русский, а гутар


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: