Учебно-методические материалы по освоению дисциплины

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ

Учебно-методические материалы по освоению дисциплины

(глоссарий)

Курс: 1

Семестры: 1, 2

Форма обучения: заочная

Срок освоения ООП по заочной форме обучения: 2 года

Квалификация выпускника: магистр

Челябинск, 2014

Составитель: Омельченко Е.А., кандидат физико-математических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

_______________ «__»_____ 2014 г.

Рецензент: Эзау К.И., старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

________________ «__» _______ 2014 г.

Глоссарий разработан в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция.

Обсужден на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Уральского филиала ФГБОУВПО «Российская академия правосудия» протокол № ___ «__» ________ 2014 г.

Зав. кафедрой Клементьев А.А., кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Уральского филиала ФГБОУВПО «Российская академия правосудия»

________________ «__» _______ 2014 г.

© Российская академия правосудия,

Уральский филиал, 2014.

© Омельченко Е.А., 2014.

1. Автоматизированные обучающие системы – комплексы программно-технических и учебно-методических средств, обеспечивающих активную учебную деятельность: обучение конкретным знаниям, проверку ответов учащихся, возможность подсказки, занимательность изучаемого материала.

2. Автоматизированные системы научных исследований – системы, предназначенные для автоматизации научных экспериментов, а также для осуществления моделирования исследуемых объектов, явлений и процессов, изучение которых традиционными средствами затруднено или невозможно.

3. Автономное обучение – обучение с помощью компьютера без подключения к информационно-коммуникационной сети.

4. Антивирусные программы – программы для поиска, диагностики, профилактики и лечения файлов, зараженных компьютерным вирусом, а также для поиска и удаления иных вредоносных и нежелательных программ;
иные функции антивируса: определение видов нежелательных программ, восстановление поврежденных файлов, получение обновлений.

5. База данных – совокупность взаимосвязанных, структурированных данных.

6. Веб-портал большой и сложный по структуре веб-сайт, либо объединение взаимодействующих между собой веб-сайтов.

7. Вирус компьютерный – специально написанная небольшая программа, которая может внедрять себя в другие программы для выполнения каких-либо действий (изменение или удаление файлов, заполнение оперативной памяти).

8. Дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

9. Инструментальные программные средства – программы, используемые в ходе разработки, корректировки или развития других программ: редакторы, отладчики, вспомогательные системные программы, графические пакеты и др. По назначению близки системам программирования.

10. Интегрированные пакеты программ – пакеты программ, выполняющие ряд функций, для которых ранее создавались специализированные программы – в частности, текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, программы построения графиков и диаграмм.

11. Интернет – глобальная компьютерная сеть, объединение компьютерных сетей; имеет два аспекта: технический и социальный;
с технической точки зрения, представляет собой совокупность узлов, соединённых линиями связи, работающих по единым протоколам;
с социальной точки зрения, представляет собой среду для обмена информацией между лицами, почти не зависящую от географического расположения, государственных границ, социального положения.

12. Интернет-провайдер – оператор связи, имеющий лицензию на такие услуги связи, как передача данных, аренда каналов связи.

13. Информатизация общества – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

14. Информационная система – совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

15. Информационно-поисковая система – совокупность языково-алгоритмических и технических средств, предназначенных для хранения, поиска и выдачи необходимой информации.

16. Информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

17. Информационные технологии – процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

18. Информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

19. Клиент (рабочая станция) – любой компьютер, имеющий доступ к услугам сервера. Клиентом также называют прикладную программу, которая от имени пользователя получает услуги сервера.

20. Мобильное обучение – электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположением учащегося.

21. Мультимедиа – совместное использование средств восприятия, отображения, хранения и передачи данных.

22. Открытое образование – система организационных, педагогических и информационных технологий, архитектурные и структурные решения в которой обеспечиваются применением действующих открытых (патентно свободных) стандартов на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, стабильности, эффективности, удобства использования.

23. Пакеты прикладных программ – специальным образом организованные программные комплексы, рассчитанные на общее применение в определенной проблемной области и дополненные соответствующей технической документацией.

24. Поисковая машина – веб-сайт, предоставляющий услуги по поиску информации в Интернете.

25. Сайт – любой сетевой информационный ресурс.

26. Сервер – высокопроизводительный компьютер с большим объёмом внешней памяти, который обеспечивает обслуживание других компьютеров путем управления распределением ресурсов совместного пользования (программ, данных и периферийного оборудования) или управление работой компьютерной сети.

27. Сетевое обучение – обучение с помощью информационно-телекоммуникационной сети

28. Сеть компьютерная – совокупность компьютеров, соединенных с помощью каналов связи и средств коммутации в единую систему для обмена сообщениями и доступа пользователей к программным, техническим, информационным и организационным ресурсам сети.

29. Система телеконференций – основанная на использовании компьютерной техники система, позволяющая пользователям, несмотря на их взаимную удалённость в пространстве, а иногда, и во времени, участвовать в совместных мероприятиях, таких, как организация и управление сложными проектами.

30. Система управления базами данных – система программного обеспечения, позволяющая обрабатывать обращения к базе данных, поступающие от прикладных программ конечных пользователей. программное обеспечение, предназначенное для организации и ведения базы данных.

31. Система управления обучением – информационная система, предназначенная для обеспечения административной и технической поддержки процессов, связанных с электронным обучением.

32. Спам – рассылка коммерческой и иной рекламы или иных видов сообщений лицам, не выражавшим желания их получать.

33. Техническое средство защиты авторских прав – любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведению, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения.

34. Топология компьютерной сети – логический и физический способ соединения компьютеров, кабелей и других компонентов, в целом составляющих сеть. Топология характеризует свойства сетей, не зависящие от их размеров. При этом не учитывается производительность и принцип работы этих объектов, их типы, длины каналов, хотя при проектировании эти факторы очень важны. Наиболее распространенные виды топологий: линейная, кольцевая, древовидная, звездообразная, полносвязная.

35. Фишинг – вид сетевого мошенничества, основанный на выманивании у жертвы конфиденциальных персональных данных (данных банковской карты, паролей, личных идентификационных данных) с использованием подложных писем и/или подложных веб-сайтов, якобы исходящих от заслуживающих доверия инстанций (банков, провайдеров, государственных органов).

36. Электронное обучение – обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий.

37. Автоматизированная система – система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций.

38. Автоматизированная система управления – совокупность математических методов, технических средств и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом (процессом) в соответствии с заданной целью.

39. Автоматизированное рабочее место – рабочее место оператора, диспетчера, конструктора, технолога и др., оснащенное средствами вычислительной техники для автоматизации процессов переработки и отображения информации, необходимой для выполнения производственного задания.

40. Модель – имитация того или иного явления реального мира, позволяющая делать прогнозы. Стратегия моделирования заключается в попытке путем упрощения получить модель, свойства и поведение которой можно легко изучать. В то же время модель должна иметь достаточное сходство с оригиналом, чтобы результаты ее изучения были применимы к оригиналу. Переход от модели к оригиналу называется интерпретацией модели.

41. Модель предметной области – модель, описывающая ту часть реального мира, для которой создается компьютерная система, независимо от стадии на которой находится процесс разработки.

42. Мониторинг – система периодически повторяемых наблюдений, т.е. слежение за долговременными процессами или явлениями.

43. Прогнозирование – совокупность приемов мышления (логического или трансформированного в машинные программы), позволяющих на основе ретроспективного анализа внешних и внутренних связей, присущих объекту, а также их вероятных изменений в рамках рассматриваемого явления или процесса вынести суждения определенной достоверности относительно будущего развития этого объекта.

44. Угроза для компьютерной системы – условия, представляющие потенциальную возможность нанесения ущерба компьютерной системе.

45. Атаки – частный вид угроз, также как и стихийные бедствия, человеческие ошибки, программные сбои и т.д.

46. Информационные ресурсы – совокупность данных, представляющих ценность для организации (предприятия) и выступающих в качестве материальных ресурсов. К ним относятся файлы данных, документы, тексты, графики, аудио и видео информация и др.

47. Технические средства включают в себя – компьютер, устройства ввода-вывода, оргтехнику, линии связи, оборудование сетей.

48. Программные средства – обеспечивают обработку данных в ЭИС и состоят из общего и прикладного программного обеспечения.

49. Интерфейс пользователя – комплекс программных средств, обеспечивающий взаимодействие пользователей с системой.

50. Информационные процессы – процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.
Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

51. Информатизация – организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

52. Информационная безопасность – состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.

53. Клиент — сервер – архитектура или организация построения сети (в том числе локальной и распределенной), в которой производится разделение вычислительной нагрузки между включенными в ее состав ЭВМ, выполняющими функцииклиентов и одной мощной центральной ЭВМ — сервером.

54. Нормативный правовой акт – письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

55. Подсистема автоматизированной системы – часть автоматизированной системы, выделенная по функциональному или структурному признаку, отвечающему конкретным целям и задачам.

56. Протокол – совокупность правил, регламентирующих формат и процедуры обмена информацией между двумя или несколькими независимыми устройствами или процессами.

57. Система управления базами данных – комплекс программных и лингвистических (языковых) средств, предназначенный для реализации функций создания, ведения и эксплуатации баз данных многими пользователями.

58. Экспертная система – автоматизированная система, реализующая признаки и средства искусственного интеллекта, содержащая базу знаний с набором правил решения определенного круга задач и программно-технические средства, позволяющие на основании вводимых в нее (вручную или автоматически) данных о текущем состоянии объекта управления или анализируемой ситуации поставить диагноз и сформулировать предложение или варианты альтернативных предложений (рекомендаций) для выбора решения пользователем системы.

59. TCP/IP (TransmissionControl Protocol/Internet Protocol) – основнойпротокол, предназначенный для работы в сетях Интернет в режиме коммутации каналов.

60. HTTP, http (HyperTextTransfer Protocol) – протокол передачи гипертекста, по которому взаимодействуют клиенты с WWW-серверами.

61. FTP (File Transfer Protocol) – протокол и стандартная программа, предназначенные для обеспечения передачи и приема файлов между разными компьютерами (сервером и клиентом), работающими в сетях, поддерживающих протокол TCP/IP.

Электролиз. Урок 36


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: