ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Физическая культура»
специальности 060101 лечебное дело
Волгоград
2011 г.
Программа одобрена цикловой методической комиссией № 8 «Физическая культура» Протокол № ___ от ____________________________ Председатель ЦМК _____________ Скляр Е.В. | Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования для специальности 060101 лечебное дело Зам. директора по УР _______ Троян И.С. |
Разработчик:
Левитан А.П., руководитель физического воспитания, преподаватель высшей квалификационной категории,
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
3. условия реализации примерной программы учебной дисциплины | |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциины |
Паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«физическая культура»
Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Физическая культура» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО: 060101 Лечебное дело.
Программа учебной дисциплины «Физическая культура» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в области валеологии и физической культуры.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Физическая культура» входит в состав раздела «ОГСЭ» профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
— использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
— о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
— основы здорового образа жизни.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 476 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 238 часов;
самостоятельной работы обучающегося 238 часов.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
теоретические занятия | |
практические занятия | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
Основными формами организации самостоятельной работы студентов являются:
Контроль выполнения заданий по разделу «Самостоятельная работа» и их оценка осуществляется в форме проверки рефератов, дневников самоконтроля, комплексов физических упражнений и иных процедур. | |
Итоговая аттестация в формедифференцированного зачета. |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.04 «Физическая культура»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |||||
Раздел 1. | ||||||||
Тема 1.1 Социально-биологические основы занятий физической культурой и спортом | Содержание учебного материала | |||||||
Значение и задачи занятий физической культурой и спортом. | ||||||||
Определение основных понятий учебной дисциплины. | ||||||||
Функции физической культуры в обществе. | ||||||||
Характеристика содержания учебной дисциплины. | ||||||||
Требования техники безопасности при проведении занятий по физической культуре. | ||||||||
Требования к зачету. | ||||||||
Раздел 2. Легкая атлетика | ||||||||
Тема 2.1 Бег на короткие дистанции. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами. | Содержание учебного материала | 30 | 2 | |||||
Классификация видов легкой атлетики. | ||||||||
Правила проведения соревнований. | ||||||||
Низкий старт, стартовый разбег. | ||||||||
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами. | ||||||||
Эстафетный бег. | ||||||||
Практические занятия | 20 | |||||||
Подготовительные упражнения к низкому старту и стартовому разбегу. | 4 | |||||||
Подводящие упражнения к низкому старту и стартовому разбегу. | 4 | |||||||
Подготовительные упражнения к прыжку в длину толчком двумя ногами. | 4 | |||||||
Подводящие упражнения к прыжку в длину толчком двумя ногами. | 2 | |||||||
Подготовительные упражнения к бегу по прямой и финишированию. | 2 | |||||||
Подводящие упражнения к бегу по прямой и финишированию. | 2 | |||||||
Выполнение контрольных нормативов. | 2 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 10 | 3 | ||||||
Составление и выполнение комплекса упражнений для развития быстроты. | 10 | |||||||
Тема 2.2 Бег на средние дистанции. | Содержание учебного материала | 8 | 2 | |||||
Высокий старт. | ||||||||
Бег по повороту. | ||||||||
Практические занятия | 8 | |||||||
Подготовительные упражнения к высокому старту. | 2 | |||||||
Подводящие упражнения к высокому старту. | 2 | |||||||
Подготовительные упражнения к бегу по дистанции. | 2 | |||||||
Выполнение контрольных нормативов. | 2 | |||||||
Тема 2.3 Бег на длинные дистанции. | Содержание учебного материала | 18 | ||||||
Кроссовый бег. | ||||||||
Практические занятия | 8 | |||||||
Подготовительные упражнения к кроссовому бегу. | 4 | |||||||
Подготовительные упражнения к кроссовому бегу. | 2 | |||||||
Выполнение контрольных нормативов. | 2 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 10 | 3 | ||||||
Составление и выполнение комплекса упражнений для развития выносливости. | 10 | |||||||
Раздел 3. Аэробика | 78 | |||||||
Тема 3.1 Базовая аэробика. | Содержание учебного материала | 26 | ||||||
1. | Классификация видов аэробики, правила соревнований по аэробике. | 2 | ||||||
2. | Шаги базовой аэробики. | |||||||
3. | Движения рук. | |||||||
4. | Маховые и прыжковые элементы. | |||||||
Практические занятия | 16 | |||||||
1. | Подготовительные упражнения к базовым шагам аэробики. | 2 | ||||||
2. | Подводящие упражнения к базовым шагам. | 1 | ||||||
3. | Подготовительные упражнения к движениям рук. | 2 | ||||||
4. | Подводящие упражнения к движениям рук. | 1 | ||||||
5. | Согласование движений рук и ног. | 2 | ||||||
6. | Подготовительные упражнения к маховым и прыжковым элементам. | 2 | ||||||
7. | Подводящие упражнения к маховым и прыжковым элементам. | 2 | ||||||
8. | Связки элементов базовой аэробики. | 2 | ||||||
9. | Выполнение контрольных нормативов. | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 10 | 3 | ||||||
Составить комплекс упражнений для развития координационных способностей средствами базовой аэробики. | 10 | |||||||
Тема 3.2 Танцевальная аэробика. | Содержание учебного материала | 26 | 2 | |||||
Классификация видов танцевальной аэробики. | ||||||||
Базовые элементы танцевальной аэробики. | ||||||||
Движения рук в танцевальной аэробике. | ||||||||
Маховые и прыжковые элементы. | ||||||||
Практические занятия | 16 | |||||||
Подготовительные упражнения к базовым элементам. | 2 | |||||||
Подводящие упражнения к базовым элементам. | 1 | |||||||
Подготовительные упражнения к движениям рук. | 2 | |||||||
Подводящие упражнения к движениям рук. | 1 | |||||||
Согласование движения рук и ног. | 2 | |||||||
Подготовительные упражнения к маховым и прыжковым элементам. | 2 | |||||||
Подводящие упражнения к маховым и прыжковым элементам. | 2 | |||||||
Связки элементов танцевальной аэробики. | 2 | |||||||
Выполнение контрольных нормативов. | 2 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 10 | 3 | ||||||
Составить комплекс упражнений для развития координационных способностей средствами танцевальной аэробики. | 10 | |||||||
Тема 3.3 Степ-аэробика | Содержание учебного материала | 26 | 2 | |||||
Правила соревнований по степ-аэробике. | ||||||||
Базовые шаги степ-аэробики. | ||||||||
Движения рук в степ-аэробике. | ||||||||
Маховые и прыжковые элементы степ-аэробики. | ||||||||
Практические занятия | 16 | |||||||
Подготовительные упражнения к базовым шагам. | 2 | |||||||
Подводящие упражнения к базовым шагам. | 1 | |||||||
Подготовительные упражнения к движениям рук. | 2 | |||||||
Подводящие упражнения к движениям рук. | 1 | |||||||
Согласование движений рук и ног. | 2 | |||||||
Подготовительные упражнения к маховым и прыжковым элементам. | 2 | |||||||
Подводящие упражнения к маховым и прыжковым элементам. | 2 | |||||||
Связки элементов степ-аэробики. | 2 | |||||||
Выполнение контрольных нормативов. | 2 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 10 | 3 | ||||||
Составить комплекс упражнений для развития координационных способностей средствами степ-аэробики. | 10 | |||||||
Раздел 4. Армрестлинг | 16 | |||||||
Тема 4.1 Армрестлинг | Содержание учебного материала | 16 | 2 | |||||
История возникновения вида спорта, классификация. | ||||||||
Правила проведения соревнований. | ||||||||
Стойки, захваты. | ||||||||
Практические занятия | 16 | |||||||
Подготовительные упражнения к стойке. | 4 | |||||||
Подводящие упражнения к стойке. | 4 | |||||||
Подготовительные упражнения к захвату. | 4 | |||||||
Подводящие упражнения к захвату. | 4 | |||||||
Раздел 5. Общая физическая подготовка. | 96 | |||||||
Тема 5.1 Силовые способности. | Содержание учебного материала | 32 | 2 | |||||
Физические и физиологические представления о силе. | ||||||||
Эндогенные и экзогенные факторы, определяющие мышечную силу. | ||||||||
Способы измерения силы. | ||||||||
Практические занятия | 12 | |||||||
Подготовительные упражнения с сопротивлением собственного веса. | 4 | |||||||
Подготовительные упражнения с внешним сопротивлением. | 4 | |||||||
Подготовительные упражнения с комбинированным воздействием. | 4 | |||||||
Основы методики развития силы. | 4 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 20 | 3 | ||||||
Составление и выполнение комплексов упражнений для развития силы: с сопротивлением собственного веса, с внешним и комбинированным сопротивлением | 20 | |||||||
Тема 5.2 Гибкость. | Содержание учебного материала | 32 | 2 | |||||
Активная и пассивная гибкость. | ||||||||
Эндогенные и экзогенные факторы, определяющие гибкость. | ||||||||
Способы измерения гибкости. | ||||||||
Практические занятия | 12 | |||||||
Подготовительные упражнения для увеличения активной гибкости. | 4 | |||||||
Подготовительные упражнения для увеличения пассивной гибкости. | 4 | |||||||
Подготовительные упражнения с отягощениями для увеличения гибкости. | 2 | |||||||
Основы методики развития гибкости. | 2 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 20 | 3 | ||||||
Составление и выполнение комплексов упражнений для развития гибкости. | 20 | |||||||
Тема 5.3 Выносливость. | Содержание учебного материала | 32 | 2 | |||||
Аэробная и анаэробная выносливость. | ||||||||
Объем и интенсивность нагрузки. | ||||||||
Отдых: пассивный и активный. | ||||||||
Практические занятия | 12 | |||||||
Подготовительные упражнения для развития аэробной выносливости. | 6 | |||||||
Подготовительные упражнения для развития анаэробной выносливости. | 4 | |||||||
Основы методики развития выносливости. | 2 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 20 | 3 | ||||||
Составление и выполнение комплексов упражнений для развития выносливости. | 20 | |||||||
Раздел 6. Дартс. | ||||||||
Тема 6.1 Дартс. | Содержание учебного материала | 16 | 2 | |||||
История возникновения вида спорта. | ||||||||
Правила проведения соревнований. | ||||||||
Практические занятия | 16 | |||||||
Подготовительные упражнения для обучения стойке. | 4 | |||||||
Подготовительные упражнения для обучения хватке. | 4 | |||||||
Подготовительные упражнения для обучения броску. | 8 | |||||||
Раздел 7. Общая гимнастика. | ||||||||
Тема 7.1 Строевые и порядковые упражнения. | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |||||
Гимнастическая терминология, строевые упражнения на месте и в движении. | ||||||||
Построения и перестроения. | ||||||||
Практические занятия | 4 | |||||||
Подготовительные упражнения к строевому шагу. | 2 | |||||||
Подготовительные упражнения к перестроениям. | 2 | |||||||
Тема 7.2 Упражнения на гимнастическом бревне. | Содержание учебного материала | 12 | ||||||
Упражнения в передвижении и статические упражнения. | ||||||||
Входы, прыжки, повороты. | ||||||||
Акробатические упражнения и соскоки. | ||||||||
Практические занятия | 12 | |||||||
Подготовительные упражнения к передвижениям. | 1 | |||||||
Подводящие упражнения к передвижениям. | 1 | |||||||
Подготовительные упражнения к входам. | 1 | |||||||
Подводящие упражнения к входам. | 1 | |||||||
Подготовительные упражнения к прыжкам. | 1 | |||||||
Подводящие упражнения к прыжкам. | 1 | |||||||
Подготовительные упражнения к поворотам. | 1 | |||||||
Подводящие упражнения к поворотам. | 1 | |||||||
Подготовительные упражнения к соскокам. | 1 | |||||||
Подводящие упражнения к соскокам. | 1 | |||||||
Выполнение контрольных нормативов. | 2 | |||||||
Тема 7.3 Опорный прыжок. | Содержание учебного материала | 10 | ||||||
Приземление и разбег. | ||||||||
Безопорнарная фаза и толчок руками. | ||||||||
Практические занятия | 10 | |||||||
Подготовительные упражнения к приземлению. | 1 | |||||||
Подводящие упражнения к приземлению | 1 | |||||||
Подготовительные упражнения к разбегу. | 2 | |||||||
Подводящие упражнения к разбегу. | 2 | |||||||
Подготовительные упражнения к толчку руками. | 1 | |||||||
Подводящие упражнения к толчку руками. | 1 | |||||||
Выполнение контрольных нормативов. | 2 | |||||||
Тема 7.4 Акробатика. | Содержание учебного материала | 12 | ||||||
Группировка и перекаты. | ||||||||
Кувырки и стойки. | ||||||||
Практические занятия | 12 | |||||||
Подготовительные упражнения к группировке. | 1 | |||||||
Подводящие упражнения к группировке. | 1 | |||||||
Подготовительные упражнения к перекатам. | 1 | |||||||
Подводящие упражнения к перекатам. | 1 | |||||||
Подготовительные упражнения к кувыркам. | 2 | |||||||
Подводящие упражнения к кувыркам. | 2 | |||||||
Подготовительные упражнения к стойкам. | 2 | |||||||
Подводящие упражнения к стойкам. | 1 | |||||||
Выполнение контрольных нормативов. | 1 | |||||||
Тема 7.5 Общеразвивающие упражнения | Содержание учебного материала | 20 | ||||||
Упражнения с предметами и без предметов. | ||||||||
Упражнения на гимнастических снарядах. | ||||||||
Упражнения на месте и в движении. | ||||||||
Практические занятия | 10 | |||||||
Подготовительные упражнения с предметами. | 2 | |||||||
Подводящие упражнения с предметами. | 1 | |||||||
Подготовительные упражнения на снарядах. | 2 | |||||||
Подводящие упражнения на снарядах. | 2 | |||||||
Подготовительные упражнения в движении. | 1 | |||||||
Выполнение контрольных нормативов. | 2 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 10 | 3 | ||||||
Составление и выполнение комплексов общеразвивающих упражнений утренней гигиенической гимнастики. | 10 | |||||||
Раздел 8. Подвижные и спортивные игры | ||||||||
Тема 8.1 Русская лапта | Содержание учебного материала | 18 | 2 | |||||
История возникновения, правила соревнований. | ||||||||
Стойка, хваты, удары. | ||||||||
Ловля и передача мяча. | ||||||||
Практические занятия | 18 | |||||||
Подготовительные упражнения для освоения стойки и хвата. | 6 | |||||||
Подготовительные упражнения для выполнения удара сверху. | 6 | |||||||
Подготовительные упражнения к ловле и передаче мяча. | 6 | |||||||
Тема 8.2 Подвижные игры. | Содержание учебного материала | 8 | ||||||
Командные и некомандные игры. | ||||||||
Имитационные игры, игры с сопротивлением и ориентировкой. | ||||||||
Практические занятия | 4 | |||||||
Игры, развивающие координационные способности. | 2 | |||||||
Игры, развивающие выносливость. | 2 | |||||||
Игры, развивающие быстроту и ловкость. | ||||||||
Раздел 9. Прикладные аспекты занятий физическими упражнениями. | ||||||||
Тема 9.1 Организация и методика проведения самостоятель- ных занятий физическими упражнениями. | Содержание учебного материала | 22 | 2 | |||||
Принципы физического воспитания. | ||||||||
Средства и методы физического воспитания. | ||||||||
Практическое занятие | 2 | |||||||
Формы организации самостоятельных занятий. | ||||||||
Требования к планированию самостоятельных занятий. | ||||||||
Специфика занятий отдельными видами физических упражнений. | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 20 | 3 | ||||||
Разработать комплексы упражнений: утренней гигиенической гимнастики, производственной гимнастики для медицинских работников и физкультпаузы. | 20 | |||||||
Тема 9.2 Методы контроля физического развития и состояния здоровья. | Содержание учебного материала | 40 | 2 | |||||
Внешние параметры здоровья и физического развития. | ||||||||
Физиологические параметры здоровья. | ||||||||
Практическое занятие | 2 | |||||||
Методы контроля внешних параметров здоровья. | ||||||||
Методы контроля физиологических параметров здоровья. | ||||||||
Методы контроля физического развития. Самоконтроль. | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 38 | 3 | ||||||
В течение 4 недель, ежедневно проводить самоконтроль за состоянием здоровья и физического развития. | 38 | |||||||
Тема 9.3 Основы методики проведения корригирующей гимнастики | Содержание учебного материала | 22 | 2 | |||||
Антропометрические признаки осанки. | ||||||||
Типы осанки и причины ее дефектов. | ||||||||
Практическое занятие | 2 | |||||||
Упражнения для профилактики нарушений осанки. | ||||||||
Упражнения для коррекции сутулости. | ||||||||
Упражнения для коррекции сколиоза. | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 20 | 3 | ||||||
Комплексы упражнений для профилактики сколиоза и сутулости. | 20 | |||||||
Тема 9.4 Организация и методика проведения закаливающих процедур | Содержание учебного материала | 22 | 2 | |||||
Гигиенические принципы закаливания. | ||||||||
Факторы закаливания. | ||||||||
Практическое занятие | 2 | |||||||
Закаливание детей младшего школьного возраста. | ||||||||
Закаливание старшеклассников и взрослых. | ||||||||
Закаливание людей среднего возраста. | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 20 | 3 | ||||||
Разработать комплекс закаливающих процедур на основе одного из факторов. | 20 | |||||||
Тема 9.5 Самомассаж, как средство профилактики и восстанов | Содержание учебного материала | 22 | 2 | |||||
Классический массаж и нетрадиционный. | ||||||||
Влияние массажа на основные системы организма человека. | ||||||||
Практическое занятие | 2 | |||||||
Локальный и общий самомассаж. | ||||||||
Гигиенические правила и противопоказания при проведении самомассажа. | ||||||||
Методические требования при проведении самомассажа. | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 20 | 3 | ||||||
Овладеть приемами локального самомассажа с последующей демонстрацией. | 20 | |||||||
Итого: | 476 | |||||||
условия реализации программы дисциплины