Методика преподавания иностранного языка общее понятие
Всякая наука переживает несколько стадий своей эволюции. Однако в любом случае она непременно должна перейти от этапа простого созерцания к этапу абстрактного мышления, так как это объективная и всеобъемлющая формула процесса познания. Высказанное в полной мере относится и к сравнительно молодой, развивающейся науке — методике обучения иностранным языкам. Методика обучения иностранным языкам — наука, исследующая цели и содержание, закономерности, средства, приемы, методы и системы обучения, а также изучающая процессы учения и воспитания на материале иностранного языка. Базисными методическими категориями, которые непосредственно определяют организацию и динамику учебного процесса, следует считать прием, метод и систему. В основе каждой из перечисленных категорий прежде всего лежит определенный фрагмент или способ деятельности обучающего, т.е. некий методический поступок или же совокупность методических действий, воплощающих в себе психологические, языковые и дидактические компоненты.
Прием — это элементарный методический поступок, направленный на решение совершенно конкретной задачи преподавания на определенном этапе практического занятия. Серии следующих друг за другом приемов — и есть технология учебного процесса, поддающаяся непосредственному наблюдению в учебной аудитории. Именно благодаря умело используемым приемам хорошему учителю удается наглядно показать прежде всего ту сторону учебного процесса, которая называется искусством преподавания.
В отличие от приема метод стоит рассматривать в качестве второй, более высокой ступени иерархии базисных методических категорий. Метод — это обобщенная модель реализации основных компонентов учебного процесса по иностранному языку, в основе которой лежит определенная доминирующая идея решения главной методической задачи. Третий уровень базисных методических категорий представлен системой обучения. Система обучения — это всеобщая модель учебного процесса, соответствующая определенной методической концепции, которой обуславливаются отбор материала, цель, формы, содержание и средства обучения. В современной методике преподавания существует четыре стратегии обучения.
Урок иностранного языка. Требования к современному уроку
Урок иностранного языка и его планирование. Урок — основная форма организации УВП в школе.
Урок — основной участок УВП , на котором учитель ежедневно осуществляет образование, воспитание и всестороннее развитие учащихся (Сухомлинский).
Урок иностранного языка — основная организационная форма овладения коммуникативной компетенцией изучаемого языка.
Существуют следующие принципы построения урока:
1. Общедидактические: сознательности, научности, активности, наглядности, доступности и посильности, прочности, индивидуализации и принцип воспитывающего обучения.
2. Специфические: принцип коммуникативной направленности обучения, принцип дифференциации и интеграции и принцип учёта родного языка.
Характеристика современного урока иностранного языка:
— Личностно-ориентированный (развитие способностей к языку).
— Развивающий память, речь внимание, мышление, фонематический слух.
— Воспитывающий толерантность, симпатию, сочувствие.
— Коммуникативный — (Китай-Городская урок-общение) умение общаться на иностранном языке.
— Комплексный — все виды речевой деятельности, все аспекты языка.
— Проблемный — выявление проблем, которые обсуждаются.
— Познавательный — что-то новое (каждый урок).
— Логичный — части урока должны быть соединены между собой (от лёгкого к более сложному).
— Динамичный — темп урока, смена видов деятельности на уроке.
— Адекватный заявленным целям (соответствие заявленным целям).
— Сотрудничающий — много технологий (работа в группах, коллажах, парах). Разные технологии. Важно, чтобы было принято общее решение. Зависит от разных форм взаимодействия ученик-учитель, учитель- ученик.
— Урок, построенный на современных технологиях обучения
1. Практическая (учебная) — формирование коммуникативной компетенции во всех её составляющих (языковой, речевой, социокультурный), компенсаторный, учебно-познавательный.
2. Развивающая — развитие речевых навыков, памяти, мышления, воображения.
3. Образовательная — формирование целостного представления о мире, приобщение к другим культурам, традициям, реалиям, сопоставление своей и смежных культур
4. Воспитательная — воспитание личности учащегося на основе общечеловеческих ценностей, идейной убеждённости, формирование у школьников чувства гражданской ответственности и правового самосознания, инициативы, уважения к другим, толерантности к культурам, способность к успешной самореализации.
Содержание урока:
1. Коммуникативный компонент:
— предметная сторона речи: сфера общения тема, ситуация общения (в кино, в магазине, в кафе)
— виды речевой деятельности
— аспекты языка
— социокультурный аспект
2. Психолого-педагогический компонент
— речемыслительные задачи
— мотивация
3. Методический компонент
Приём обучения:
Технологии обучения (узнайте у Пети…, кто быстрее… Игровые моменты — догадайтесь, ответьте и т.д.) Положения, регулирующие последовательность и структуру урока.
ОБУЧЕНИЕ должно строиться поэтапно и с учётом формирования знаний, умений навыков на каждом этапе.
Идти от отработки отдельных действий к целостной деятельности.
Идти от осуществления действий по образцу к действию без опоры.
Структура урока:
1. Введение (начало)- приветствие, организационный момент, речевая зарядка)
2. Основная часть — проверка домашнего задания, объяснение нового материала, контроль, практика общения
3. Заключение (конец урока)- выставление оценок, д/з , подведение итогов урока. Чему мы научились на уроке? Достигнута ли цель?
Типы урока:
1. Критерий структурный
— урок презентации учебного материала
— урок закрепление
— речевой, обобщающий
2. Критерий — языковой контроль
— языковой
— речевой
3. Критерий- виды речевой деятельности
— говорение
— комбинированный
4. Критерии: форма презентации, урок-беседа, диспут, КВН, экскурсия, круглый стол, конференция, игра, драматизация, телемост, интернет-уроки, урок-конкурс