Заявление
Уважаемый Александр Дмитриевич!
Мы бы хотели изложить ряд касающихся нас проблем по созданию учебных работ и проблем в целом, которые касаются высшего профессионального образования в нашем Университете.
Часть I. Обзор государственного образовательного стандарта
Согласно ФГОС ВПО от 24 января 2011 года по направлению подготовки ( специальности) 070601 «Режиссура кино и телевидения» , режиссер кино- и телевидения должен обладать: « в области производственно-технологической (постановочной) деятельности:
способностью и готовностью использовать в процессе постановки фильма технические и технологические возможности современного процесса кинопроизводства, грамотно ставить задачу техническим службам» (ПСК-1-8).
Согласно тому же ФГОС ВПО:
« Минимально необходимый для реализации программы подготовки специалистов перечень материально-технического обеспечения включает в себя:[…] съемочный павильон, тон-студию, аппаратные с кинопроекционной аппаратурой, просмотровые залы (кино-, видео), видеокамеры, персональые компьютеры, скоростной Интернет […]»( п.7.21 ФГОС ВПО 2011г.).
Что практически полностью совпадает с Федеральным стандартом от 2002г.:
«Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки режиссера игрового кино-, теле- и видеофильма; […] должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, предусмотренных примерным учебным планом и научно-исследовательской работы студентов. Материально-техническая база, обеспечивающая проведение подготовки дипломированного специалиста, должна включать: […] тон-студию, […] аппаратную с кинопроекционной аппаратурой, просмотровые залы (кино-, видео-), […] видеокамеры (ВХС, супер ВХС или Hi –8), персональные компьютеры, обеспеченные монтажной видеоплатой, […].»( п.6.4 ФГОС ВПО 2002г.).
Стандарты в отношении материально-технической базы для подготовки режиссеров игрового и теле-фильма от 2011 и 2002 г. совпадают:
«Кроме того, необходимо для подготовки выпускников с квалификациями :
Специализация №1 «Режиссер игрового и теле-фильма, педагог».
Высшее учебное заведение должно иметь:
1 Аудиторию со специально оборудованным сценическим пространством, площадью не менее 60 квадратных метров
2 Кино-, видео- павильон со стационарным осветительным оборудованием, площадью не менее 200 квадратных метров
3 Парк съемочной ( кино-, видео-, осветительной ) аппаратуры.
4 Склады для хранения реквизитов, костюмов, мебели, площадью не менее 50 квадратных метров
5 Комплекс для звукового оформления фильма: аппаратные, фонотека, зал перезаписи площадью не менее 100 квадратных метров.
6 Кино-, видеомонтажные, площадью не менее 50 квадратных метров.
» ( п.7.21 ФГОС ВПО 2011г.);
и
«Кроме того, для подготовки выпускников с квалификациями: Режиссер игрового кино-, теле- и видеофильма; Режиссер неигрового кино-, теле- и видеофильма учебное заведение должно иметь:
1.Аудиторию со специально оборудованным сценическим пространством – не менее 60 кв.м.
2. Кино-, видео- павильон со стационарным осветительным оборудованием – от 200 кв.м.
3. Парк съемочной (кино-, видео-, осветительной) аппаратуры.
4. Склады для хранения реквизитов, костюмов, мебели – от 50 кв.м.
5.Комплекс для звукового оформления фильма: аппаратные, фонотека, зал перезаписи – от 100 кв.м.
6.Кино-, видеомонтажные – от 50 кв.м.» ( ФГОС ВПО п.6.4 2002г.).
Совпадение образовательных стандартов в этой части, говорит в том числе и о том, что это техническое обеспечение первой необходимости, а так же о том, что такие задачи поставлены перед Университетом не впервые. Однако, к сожалению, требования ФГОС не в полной мере выполняются в нашем Университете, что затрудняет процесс обучения и получения необходимых навыков.
Часть II.
Актерская аудитория (1330).
УКВЦ
1.Аудитория со специально оборудованным сценическим пространством (1330) имеет ряд недостатков:
- количество осветительных приборов недостаточно, что ограничивает наши возможности в реализации художественных замыслов, либо вынуждает покупать и приносить дополнительные приборы освещения
- существующие осветительные приборы сценической площадки очень стары и нередко выходят из строя
- недостаточно количество расходных материалов даже для существующих приборов
- механизм занавеса требует ремонта
- кубы и ширмы находятся в плачевном состоянии, на ширмах отсутствуют грузы и/или крепления ( что приводит к низкому уровню безопасности)
- отсутствует звуковая аппаратура, а также какие бы то ни было музыкальные инструменты (пианино находится в неисправном состоянии)
- отсутствуют любые возможности для спецэффектов ( дым-машина и проч.)
- отсутствуют возможности для крепления дополнительных декораций ( подъемная штанга и проч.)
- отсутствует какая-либо материальная база декораций, реквизита, костюмов и т.д. ( все приносится студентами и преподавателями из собственного дома или покупается на группу)
Кроме того, существуют серьезные организационные проблемы с актерской аудиторией:
- аудитория часто занята парами, не относящимися к дисциплинам , связанным со сценическим мастерством, что серьезно сокращает возможности проведения в ней репетиций
- нет никаких возможностей для хранения реквизита и декораций, постоянно пропадают вещи ( в прошлом году, в том числе, пропал занавес, покупка и пошив нового занавеса были осуществлены студентами самостоятельно)
Все это снижает эффективность проведения занятий по актерскому мастерству и уменьшает наши возможности в решении художественных задач при постановке актерских этюдов. Просим, в кратчайшие сроки, решить хотя бы основные из перечисленных проблем — закупить осветительные приборы и расходные материалы для них, привести в исправное состояние имеющееся оборудование, решить вопрос с хранением реквизита и использованием аудитории, а так же включить в план работы по устранению остальных недостатков.
УКВЦ, техническая база Университета.
Кино-, видео- павильон со стационарным осветительным оборудованием, парк съемочной ( кино-, видео-, осветительной ) аппаратуры, комплекс для звукового оформления фильма: аппаратные, фонотека, зал перезаписи.
Работа режиссера над фильмом напрямую связана с работой таких важных и сложных, не только с творческой, но и с технической стороны профессий, как звукорежиссер и оператор. Выполнение курсовых и диплом работ режиссеров игрового кино невозможно без их участия и , сопряжено с необходимостью наличия техники для их работы. Кроме того, режиссеру также необходимо обладать «способностью и готовностью использовать в процессе постановки фильма технические и технологические возможности современного кинопроизводства, грамотно ставить задачу техническим службам» (ФГОС ВПО ПСК-1-8), однако, набор технических средств, специализированных помещений и программного обеспечения УКВЦ в частности и Университета в целом очень скуден :
павильон: очень низкий уровень качества материалов для постройки декораций, отсутствует база реквизита, мебели, костюмов и проч.; сам павильон находится в плохом состоянии;
u съемочная техника: в распоряжение студентов 3го и 4го курса предоставляется всего 4 киносъемочных аппарата «Конвас-автомат», помимо этого имеются камеры Arriflex III, Arriflex II предназначенные для съемок дипломных работ 5го курса ( они студентам младших курсов не предоставляются), цифровая киносъемочная техника студентам не предоставляется;
u операторское оборудование: необходимые для съемок приспособления — штативы, операторские рельсы, тележки, кран-стрелки, держатели (magic arm), автопол, маталини, не говоря уже о современных операторских приспособлениях, либо полностью отсутствуют, либо находятся в нерабочем состоянии;
u дополнительные операторские приспособления: фрост-рамы, фильтры, отражатели, флаги, сэнд бэги(sand bag) полностью отсутствуют на студии;
u речевое и шумовое ателье:объединены в одно общее ателье с недостаточной для профессионального стандарта звукоизоляцией (проникающие шумы с верхнего и нижнего этажей корпуса, неиспользуемая дверь в задней стене ателье, через которую также проникают внешние шумы); кроме того, в большом по объему ателье нет системы кино/видеопроекции, вывод изображения осуществляется на экран телевизора, несмотря на большой экран, его габаритов катастрофически недостаточно для полноценного процесса озвучания: актер плохо видит собственную артикуляцию в кадре, актеры шумового озвучания не могут синхронно осуществлять запись мелких фактур;
u аппаратная многоканального звукого монтажа: отсутствует, фактически, звуковой монтаж осуществляется в аппаратной объединенного шумо-речевого ателье
u зал перезаписи : полностью отсутствует, хотя, перезапись – важнейший этап в монтажно-тонировочном периоде производства фильма, итог всей работы звукорежиссера и его команды; для перезаписи необходим как специальный зал, так и специальное оборудование – многоканальный цифровой контроллер или микшерский пульт, приборы обработки звука, аппаратные платы поддержки и специализированное программное обеспечение
u парк аппаратуры для первичной записи: не в состоянии удовлетворить потребности студентов (имеется всего несколько комплектов для первичной записи звука на площадке: 2 аппарата записи, 2 петличных микрофона, несколько микрофонов-«пушек»)
u аудитории, оборудованные компьютерами: компьютеры, используемые для обучения работе с монтажными программами, программами для монтажа звука не соответствуют, возложенным на них задачам; всего же в Университете всего несколько компьютеров Apple, удовлетворяющих необходимым техническим требованиям для работы с монтажным ПО, ПО для монтажа звука, создания графики, спецэффектов и осуществления цветокоррекции
При оценке масштабов нехватки оборудования, следует учесть, что на каждом курсе ФТЭП учиться значительное количество студентов, которым требуются павильоны, звуковое и операторское оборудование: режиссеры игрового и неигрового кино, звукорежиссеры, операторы всего- 301 студент данных специальностей(использованы данные, размещенный СпбГУКиТ в открытом доступе). Конечно, можно считать, что курсовая работа для группы режиссер-оператор-звукорежиссер одна на всех, но и при этом получается около 100 работ в год. А, если учитывать несовпадение учебных планов (например, на 2м курсе у режиссеров кино- киноэтюд, а у операторов- фотораскадровка) и наличие других специальностей тоже время от времени требующих отдельных видов оборудования, то курсовых работ, для выполнения которых требуются различные технические средства Университета оказывается гораздо больше.
Таким образом, даже того оборудования, которое имеется, просто недостаточно по количеству. Во многих случаях возникают очереди, не хватает рабочих смен, а недостаточное или/и несвоевременное техническое обслуживание этого оборудование усугубляет ситуацию, создавая простои отдельных единиц техники по причине технической неисправности.
В результате, многим вынуждены пользоваться услугами сторонних организаций, покупать технику самостоятельно, записывать звук в домашних условиях, что не только сказывается на качестве работ, требует определенного ( и не малого) бюджета, но и лишает нас возможности приобрести необходимые навыки работы с профессиональным оборудование.
Кроме того, с УКВЦ и использованием тех. базы Университета существует ряд организационных проблем, как то:
- хроническое нежелание сотрудников УКВЦ идти на диалог со студентами, неуважительное отношение не только к студентам Университета, но и преподавателям;
- регулярно возникающие задолженности Университета перед сторонними организациями , в результате — отсутствует в нужный момент кинопленка , не выдается оборудование при наличии всех согласований и т.п., что серьезно нарушает план кинопроизводства при выполнении курсовых работ;
- не предоставление достоверной информации о наличии оборудования в принципе, а также о сроках, когда оно будет свободно, что нарушает возможность планирования процесса производства фильма
- сложная бюрократическая система по запуску фильма, которая действует на основании запутанных правил; ситуация усугубляется тем, что некоторые сотрудники сами добавляют к ней дополнительные правила согласования или дают неверную информацию, в результате чего запуск фильма в производство представляет из себя бесконечную и непредсказуемую бумажную волокиту
В целом, в отношении оборудования, его наличия и возможностей Университета, а так же правил их предоставления система очень непрозрачна.
В связи, с этим просим принять меры по устранению всех этих недочетов:
- закупить материалы для постройки декораций;
- привести в порядок павильон;
- привести и поддерживать в технической исправности существующую съемочную технику, предоставлять студентам младших курсов Arriflex III, Arriflex II ( хотя бы с низким, по отношению к 5му курсу приоритетом);
- закупить дополнительно пленочную и цифровую киносъемочную технику;
- закупить операторское оборудование и дополнительные операторские приспособления, привести в в техническую исправность существующее;
- закупить технику первичной звукозаписи;
- закупить систему кино/видео проекции для ателье;
- оборудовать шумовое тон-ателье;
- оборудовать зал перезаписи;
- оборудовать аппаратную многоканального звукового монтажа;
- предоставить студентам доступ к полноценным, подходящим для монтажа и цветокоррекции современным компьютеров с полным набором соответствующего ПО
- заключить договор с производителями программного обеспечения и предоставить лицензионное монтажное, цветокоррекционно ПО и ПО для монтажа звука студентам бесплатно на срок обучения;
- решить организационный вопросы с УКВЦ, нанять обслуживающий персонал, соответствующий профессиональным требованиям;
- сделать прозрачной и простой систему взаимодействия с УКВЦ, принудить УКВЦ нести ответственность за нарушение сроков и не предоставление информации;
- предоставить студентам полную и соответствующую действительности информацию о возможностях Университета и УКВЦ, в частности, а также условиям использования материально-технической базы, компенсаций за аренду оборудования при выполнении курсовых работ, а также об условиях и форме предоставления средств на съемки дипломных работ;
Мы понимаем, что решение столь большого количества задач потребует времени, поэтому хотели бы в первую очередь обратить Ваше внимание на организационные вопросы, связанные с УКВЦ, а также на нехватку съемочного, дополнительного операторского оборудования и приспособлений, а также оборудования для первичной записи звука, в силу того, что это оборудование является самым востребованным, а его отсутствие или техническая неисправность ставит под угрозу процесс кинопроизводства. Просим также предоставить студентам возможность брать в аренду у сторонних организаций за счет университета необходимую отсутствующую технику или аппаратные комплексы, при условии предоставления со стороны студента точной, заверенной соответствующей кафедрой сметой.
С уважением,
студенты кафедры режиссуры игрового кино: