Варианты ответов:
А.Главная бухгалтерия обслуживает тринадцать детских садов и двадцать две ясли.
Б.На Венере день и ночь продолжается по сто семнадцать земных суток, то есть более, чем по восемьсот часов.
В. Знаменитый немецкий вычислитель Рюкле выучил наизусть число, состоявшее из пятисот четырех цифр, в течение тридцати пяти минут.
Г.Свыше ста семидесяти народностей и двести шестидесяти миллионов человек, говорящих на семидесяти языках, населяют этот край.
Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать значение слова: «релятивный», «пролонгировать»?
Варианты ответов:
А.Словарем иностранных слов
Б.Толковым словарем русского языка С.И. Ожегова
В.Этимологическим словарем
Г.Орфографическим словарем
В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог слова?
Варианты ответов:
А.Отгул, озимые, реквием
Б. Ножны, планер, некролог
В.Туфля, юродивый, безудержный
Г.Ходатайствовать, шофер, донельзя
15. Укажите, какого рода выделенное существительное в предложении:
Саша — большая сластена.
Варианты ответов:
А.Среднего
Б.Общего
В.Женского
Г.Мужского
В каком случае нарушение лексической сочетаемости является ошибкой?
Варианты ответов:
А. Живой труп
Б.Отменный негодяй
В.Очевидное – невероятное
Г.Экспонаты выставки
17. Укажите ряд слов, в котором пропущена буква а:
Варианты ответов:
А. Р.…стислав, откл…няться, уг…реть, пол…г
Б.Выг…рки, попл…вок, р…стение, сл…гаемое
В.Заг…рать, прик…саться, ср.…внение, выж…гание
Г.Доск…кать, изл…жжение, з…ря, тв…рить
Отметить предложение, где слова, набранные курсивом, выделяются запятыми.
Варианты ответов:
А.Не зная прошлого невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.
Б.И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом.
В.В семье брата она чувствовала себя как за каменной стеной.
Г.Ко мне вошел молодой офицер с лицом смуглым и отменно некрасивым.
19. Укажите, в каком ряду все слова пишутся с не слитно.
Варианты ответов:
А.(не) взрачный, (не) рад встрече, трава (не) скошена
Б.(не) достает терпения, (не) хватает, (не) настье
В.(не) вменяемый; (не) глубокий, но холодный; (не) взлюбить
Г.(не) считая, (не) солоно хлебавши, (не) вежа
Укажите предложение, в котором все знаки препинания расставлены, верно.
Варианты ответов:
А.Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой.
Б.Он прошел в горячих точках огонь, и воду, и медные трубы.
В.У Сибири есть много особенностей, как в природе, так и в людских нравах.
Г.Все явление природы: солнечное тепло, ветер, дождь можно назвать геологическими деятелями.
Вариант 2
На основе общеславянского языка образовались языки южнославянской, восточнославянской, западнославянской групп. Какая из этих групп дает возможность возникновения трех самостоятельных языков: русского, украинского, белорусского, которые с образованием наций оформляются в самостоятельные языки?
А.Южнославянская
Б. Восточнославянская.
В.Западнославянская
2. Процесс возникновения самостоятельных языков (русского, украинского, белорусского) происходит:
А. В результате общения славянских племён до V–VI вв. до н. э.
Б. В результате образования древнерусской народности в пределах Киевского государства в IX в.
В. В результате распада Киевского государства в XIV–XV вв.
3. Взаимодействие противопоставленного (у них – у нас), забвение церковной лексики, переименование денотата (понятия), наводнение казенными сокращениями слов и словосочетаниями – это основные черты:
А. Русского языка XVIII–XIX вв.
Б. Русского языка советского периода.
В. Современного русского языка.
4. Назовите средства существования языка:
А. Общение коллектива (коммуникативная).
Б. Мышление (когнитивная).
В. Сохранение и передача культурно-исторических традиций (аккумулятивная).
Разграничьте лексику: 1) лексика ограниченной сферы общения; 2) лексика неограниченной сферы общения.
А. Диалекты.
Б. Просторечие.
В. Жаргоны.
Г. Литературный язык.
Какая из форм национального языка существует только в устной форме и служит для обиходно-бытового общения?
А. Территориальные диалекты.
Б. Просторечие.
В. Жаргоны.
Г. Литературный язык.
Для какой из форм существования национального языка характерно наличие специальной лексики и фразеологии?
А. Диалекты.
Б. Просторечие.
В. Жаргоны.
Г. Литературный язык.
8. Соотнесите единицы и уровни языка:
1. Слова. А. Фонетический уровень.
2. Формы и классы слов. Б. Морфемный уровень.
3. Звуки, фонемы. В. Лексический уровень.
4. Морфемы. Г. Морфологический уровень.
5. Словосочетание, предложение, текст. Д. Синтаксический уровень.