Установление связи буквы со звуком

УДК 373.167.1:811.161.1

ББК 81.2 Рус-922

К 60

Художественное оформление и макет

Т. С. Шаляпина

Художник В. А. Цепилова

Колесникова Е. В.

К 60Ну-ка, буква, отзовись!: Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. — М.: Издательство «Ювента», 2005. — 32 с ил.

УДК373.167.1:811.161.1
ББК 81.2 Рус-922

Рабочая тетрадь «Ну-ка, буква, отзовись!» входит в авторский комплект учебно-методических пособий к программе «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Она предназначена для совместной работы взрослого (педагога, родителей) и ребенка 5-7 лет.

Учебно-игровые задания, предложенные в тетради, способствуют последовательному закреплению понятий и представлений о звуках и буквах, развитию фонематического восприятия, внимания, мышления и формируют у ребенка качества, необходимые для дальнейшего обучения в школе самостоятельность, умение довести начатое дело до конца, понять учебно-игровую задачу и выполнить ее самостоятельно

Предлагаемые задания желательно проводить только после того, как закончится обучение по книгам авторского комплекта «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет», рабочей тетради «От А до Я» или другим пособиям по обучению дошкольников грамоте.

Рекомендуется широкому кругу специалистов, работающих в дошкольно-образовательных учреждениях, гувернерам, родителям для подготовки детей к школе, а также учителям начальных классов.

© Издательство «Ювента», 2005
ISBN 5-85429-226-2 © Колесникова Е В , 2005

Установление связи буквы со звуком

Рабочая тетрадь

Для детей 5—7 лет

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Уважаемые родители и педагоги!

Вашему вниманию предлагается новая книга «Ну-ка, буква, отзовись!», входящая в авторский комплект учебно-методических пособий к программе «От звука к букве. Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Она предназначена для совместной работы взрослого (педагога, родителей) и ребенка, который занимался по книгам «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет», рабочей тетради «От А до Я» или другим пособиям по обучению грамоте. Обязательное условие при работе с данной книгой — знание букв русского алфавита и умение сопоставлять их с соответствующим звуком.

Прежде чем приступить к занятиям, внимательно изучите наши несложные советы и рекомендации и постарайтесь их выполнить.

1.Выделите место для занятий с ребенком.

2.Определите время, когда будете с ним за-
ниматься.

3.Не старайтесь выполнить все задания за
один день. Прекратите занятия, если по-
чувствуете, что ребенок устал.

4.Выполняйте задания последовательно.

5.Знания, полученные ребенком на заняти-
ях, закрепляйте в свободное время.

6.На протяжении всего занятия сохраняйте
доброжелательный тон, с уважением отно-
ситесь к ребенку, даже если у него что-то
не получается.

7.Занимайтесь только тогда, когда вы и ре-
бенок находитесь в хорошем настроении.

Основное назначение игровых заданий — способствовать развитию интереса к звуко-буквенной системе родного языка, мышления, зрительного и слухового внимания.

Предложенные задания формируют у ребенка качества, необходимые для дальнейшего обучения в школе: умение работать самостоятельно, способность принимать решение для выполнения поставленной задачи.

Задания предлагаются в определенной системе и последовательности и решают множество задач, одна из которых обязательно главная:

¦на с. 3—4 — нахождение заданной буквы по образцу, что способствует развитию зрительного внимания, лучшему запоминанию образа буквы;

¦на с. 5-7 — закрашивание буквы, которую
назовет взрослый, что очень важно для разви-
тия слухового внимания и звуко-буквенного
анализа;

¦на с. 8-10 — нахождение лишней буквы в
ряду, что способствует развитию логического
мышления;

¦на с. 11—22 — установление связи звука с
буквой и буквы со звуком. Задания предлага-
ются в разных вариантах: сначала ребенок
должен определить первый звук в названии
предмета и соединить его с соответствующей
буквой, а затем обвести предметы, названия
которых начинаются на звук, соответствую-
щий заданной букве. Выполнение этих зада-
ний способствует развитию обратимости
мыслительных процессов.

¦на с. 23—24 — зачеркнуть буквы, которых
нет в названии нарисованного предмета, что
очень важно для развития навыка звуко
буквенного анализа и понимания структуры
слова;

¦на с. 25—28 — дописать пропущенные бук
вы в названии нарисованных предметов, что
способствует развитию фонематического слу-
ха и навыков звуко-буквенного анализа;

¦на с. 29—32 — задания, развивающие
зрительное внимание: путаницы, неправиль-
но написанные буквы, веселые сюжетные
картинки, в которых нужно найти спрятав-
шуюся букву.

После окончания работы сданной книгой предложите ребенку придумать по аналогии игровые задания со звуками и буквами для своих друзей. Если есть младшие братья или сестры, то — для них, или поиграйте с ним сами.

Издатель, автор и все те, кто принимал участие в создании этой книги, надеются, что выполнение предложенных заданий сделает процесс усвоения новых знаний увлекательным, вызовет интерес к данному виду деятельности и ваш ребенок почувствует себя умным и талантливым.

Нахождение заданной буквы по образцу

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком
Установление связи буквы со звуком
Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком Проведи дорожки от клоуна к тем мячам, где написана буква, которую он держит.

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

К каким мячам ты провёл дорожки? Почему? (К мячам, на которых написана буква «Щ», потому что клоун держит эту букву.) .

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Какие цветы ты раскрасил? Почему? (Цветы с буквой «Ж», потому что девочка держит эту букву.)

Установление связи буквы со звуком Раскрась только те цветы на клумбе, где есть буква, которую держит девочка.

Нахождение заданной буквы по словесной инструкции

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком
Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком Раскрась буквы, которые я назову: «А», «О», «У», «Э», «Ы». .

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком
Установление связи буквы со звуком
Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Назови буквы, которые ты раскрасил. («А»,. «О», «У», «Э», «Ы».)
Какие это буквы? (Гласные.)

Установление связи буквы со звуком

Раскрась буквы, которые я тебе назову: «Р», «Л», «М», «Н».

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Назови буквы, которые ты раскрасил. («Л», «М», «Н», «Р».) Какие это буквы? (Согласные.) .

Нахождение заданной буквы по словесной инструкции

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком Раскрась буквы, которые я назову: «Ж», «Ш», «3», «С».

Установление связи буквы со звуком
Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком Установление связи буквы со звуком Назови буквы, которые ты раскрасил. («Ж», «Ш», «3», «С».)
Какие это буквы? (Согласные.)

Раскрась буквы, которые я тебе назову: «Я», «Ю», «Е», «И».

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком
Установление связи буквы со звуком

Назови буквы, которые ты раскрасил. («Я», «Ю», «Е», «И».)
Какие это буквы? (Гласные.)

Нахождение заданной буквы по словесной инструкции

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком
Установление связи буквы со звуком

Раскрась буквы, которые я назову: «В», «Ф», «Г», «К».

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Назови буквы, которые ты раскрасил. («В», «Ф», «Г», «К».) Какие это буквы? (Согласные.)

Раскрась буквы, которые я тебе назову: «Д», «Т», «Б», «П».

Установление связи буквы со звуком
Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком
Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Назови буквы, которые ты раскрасил. («Д», «Т», «Б», «П».) Какие это буквы? (Согласные.)

Нахождение лишней буквы

В каждом прямоугольнике раскрась лишнюю букву.

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком Какую букву ты раскрасил в первом прямоугольнике? Почему? (Букву «Ь», потому что все остальные буквы «Я»,) Аналогичные задания по каждому прямоугольнику.

Нахождение лишней буквы

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

В каждом прямоугольнике раскрась лишнюю букву.

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком Какую букву ты раскрасил в первом прямоугольнике? Почему?
(Букву «А», потому что все остальные буквы «П».) Аналогичные
задания по каждому прямоугольнику.

Нахождение лишней буквы

Установление связи буквы со звуком

Раскрась лишнюю букву.

Установление связи буквы со звуком
Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Какую букву ты раскрасил? Почему?

(Букву «И», потому что все остальные буквы согласные.)

Установление связи буквы со звуком
Установление связи буквы со звуком

Раскрась лишнюю букву.

Установление связи буквы со звуком Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Какую букву ты раскрасил? Почему? (Букву «К», потому что все остальные буквы гласные.)

Установление связи звука с буквой

Установление связи буквы со звуком

Определи первый звук в названии каждого предмета. Соедини предмет стрелочкой с соответствующей буквой.

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи звука с буквой

Установление связи буквы со звуком

Определи первый звук в названии каждого предмета. Соедини предмет стрелочкой с соответствующей буквой.

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи звука с буквой

Установление связи буквы со звуком

Г) Определи первый звук в названии каждого предмета. Соедини предмет стрелочкой с соответствующей буквой.

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи звука с буквой

Установление связи буквы со звуком

Определи первый звук в названии каждого предмета. Соедини предмет стрелочкой с соответствующей буквой.

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком Обведи предметы, в названии которых первый звук соответствует букве, находящейся у Буратино.

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком
Установление связи буквы со звуком

Назови предметы, которые ты обвёл. Почему? (Бочку барабан, бабочку. Потому что в их названии первый звук «Б», и Буратино держит букву «Б».)

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Обведи предметы, в названии которых первый звук соответствует букве, находящейся у тигра.

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Назови предметы, которые ты обвёл. Почему? (Троллейбус, торт, топор. Потому, что в их названии первый звук «Т», и тигр держит букву «Т».)

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Обведи предметы, в названии которых первый звук соответствует букве, и находящейся у жирафа.

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком
Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком Назови предметы, которые ты обвёл. Почему? (Жука, жёлуди. Потому что в их ;’/ названии первый звук «Ж», и жираф держит букву «Ж».)

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком Обведи предметы, в названии которых первый звук соответствует букве, находящейся у собаки.

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком Назови предметы, которые ты обвёл. Почему? (Санки, самолёт, стол. Потому что в их названии первый звук «С», и собака держит букву «С».)

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Обведи предметы, в названии которых первый звук соответствует букве, находящейся у волка.

Установление связи буквы со звуком
Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком
Установление связи буквы со звуком

Назови предметы, которые ты обвёл. Почему? (Вазу, воробья, варежки, ворону. Потому что в их названии первый звук «В», и волк держит букву «В».)

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Обведи предметы, в названии которых первый звук соответствует букве, находящейся у Чебурашки.

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Назови предметы, которые ты обвёл. Почему? (Чайник, часы, черепаху, чашку.) Потому что в их названии первый звук «Ч», и Чебурашка держит букву «Ч».)

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Обведи предметы, в названии которых первый звук соответствует букве, находящейся у гнома.

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком
Установление связи буквы со звуком

Назови предметы, которые ты обвёл. Почему? (Гусеницу, гуся, горох. Потому что в их названии первый звук «Г», и гном держит букву «Г».)

Зачеркивание лишних букв

Зачеркни буквы, которых нет в названии нарисованного предмета.

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

т Д ю н м

Установление связи буквы со звуком

Какие буквы ты зачеркнул? Почему?

(«Т», «Ю», «Н». Потому что их нет в слове «дом».) ,

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Зачеркни буквы, которых нет в названии нарисованного предмета.

Установление связи буквы со звуком

ф р я с к А

Установление связи буквы со звуком

Какие буквы ты зачеркнул? Почему?

(«ф», «Я», «С», «К». Потому что их нет в слове «роза».)

Зачеркивание лишних букв

Зачеркни буквы, которых нет в названии нарисованного предмета.

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

г к р ю У Щ ш А

Установление связи буквы со звуком

Какие буквы ты зачеркнул? Почему? («К», «Ю», «Щ». Потому что их нет в слове «груша».)

Установление связи буквы со звуком

Зачеркни буквы, которых нет в названии нарисованного предмета.
Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

b p я A К Э E Г T А

Установление связи буквы со звуком

Какие буквы ты зачеркнул? Почему? ;

(«Ь», «Я», «Э», «Г». Потому что их нет в слове «ракета».)

Написание пропущенных букв

Установление связи буквы со звуком

В каждом прямоугольнике допиши буквы так, чтобы получились слова, обозначающие названия нарисованных игрушек.

Установление связи буквы со звуком

м ч к

Установление связи буквы со звуком

У А

П Р А Д
К Б И

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Написание пропущенных букв

Установление связи буквы со звуком В каждом прямоугольнике допиши буквы так, чтобы получились слова, ;у обозначающие названия нарисованных животных.

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

в л
м Е В Д ь
и А

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Е

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

* ц
Б К

Написание пропущенных букв

Установление связи буквы со звуком

В каждом прямоугольнике допиши буквы так, чтобы получились слова, обозначающие названия овощей, которые растут на огороде.

к А Т А

Е
Установление связи буквы со звуком

У

г О

Написание пропущенных букв

Установление связи буквы со звуком

В каждом прямоугольнике допиши буквы так, чтобы получились слова, обозначающие названия предметов, которые будут нужны тебе в школе.

к А Р Д ш

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

Е Н

Установление связи буквы со звуком

Б К Ь

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком

У Ч
А Е Ц

Развитие зрительного внимания

Установление связи буквы со звуком

Установление связи буквы со звуком Зачеркни буквы, которые Незнайка написал неправильно. Обведи буквы, написанные правильно.

Развитие зрительного внимания

Раскрась в прямоугольнике только те буквы, которые есть в путанице.

Установление связи буквы со звуком

Уроки русского Согласные звуки и их буквы


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: