1) Урок иностранного языка призван создать атмосферу иноязычного общения;
2) Урок проводится на изучаемом иностранном языке, т.е. иностранный язык выступает и средством и целью общения. Большую роль играет здесь лексика классного обихода. Причем форма повелительного наклонения Imperativ должен соответствовать возрасту учащихся. Кроме Imperativ можно использовать другие семантические средства.
Например: Kannst du mir bitte sagen!; клише «nicht wahr?»
3) Урок должен способствовать приобретению навыков самостоятельной работы над языком, например:
— работа над словом;
— работа над переводом текста;
— работа со словарем;
— самоконтроль.
— поиск информации
Домашняя работа так же должна иметь развивающий характер, т.е. учить навыкам самостоятельной работы.
Это серьезная проблема, т.к. бюджет времени для изучения языка невелик. Навыки самостоятельной работы над языком имеют большую ценность для дальнейшего « профессионального доучивания» (Москальская О.И.)
4) Речевая деятельность как таковая возможна при активной деятельности учащихся на уроке, а это возможно, если используются различные формы работы: индивидуальная, групповая, парная, самостоятельная, фронтальная, коллективная. Не случайно эти формы работы в методике получили название « Активные формы обучения иностранному языку». Это – экскурсии (заочные), соревновательные виды работы, проектные виды работы.
5) Речевая активность учащихся возможна при условии ее стимулирования зрительными и слуховыми средствами, т.е. средствами как рациональными, так и эмоциональными.
6) Как языковой материал, так и средства обучения иностранному языку должны быть использованы для осуществления комплексного подхода к воспитанию. Этому служит содержательная сторона материала темы, наглядные пособия, оформление доски. С другой стороны, это сами приемы работы.
7) Всей своей организацией урок должен способствовать созданию условий для речевого общения на иностранном языке; созданию благоприятного эмоционального, психологического климата и развитию интереса к иностранному языку.
Планирование учебного процесса по немецкому языку
Нам уже известно, что организационным началом в обучении иностранному языку является урок. Урок планируется на основе программы по иностранным языкам, именно программа формирует конечные и поэтапные цели, определяет содержание обучения по классам и по видам речевой деятельности.
Весь учебный процесс по иностранным языкам складывается из нескольких компонентов или объектов. Основнойобъектпланирования -урок.
Другими объектами являются различные виды внеклассной и внеурочной работы: кружок, факультатив, индивидуальная работа, массовая работа и т.д.
Для успешного планирования указанных видов деятельности, необходимо учитывать следующие условия:
- знание программы по иностранным языкам для данного класса;
- знание учебных пособий, т.е. учебника, книги для учителя, наличие наглядных пособий;
- учет психологических и возрастных особенностей учащихся;
- знание (учет) уровня владения иностранным языком в данном классе;
- знание требований к современному уроку иностранного языка.
В методической литературе и в практике обучения различают следующие виды планирования:
1) календарное
2) тематическое
3) поурочное
Календарные планы предложены в учебниках и учебных пособиях.
Тематические планы составляются учителем перед началом учебного года.
Календарный план составляется на четверть – полугодие – год. Он предусматривает количество часов по темам, предметно-тематическое содержание общения, объем языкового материала, примерный уровень развития речевых навыков и умений.
Тематический план на каждую тему учебника.
Нельзя начинать планирование отдельного урока, если не определено его место в серии уроков и не составлен тематический план.
Основной целью тематического планирования является определение целей, объема материала, последовательности изучения языкового материала при прохождении определённой темы и на этой основе – формирование соответствующих речевых навыков и умений. В методической литературе серию уроков по теме называют также системой уроков.
При тематическом планировании важно помнить, что в пределах данной серии уроков должен быть освоен определенный объем лексического и грамматического материала и должны быть сформированы соответствующие умения по всем видам речевой деятельности. В тесной связи с практическими должны решаться образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Правильное распределение материала по урокам позволит к концу работы над темой достигнуть определённого обязательного уровня владения видами иноязычного общения.
Составление тематических планов может быть облегчено тем, что в книгах для учителя дано распределение учебного материала по темам.
Основные разделы тематического планирования:
- цели урока;
- определение объема материала (лексика, грамматика, фонетика);
- последовательность изучения материала;
- виды контроля (диктант, самостоятельная работа, изложение, тесты);
- сроки работы;
- оснащение;
Тематический план позволяет осуществлять планирование всех видов речевой деятельности и форм работы. При составлении тематического плана необходимо определять объем языкового материала по теме; объем учебных часов, предусмотренных на каждую тему; необходимо изучить рекомендации книги для учителя. Это важно в настоящее время, когда в учебнике блочное , а не поурочное распределение материала. С одной стороны, задача учителя усложнилась, а с другой стороны — появилась большая свобода для творчества. Для реализации тематического плана необходимо предусматривать различные формы работы и характер упражнений. Очень важно продумать оснащение уроков наглядными пособиями, техническими средствами обучения, дидактическим материалом.
В методической литературе имеются разные подходы к тематическому планированию.
Существует такая схема тематического плана (Саломатов К.И., Шатилов С.Ф.):
Тематический план к учебнику 5-го класса
тема_________________________________
кол- во часов_________________________
№ | Цель урока | Языковой материал | Виды речевой деятельности | Оснащение урока | Домаш нее задание | ||||
нов. | для повтор | ||||||||
Алгоритм составления тематического плана
1. Обратитесь к соответствующему разделу Книги для учителя и выясните, сколько уроков отводится на данную тему; велась ли работа над ней ранее; какой новый лексический и грамматический материал содержится в теме; каковы конкретные методические указания авторов по её изучению.
2. Наметьте конкретные практические цели работы над темой по видам речевой деятельности, т.е. чётко определите, что должны уметь делать учащиеся в говорении, чтении, аудировании и письме после прохождения данной темы. Очертите круг наиболее типичных ситуаций общения по данной теме, сформулируйте речевые задачи.
3. Составьте сценарий заключительного творческого урока по данной теме, целью которого было бы развитие неподготовленной речи на межтематической основе.
4. Тщательно изучите материал по теме в учебнике. Определите, какой материал следует сократить, а какой, наоборот, расширить для достижения намеченных практических целей.
5 Соотнесите намеченные практические цели с конкретной целью каждого урока. Определите содержание речевого материала на каждом из уроков. Спланируйте цепочку уроков. Определите место каждого из них в цикле уроков.
6 Оцените тематический план с точки зрения взаимодействия видов речевой деятельности, взаимосвязи уроков и организации систематического повторения.
7. Спланируйте использование средств обучения на каждом уроке.
Поурочное планирование.
Урок – основная структурная единица педагогического процесса по иностранным языкам.
По определению Г.В.Роговой, урок – это логически законченный отрезок учебного процесса, в котором действуют ученик и учитель. План-конспект урока представляет собой план, определяющий цели и задачи одного урока, его содержание, организационные формы работы, способы контроля и самоконтроля.
В поурочном плане в отличие от тематического отражается последовательность работы над материалом каждого урока и деятельность учителя по его предъявлению и отработке. Практические рекомендации по планированию урока даны в книге для учителя. Эти рекомендации необходимо дополнять и преобразовать в план урока. На каждом уроке решается практическая задача в сочетании с образовательными, воспитательными и развивающими целями.
Конкретные задачи каждого урока вытекают из задач решенных на предыдущем уроке с перспективой на следующий урок.
Творческий подход к составлению плана урока предусматривает учет актуального момента действительности (т.е. события в классе, в школе, городе, стране).
Творческий подход предполагает субъективный характер плана, он несет отпечаток личности учителя и учащихся, использование различных форм работы и режимов работы (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс), а также должны быть учтены элементы самостоятельной работы.
Практические цели каждого урока определяет планирование его основных компонентов или этапов. Сначала нужно планировать начало урока. Задача этого этапа — организация учащихся, введение их в иноязычную среду. Все это осуществляется через речевую зарядку. Далее осуществляется работа по предъявлению, тренировке, закреплению материала по развитию речевых навыков и умений.
Перед каждым этапом, перед учащимся нужно поставить цель. Количество этапов урока на начальном этапе больше, чем на старшем.
Схема последовательности действий учителя при составлении плана урока
1. Определите тему урока.
2. Определите место данного урока в цикле уроков по теме.
3. Изучите методические указания к проведению этого урока по Книге для учителя и внесите коррективы с учетом индивидуальных особенностей группы.
4. Определите тип и вид данного урока, четко сформулируйте цель и сопутствующие задачи.
5. Определите количество этапов урока и задачу каждого из них.
6. Продумайте форму проведения и содержание начала урока.
7. Подберите речевой материал и упражнения, адекватные задаче каждого этапа урока.
8. Определите режим выполнения каждого упражнения и языковые средства для реализации поставленной задачи.
9. Определите способы контроля навыков и умений учащихся на уроке.
10 Подготовьте необходимый наглядный и раздаточный материал требуемый для достижения цели данного урока с учетом индивидуальных
особенностей каждого учащегося.
11. Оптимально распределите рабочее время по этапам урока.
12. Продумайте форму разъяснения домашнего задания с учетом индивидуальных особенностей группы.
Примерная схема урока иностранного языка
Урок №____
Тема урока:_________________________
Цели урока:_________________________
1) практические (например, закрепить введенную лексику по теме, научить вести диалог; учить читать, развивая языковую догадку; учить элементам рассуждения и т.д.);
2) воспитательные (развитие чувств и эмоций школьника);
3) развивающие и образовательные (например, развитие памяти, внимания, воображения; развитие филологического кругозора, развитие внимательного отношения к слову; развитие опыта общения).
Оснащение урока:
Учебник «………..»
Книга для учителя учебник 1-го класса
Таблицы…………..
Предметные картинки по схеме
Фотографии………
Карты (географ)
Схемы……………..
Дидактические карточки, в том числе индивидуальные работы.
Ход урока:
1 этап- начало урока
— речевая зарядка
— фонетическая зарядка
2 этап- введение нового материала и его первичная автоматизация или
повторение пройденного материала
3 этап- работа с текстом
4 этап- организация иноязычного общения на основе текста, схемы, ситуаций, проблемы.
5 этап — заключительный этап урока:
— подведение итогов (оценки)
— объявление домашнего задания
Все эти этапы могут варьироваться. Желательно, чтобы на уроке присутствовали все виды речевой деятельности.
ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ
Место письма при обучении иностранному языку
Психологическая характеристика письменной речи
Организация обучения письму в школе. Виды письменных работ.
Место письма при обучении иностранному языку
Термин «письмо» многозначен:
а) техника письменной речи, т.е. графика и орфография;
б) сам процесс письменной речи; (это и есть ВРД)
в) эпистолярный жанр (Briefform).
В программе средней школы письмо рассматривается, прежде всего, как средство обучения. Как средство обучения оно способствует развитию лексических, грамматических навыков, а также умений говорения, чтения, аудирования.
Целью письмо можно рассматривать в основном только в пятом классе, где овладение графикой и орфографией стоит на первом месте. Обучение письменной речи целью на этом этапе обучения иностранным языкам не является, т.к это очень сложный вид речевой деятельности. С одной стороны, он состоит из элементов говорения, но только про себя, затем осуществляется программирование грамматической и семантической сторон высказывания. С другой стороны, письменная речь связана с определенными графемами (определенный способ написания каждой буквы), двигательными механизмами. Такая сложность и не позволяет сделать письменную речь целью обучения в условиях школы (из-за малого количества часов). Целью являются только элементарные образцы (формы) письменной речи: написать поздравительную открытку) короткое письмо, заполнить анкету, письменно составить короткую аннотацию, план или реферат с опорой на печатный текст.
Психологические характеристики письменной речи
Письмо является продуктивным видом речевой деятельности. К содержанию обучения письму относится: графика — овладение буквенной системой языка; орфография — овладение определенными орфографическими правилами, принятыми в немецком языке и письменная речь.
В 1999 году были введены новые правила немецкой орфографии. Учебники постепенно переходят на новые правила правописания. В школе нет строгого выполнения этих правил.
При обучении графике следует исходить из анализа системы письма в родном и иностранном языках, т.к. в них есть сходные, частично совпадающие и не совпадающие явления. Это позволяет оптимизировать обучение письму, т.е. сократить время на обучение одних букв и увеличить на обучение других.
Обучение орфографии основано в немецком языке на трех принципах:
фонетическом (как слышу, так и пишу)
морфологическом (правила грамматики)
историческом (z. В. vier, sechs)
Для немецкого языка ведущими среди них являются первый и второй принципы в отличие от английского языка. Обучение орфографии должно осуществляться параллельно с обучением лексике и грамматике. Для этого служат письменные упражнения (их роль на уроке не должна быть значительной).
Впервые, как форма письменного текста была использована запись. Этот термин ввел Е.И. Пассов. Запись означала очень сложное коммуникативное умение — запись текста. Сегодня этот термин переосмыслен, сегодня запись — переписывание (списывание). Этот прием очень эффективен в начале изучение иностранного языка. Именно этим запись отличается от собственно письменной речи. Цель письменной — передача информации другому лицу, а запись предназначена для самого пишущего. В связи с этим они отличаются и по степени развернутости и по степени использования стилистических средств и степени творчества. Продуктом письменной речи является связное высказывание, продуктом записи — отдельные слова, словосочетания, предложения, тезисы, план. Если учащиеся овладеют умениями записи, то тогда письмо и будет выполнять ту роль, которая ему отводится в программе,
В УМК по немецкому языку наряду с записью, коротким письмом, аннотацией предусмотрено и написание несложных сочинений (как правило, с языковыми опорами (описать любое время года, животное, праздник).
Организация обучения письму в школе. Виды письменных работ
Ядром обучения письму является система упражнений. Можно выделить два этапа обучения письму:
этап — совпадает с первым годом обучения. Он наиболее важен, здесь закладываются основы по овладению совершенно новой графикой В настоящее время имеются три подхода по овладению графикой:
только по алфавиту
быстрое обеспечение выхода в чтение
функциональный подход, т.е. письмо как фиксация устной речи, речевых образцов
В нашем УМК принят третий подход, т.е. в соответствии с потребностями общения изучается та или иная буква (буквосочетание). По мере накопления лексики и речевых образцов они сразу же включаются в упражнения для чтения и письма.
Раньше существовало устное опережение. Примерно восемь уроков, когда учащиеся только устно изучали материал вводного курса. Сегодняшний УМК такого большого расхождения во времени не предполагает. Обучение письму и чтению идет параллельно, на первом уроке уже вводятся буквы а, е, i, t, g, о, u, n, а со второго урока учащиеся приступают к чтению слов, предложений, образцов.
Ориентирующими упражнениями в обучении письму можно назвать следующие:
— списывание букв, буквосочетаний, слов, предложений;
— подчеркивание буквосочетаний, заполнение пропусков;
— списывание готовых вопросов, (это упражнение можно назвать условно- коммуникативным)
выписывание ключевых слов, составление плана рассказа, плана текста (Эти упражнения являются коммуникативными упражнениями в письме).
этап — шестой класс и далее. Главная задача здесь заключается в поддержании сформированных навыков письма и развитии навыков письменной речи.
Существуют различные виды письменных работ:
подстановочные упражнения (пропущены буквы буквосочетания);
списывание прописей;
диктант (в классическом варианте). При этом в первый раз текст следует прочитать полностью, затем смысловыми кусочками по словосочетаниям — желательно 2 раза; после диктовки текст рекомендуется прочитать заново для проверки учащимися;
3 а) «самодиктант». Текст из учебника заучивается наизусть и каждый ученик диктует его себе сам. Рекомендуется использовать короткие тексты.
3 б) диктант, записанный на пленку;
изложение или пересказ на иностранном языке
составление аннотаций или плана;
сочинение с языковой опорой, эссе