Уровни в восприятии символики тотемов

Мария Дьяконова

Один из методов работы с символикой Тотемов

Вступление

Эта статья родилась, как ответ на вопрос, зачем нужны Тотемы современному человеку, который давно уже не охотится, не идет за советом к знахарю или шаману?

Тем не менее, последние три-пять лет можно наблюдать огромный всплеск интереса, к язычеству, шаманизму и тотемизму и к их атрибутам. Человек, загнанный цивилизацией в сети ухищрений ума и условностей, истосковался по свободе, по близкому контакту с Матерью природой, по утолению «голода Души».

Тотемы – как Общность наиболее близкая человеку до урбанизации, тысячелетия бытовавшая вместе с людьми, пробуждает в нас глубокое сильное чувство родства, и мы сделаем попытку ответить на вопрос: «Почему?»

Для этого нам придется исследовать не только культурно – историческое значение Тотема и его символику, но главное — традицию работы с Тотемом, некоторые методы которой давно и эффективно используют в своей работе психологи и психотерапевты.

Понятие «Тотем»

«Тотем» – дословно означает – «покровитель». В культурных традициях различных народов закрепилось следующее понимание Тотема: это символический образ, который выражает качества некой Общности живых видов. Причем, одни из этих качества свойственны человеку, а другими он хотел бы обладать.

Существуют разные виды Тотемов: Животных, Растений, Насекомых, Птиц, Рыб, Пресмыкающихся, Земноводных, но также Камней и Минералов, Стихий. Отдельно существуют Тотемы Знахарей, Сказителей и Шаманов. Тотемы всегда многомерны и понятны всем, и ребенку, и взрослому.

В современном мире Тотемы относят к архетипическим образам, которые наполняют наряду с мифами глубинные сферы Сознания. И если мифологические структуры, по определению Джозефа Кэмпбелла, крупнейшего американского мифолога, «контролируются сознательно, а подразумеваемой функцией является служение в роли могущественного образного языка выражения традиционной мудрости…», то у Тотемов есть своя роль – служить проводниками, наставниками на пути к мифологическим структурам. В моем представлении, Тотемы подобны колодцам, которые пронизывают все слои Сознания, быстро «доставляя» внимание человека в «узловую» точку, где находятся «эффективные формы инициации», которые мы можем изучить, воспринять и понять. Под «эффективными формами инициации» здесь нужно понимать различные обряды Перехода, которые раньше помогали человеку перейти от осознания одного жизненно-важного этапа к другому.

Якутские мифы рассказывают, что якуты ведут свое происхождение от Небесной Кобылы, которая породила людей и коней, Тотем Лошади – священен в их народе, и конь считается кровным братом.

Происхождение Тотема

Поскольку прообразы Тотемов жили с человеком бок о бок, знания о них возникали из непосредственных наблюдений и опыта взаимодействия. Поэтому, естественным образом Тотем стал существенной частью обрядовой культуры.

С Древнейших времен именно Обрядовая культура несла на себе функцию регулирования и поддержания Душевного и телесного Здоровья, подпитку опытом Духовной сферы. Методы работы с телом и сознанием, вышедшие из недр Обряда, хоть и изменялись с течением времени и в соответствии с уровнем Коллективного Сознания, сохранили свою суть, надежного Инструмента Осознания многовековой мудрости.

Каждый Обряд перехода, который был призван перевести Сознание человека на новую ступень развития, включал в себя подготовку тела, Души и Духа к восприятию переживания, опыта в Духовной сфере. Настройку восприятия, снятие ограничений ума и условностей, времени и пространства, освобождение голоса и тела — столько важных задач позволял решить один лишь Тотемный танец, который предшествовал Обряду или Календарному празднику.

Тотемные танцы существуют в любой культуре, некоторые из них очень известны, как танец обезьян Кечак, бытующий на Бали. Участники танца напевают «чак-чак» в определенном ритме, который задает «ведущий», и делают синхронные движения, имитирующие движения обезьян, помогавших Хануману и Раме победить демона Равану. Исполнители входят в глубокий транс, позволяющий им пережить слияние с образом Ханумана, исполнится его героическими качествами. Для каждого из участников, слияние с «энергией» Ханумана, важный момент внутреннего процесса потому, что так же как Ганы (верные слуги Ганеши), Хануман имеет силу устранять любые внутренние и внешние препятствия человека на пути к его Духовной цели.

Тотемный танец «танцем» можно назвать лишь условно: просто в древности никому бы и в голову не пришло отделить пение от танца, и все это от игры, у которой есть свои законы и сакральная цель. Но Тотемные танцы не исчерпывали все многообразие возможностей Тотема. Суть работы с любым Тотемом заключалась в том, чтобы через Образ настроиться, войти в нужный информационный слой и найти необходимое, живое, не книжное знание, полученного эмпирическим путем непосредственного переживания. «Язык» Тотема понятен тому, кто с ним взаимодействует.

Зачастую, работа с тотемом вызывала состояние транса, который давал несомненный целительный эффект.

Знакомство с традицией показывает, что Тотем имеет свойство пробуждать глубинную телесную память, вызывать яркие ощущения и тем самым вызывать процесс осознавания.

Способность воспринимать и усваивать информацию тонкоматериального мира была у древнего человека в доземледельческую эпоху гораздо выше, чем у современного человека. Убедительное объяснение этому есть в книге Наны Наувальд и Фелиситас Гудмэн: «когда происходит культурный сдвиг (имеется в виду возникновение письма в Древней Греции и переход к хлебопашеству), душа теряет свободу, ранее позволявшую ей бродить вне тела, поскольку исчезает культурный контекст, необходимый для этого. Разнообразные и многочисленные возможности души, зафиксированные в традиции, были загнаны в сферу поэзии и мифологии» (Нана Наувальд. Фелиситас Гудмэн. «Экстатический транс»2008 год)

К сожалению, наша «цивилизация» действительно ввела свои ограничения, чтобы направить внимание человека в нужное ей, для самоорганизации русло.

В той же работе Наны Наувальд, есть еще одно очень точное наблюдение: «В нашем урбанизированном западном обществе экстатические переживания в мирах сознания не вписаны в рамки регламентаций, то есть, не предусмотрены вообще. Ведь они «опасны» тем, что дают людям опыт, свидетельствующий об их собственном совершенстве, причем в контексте их связи с остальными совершенными формами проявления жизни. А это как раз то переживание, которое делает человека независимым от установок и правил, ориентированных на материальное» (стр.27).

Несмотря на «исчезновение культурного контекста», сохранилась потребность пробудить свою глубинную память. Наши современники по-прежнему, хотят получить переживание Целостности человеческого, природного и космического планов бытия. И испытать на себе глубокое эмоциональное воздействие Обряда, дающее опыт расширения сознания. Возможно, этим и объясняется большой всплеск интереса к культурам и религиям, имеющим традицию «воспитания души», таким, как индуизм, буддизм, шаманизм.

Поэтому я думаю, что традиция работы с Тотемом, зародившаяся в древние времена, обретает новую жизнь.

Уровни в восприятии символики Тотемов

Мы уже говорили о том, что Тотем позволяет совершить естественную настройку внимания, через вещи понятные и знакомые человеку из личного опыта, на процессы более глубокие и широкие, которые ведут к неосознанному, через мощные архетипические образы.

Практика показывает, что существуют условные уровни в восприятии символики Тотемов:

персонифицированный, когда мы «примеряем на себя» яркие свойства конкретного Тотема, через звук и движение пробуждается наша телесная память и открывается второй уровень – всеобщий, который закладывался на универсальном, понятном всем, языке и делает человека частью общности, делает досягаемым коллективный опыт.

Далее открывается третий уровень — сакральный, который раскрывает высший духовный смысл символа. Этот третий уровень, очень близок к откровению, например такого рода, как в трудах св. Симеона младшего: « Я узрел Его в своем доме. Среди всех этих обычных вещей Он возник неожиданно и стал неописуемо единым, и слился со мной, и врос в меня так, что не было ничего между нами, как огонь врастает в железо и свет в стекло. И Он сделал меня подобным огню и свету. И я стал тем, что узрел до того и что созерцал издали. Мне неведомо, как изъяснить вам это чудо… Я человек по природе и Бог – милостью Господней» («Душа в огне» «Дом Ансгар Нелсон»

Возьмем в качестве примера, Тотем Орла.

Первый уровень – это достоинства, Орла, как живого вида – умение видеть широко и далеко, искать цель, воспарять над обстоятельствами. Назовем этот этап – Видение цели.

Второй – это умение подняться над личным, концентрация на цели вначале, и «отпускание» ее в процессе подъема вверх, пока не ослабнет связь с ней и не явится состояние покоя. Этап – Над целью.

Третий – начинается с переживания опыта свидетельского состояния. Контакт со Светилом, как существом одухотворенной природы, которое способно преобразовать нас. Передать нам свойство излучать, сиять и одухотворять. Теперь все, на что направится наше внимание, будет озаряться, очищаться от негативного и лишнего, мы должны осознать за это ответственность.

После этого мы направляем внимание на свою цель. Этап – Освещение цели.

Многомерность Тотема хорошо прослеживается на примере Египетской мифологии. В ней не просто существуют «священные животные», зооморфны сами Божества: Тот, Мут, Апис, Анубис, Уаджет, Сехмет, Нут, Гор. Само Божество объемлет все три смысловых уровня, направляя Душу дальше, вперед, разворачивая свою сакральную идею через символику мифов, тесно с этим Божеством связанных. Очень интересные и многомерные описания символики Тотемов, можно найти в работе американского антрополога Никки Скалли, в ее работе «Золотой Котел или путешествия с Тотемными животными» 2008 , там же она излагает свой метод работы с тотемами, который она вынесла из шаманской культуры и всячески рекомендует, как действенную практику расширения сознания. В ее работе также просматриваются все четыре этапа, которые мы рассмотрели выше.

ГРИФЕР ШОУ ➔ СТАК ТОТЕМОВ !!! ГРИФЕРЮ С 64 ТОТЕМАМИ !!!


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: