5 КЛАСС
Учебно-тематический план курса
Название раздела, темы занятия | Всего часов | Теорети-ческие | Практи-ческие | Комбини-рованные (интегри-рованные) |
Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край» | ||||
Микросфера«Я – житель Донбасса» | ||||
Тема 1.Что такое Родина? Основание и заселение твоего города (села): история и легенды | ||||
Тема 2.Геральдика современного Донбасса. Гербы городов Республики | ||||
Микросфера«Природа Донбасса» | ||||
Тема 3.Человек – часть природы | ||||
Микросфера«Культура Донбасса» | ||||
Тема 4.Памятники культуры и истории, что нас окружают. Экскурсия к одному из памятников | ||||
Тема 5.Выдающиеся жители моего города (села) | ||||
Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики» | ||||
Микросфера «Человек и закон» | ||||
Тема 6. Государственная символика ДНР | ||||
Микросфера «Гражданская позиция» | ||||
Тема 7.Гражданин – Отечества достойный сын | ||||
Микросфера«Мои права и обязанности» | ||||
Тема 8.У ребенка тоже есть права | ||||
Микросфера«Трудом славен человек» | ||||
Тема 9.Все профессии важны; все профессии нужны | ||||
Микросфера«Учимся жить среди людей» | ||||
Тема 10.Все мы такие разные. «Правильные» правила общения |
Макросфера 3. «Донбасс и Русский мир» | ||||
Микросфера «Дыхание времен» | ||||
Тема 11.История двуглавого орла | ||||
Микросфера «След в истории. Выдающиеся личности» | ||||
Тема 12. «Русские не сдаются!» | ||||
Тема 13. Герои рядом с нами | ||||
Микросфера «Секреты русских мастеров» | ||||
Тема 14. «Век живи – век учись…» | ||||
Микросфера «Летопись народной мудрости» | ||||
Тема 15. Традиции, обряды и праздники славян |
Программа курса
Название раздела, темы занятия | Кол-во часов | Цели | Содержание деятельности | Форма организации образовательного процесса | Ожидаемые результаты |
Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край» | |||||
Микросфера «Я – житель Донбасса» | |||||
Тема 1.«Что такое Родина? Основание и заселение твоего города (села): история и легенды» | Ознакомить детей с важнейшей страницей истории Родины – основанием родного города (села), его развитием, расцветом, современным состоянием | Рассказ учителя о истории основания родного города (села), знакомство с историческими и легендарными фактами данного процесса | Обзорное, комбинированное занятие | Знание истории основания и заселения своего города | |
Тема 2.«Геральдика современного Донбасса. Гербы городов Республики» | Познакомить учеников с особенностями развития и становления символики городов, значении ее в жизни граждан. Продолжить воспитывать чувства гражданственности и патриотизма. | Рассказ учителя о развитии геральдических символов нашего края, становлении символики городов республики. Рассмотрение конкретных примеров геральдических особенностей городов | Обзорное, комбинированное занятие | Знания о гербах городов и геральдике | |
Микросфера «Природа Донбасса» | |||||
Тема 3. «Человек – часть природы» | Выявить особенности природы и взаимосвязь с ней человека в нашем крае. Продолжить экологическое воспитание учащихся | Рассказ учителя о характерных особенностях нашей природы, влиянии ее на человека и результатах его деятельности. Воспитывать ответственное и бережное отношение к природе своей Родины | Обзорное, комбинированное занятие | Понимание необходимости беречь природу | |
Микросфера «Культура Донбасса» | |||||
Тема 4. «Памятники культуры и истории, окружающие нас». Экскурсия к одному из памятников | Дать представление о развитии культурных и исторических объектов нашей Родины, их значении для жизни граждан | Организация учителем экскурсии к одному из памятников | Занятие-практикум | Знания о памятниках родного города | |
Тема 5. Выдающиеся жители моего города (села) | Продолжить знакомство учеников с современными выдающимися личностями нашей Родины, их вкладом в развитие Республики | Рассказ учителя о выдающихся личностях нашей Родины, исторических событиях, связанных с ними. Продолжить развитие чувства патриотизма и гражданственности | Занятие-диалог | Знание о выдающихся людях – своих современниках, стремление быть на них похожими | |
Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики» | |||||
Микросфера «Человек и закон» | |||||
Тема 6. «Государственная символика ДНР» | Ознакомить детей с изображением и историей создания Государственного флага и герба ДНР. Рассказать о его значении. Продолжить патриотическое воспитание учащихся | Рассказ о Государственном флаге ДНР. Объяснение его символики. Праздник Государственного флага Республики. Просмотр слайдов, репродукций с изображениями государственных символов | Комбинированное занятие. Занятие-размышление | Знание символики ДНР и истории ее создания | |
Микросфера «Гражданская позиция» | |||||
Тема 7. «Гражданин — Отечества достойный сын» | Дать представление о понятии «гражданин». Формировать у детей чувство гражданского долга, продолжить воспитание чувств любви и уважения к своей Родине. Работать над развитием сферы социальных потребностей | Рассказ учителя о том, что значит быть истинным гражданином своей страны. Литературные иллюстрации. Исторические примеры. Рассуждение о том, может ли ребенок быть настоящим гражданином | Творческое занятие | Понимание значения понятия «гражданин» | |
Микросфера «Мои права и обязанности | |||||
Тема 8. «У ребенка тоже есть права» | Дать представление учащимся о правах и обязанностях, институтах, которые занимаются их защитой | Рассказ учителя о том, как можно защищать свои права, какие организации в Республике и мире заняты данной проблемой | Комбинированное занятие | Знание прав ребенка и механизмов их защиты | |
Микросфера «Трудом славен человек» | |||||
Тема 9. «Все профессии важны; все профессии нужны» | Дать представление учащимся о спектре профессиональной деятельности человека, основных трудовых сферах нашего края | Рассказ учителя о ключевых профессиях нашего края, трудовой и научной деятельности выдающихся людей Донетчины | Занятие-диалог | Знание основных профессий | |
Микросфера «Учимся жить среди людей» | |||||
Тема 10. «Все мы такие разные. «Правильные» правила общения» | Показать детям полинациональность нашей Республики, особенности добрососедского проживания различных людей, ключевые моменты правильного социального общения | Рассказ учителя об истории заселения нашего края, сложившихся добрососедских традициях и системе этических ценностей нашей Республики | Обзорное, комбинированное занятие | Знание правил общения с представителями других национальностей и этносов | |
Макросфера 3. «Донбасс и Русский мир» | |||||
Микросфера «Дыхание времен» | |||||
Тема 11. История двуглавого орла | Ознакомить учеников с генеалогией символа двуглавого орла, его распространения и развития на русских землях | Изучение геральдических особенностей герба, его значения | Комбинированное занятие | Знание истории происхождения символа | |
Микросфера «След в истории. Выдающиеся личности» | |||||
Тема 12. «Русские не сдаются!» | Познакомить учеников с особенностями русского характера, его стойкости и самоотверженности на примерах исторических деятелей | Рассказ учителя о выдающихся патриотах нашей Родины | Занятие- рассуждение | Стремление быть похожими на русских солдат и готовности на подобные поступки | |
Тема 13. «Герои рядом с нами» | Познакомить учеников с личностями современных героев, показать истинное значение и важность подвига для Родины | Рассказ учителя о современниках, которые внесли значительный вклад в защиту и развитие нашего государства | Обзорное, комбинированное занятие | Знание о современниках-героях | |
Микросфера «Секреты русских мастеров» | |||||
Тема 14. «Век живи – век учись…» | Продолжить ознакомление детей с этикой труда, активизировать их мыслительную и творческую деятельность | Рассказ учителя об особенностях русского искусства, его эстетическом значении в истории народа | Комбинированное занятие Занятие-диалог | Знание примеров шедевров культуры созданных русскими мастерами | |
Микросфера «Летопись народной мудрости» | |||||
Тема 15. «Традиции, обряды и праздники славян» | Рассказать ученикам об основных славянских традициях и обрядовых праздниках, их следах в современности | Знакомство учеников с примерами славянских праздников, песен, оберегов | Обзорное, комбинированное занятия | Знание элементов языческой славянской культуры |
6 КЛАСС
Учебно-тематический план курса
Название раздела, темы занятия Всего часов | Теорети-ческие | Практи-ческие | Комбини-рованные (интегри-рованные) | |
Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край» | ||||
Микросфера«Я – житель Донбасса» | ||||
Тема 1. Моя генеалогия в истории Донбасса | ||||
Тема 2. Мой край в древности. Экскурсия в музей | ||||
Микросфера«Природа Донбасса» | ||||
Тема 3. Особенности природы Донбасса | ||||
Микросфера«Культура Донбасса» | ||||
Тема 4. Народные приметы | ||||
Тема 5. Знакомство с культурой Донбасса | ||||
Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики» | ||||
Микросфера«Человек и закон» | ||||
Тема 6. Конституция — самый главный закон страны. | ||||
Тема 7.Как рождается гражданственность | ||||
Микросфера«Гражданская позиция» | ||||
Тема 8.Индивидуальность человека. Качества сильной личности | ||||
Микросфера«Мои права и обязанности» | ||||
Тема 9. Твои права и обязанности | ||||
Микросфера«Трудом славен человек» | ||||
Тема 10.Труд и творчество | ||||
Микросфера«Учимся жить среди людей» | ||||
Тема 11. Человек славен добрыми делами. Учимся делать добро | ||||
Макросфера 3. «Донбасс и Русский мир» | ||||
Микросфера«Дыхание времен» | ||||
Тема 12. Государственные символы ДНР | ||||
Микросфера«След в истории. Выдающиеся личности» | ||||
Тема 13. Страницы из «альбома» истории | ||||
Микросфера«Секреты русских мастеров» | ||||
Тема 14.Неисчерпаемый талант народный | ||||
Микросфера«Летопись народной мудрости» | ||||
Тема 15.Традиции, обычаи, праздники Донбасса |
Программа курса
Название раздела, темы занятия | Кол-во часов | Цели | Содержание деятельности | Форма организации образовательного процесса | Ожидаемые результаты |
Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край» | |||||
Микросфера «Я – житель Донбасса» | |||||
Тема 1. Моя генеалогия в истории Донбасса | Воспитывать уважение к своему роду, семейным традициям | Ученики готовят выступление на тему «Мой род в истории Донбасса, их роль в развитии Донецкого края» | Урок-конференция | Знание истории своей семьи; умение обосновывать важность сохранения семейных традиций | |
Тема 2. Мой край в древности. Экскурсия в музей | Расширить представление детей о родном городе. Охарактеризовать жизнь первобытного человека, племен и культур бронзового и железного веков на территории Донецкого региона | Виртуальная экскурсия по историческим памятникам Донецкого региона с использованием фотодокументов и видеофайлов | Виртуальная экскурсия в краеведческий музей | Знание о народах, которые в древности населяли территорию Донбасса, выдающихся археологических памятниках Донецкого региона | |
Микросфера «Природа Донбасса» | |||||
Тема 3. Особенности природы Донбасса | Описать особенности природного окружения. Продолжить экологическое воспитание учащихся. Расширить кругозор школьников | Ознакомление с природным окружением. Изучение наиболее характерных особенностей ландшафта и животного мира | Комбинированное занятие | Умение на конкретных примерах описывать наиболее характерные особенности ландшафта и животного мира нашего края | |
Микросфера«Культура Донбасса» | |||||
Тема 4. Народные приметы | Расширить представление воспитанников об истории своего народа, его традициях | Описать становление, развитие и современную трансформацию народных примет, их генезис от старых времен до современности | Комбинированное занятие | Знание народных примет, путей их создания и значение в современном мире | |
Тема 5. Знакомство с культурой Донбасса | Дать представление о развитии культурных достижений людей, их возможностях и значении их деятельности для духовного развития народа | Рассказ об основных видах искусства, характеристика их значимости для людей | Виртуальная экскурсия | Умение самостоятельно характеризовать эстетическую и культурологическую ценность и значимость для людей, конкретных образцов искусства | |
Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики» | |||||
Микросфера «Человек и закон» | |||||
Тема68. Конституция — самый главный закон страны | Определить дефиницию понятия «Конституция», рассмотреть ее виды. Раскрыть содержание Конституции ДНР как главного закона государства | Диалог с учениками о роли конституции в жизни общества и государства. Ознакомление учащихся с понятием конституционализма как основным принципом господства права над полномочиями руководителей государства, государственных органов. Охарактеризовать историю принятия Конституции ДНР и ее основные особенности | Комбинированный урок-диалог | Знание понятий: Конституция, конституционализм, конституционное право; умение характеризоватьКонституцию ДНР | |
Тема 7. Как рождается гражданственность | Охарактеризовать понятие «гражданственность». Рассмотреть права человека в современном мире, правовой статус человека и гражданина. Обговорить особенности гражданства в ДНР | Урок-диалог с учениками о гражданственности, социальном и правовом статусе человека. Гражданин ДНР – составление портрета идеального гражданина республики. | Урок-рассуждение | Знание понятий: правовой статус, гражданственность, лицо без гражданства, социальный правовой статус | |
Микросфера «Гражданская позиция» | |||||
Тема 8.Индивидуальность человека. Качества сильной личности | Рассмотреть понятие личности в современном мире. На примере выдающихся соотечественников рассмотреть пример поведения сильной личности. Разобрать, что значит подвиг | Беседа о том, кого учащиеся считают сильной личностью, на основе материала по истории или современных политических деятелей, на кого мечтают стать похожи. Углубить понимание нравственных норм. | Урок-рассуждение | Знание понятия «личность»; умение характеризовать социальные потребности личности; уважение к подвигу героев своего народа | |
Микросфера «Мои права и обязанности | |||||
Тема 9. Твои права и обязанности | Продолжить изучение основных прав человека. Сформировать представление о политических правах граждан. Продолжить работу над утверждением в классном коллективе системы демократических ценностей | Актуализация знаний об основных правах человека. Рассказ о политических правах человека и о том, как государство их обеспечивает. Работа с дидактическим раздаточным материалом Работа с материалами прессы и электронных СМИ | Урок-диалог | Знание прав ребенка и механизма их защиты | |
Микросфера «Трудом славен человек» | |||||
Тема 10.Труд и творчество | Продолжить изучение обычаев славянского народа. Изучить виды и особенности рукоделия, связанные с ним традиции и обычаи. Развивать любознательность. Продолжить ознакомление детей с эстетикой труда, активизировать их мыслительную и творческую деятельность | Рассказ учителя о видах, особенностях, функциональном предназначении рукоделия, связанных с ним народных традициях, обычаях и приметах. Работа с пословицами и поговорками. Конкурс работ по желанию. Словарная работа. Работа с иллюстрациями и наглядным материалом. Ознакомление детей с традициями и историей промысла | Урок-конкурс | Знание основных видов рукоделия; умение характеризовать особенности фольклорного наследия Донецкого региона | |
Микросфера «Учимся жить среди людей» | |||||
Тема 11. Человек славен добрыми делами. Учимся делать добро | Ознакомить детей с нравственной категорией добра, дать представление о его значении в жизни человека и в межличностных отношениях. Воспитывать у учащихся нравственные социально значимые качества личности. Вырабатывать положительные привычки поведения | Рассказ учителя о добре, его значении в жизни людей и в межличностных отношениях. Просмотр фрагментов видеофильма. Чтение и обсуждение рассказов современных российских писателей. Беседа «Доброта спасет мир». Ролевые игры «В театре», «Знакомство», «В гостях» (или любые другие на усмотрение учителя) | Урок презентация | Знание понятий: добро, зло, добродетель; умение характеризовать достоинства человека как проявление благородства, мудрости и справедливости; понимание важности нравственных ценностей в жизни человека | |
Макросфера 3. «Донбасс и Русский мир» | |||||
Микросфера «Дыхание времен» | |||||
Тема 12. Государственные символы ДНР | Ознакомить детей с изображением и историей создания Государственного флага и герба ДНР. Рассказать об их значении. Продолжить патриотическое воспитание учащихся | Рассказ о Государственном флаге и гербе ДНР. Объяснение его символики и исторического прошлого. 26 октября — праздник Государственного флага ДНР. Просмотр слайдов, репродукций картин с изображениями государственных символов, видеофрагментов про празднование первой годовщины Государственного флага ДНР | Урок-презентация | Знание государственной символики ДНР; умения объяснять государственную символику ДНР | |
Микросфера «След в истории. Выдающиеся личности» | |||||
Тема 13. Страницы из «альбома» истории | Рассказать о Григории Григорьевиче Капустине и Джоне Юзе как основоположниках становления промышленного Донбасса | Рассказ об истории Донецкого региона и его природных богатствах. На основе исторического материала воспитывать чувство гордости за родную землю | Урок-беседа | Знание биографии выдающихся деятелей, которые внесли огромный вклад в развитие Донбасса; понимание значимости Донецкого региона, его огромного природного потенциала | |
Микросфера «Секреты русских мастеров» | |||||
Тема 14.Неисчерпаемый талант народный | Формировать понимание у учащихся Донбасса как многонационального региона и уважения к существующим культурным особенностям | Изучение регионального компонента в фольклорном наследии Донбасса. Рассмотрение особенностей традиций декоративно-прикладного искусства жителей края | Обзорный урок | Знание особенностей регионального компонента фольклорного наследия Донбасса | |
Микросфера «Летопись народной мудрости» | |||||
Тема 15.Традиции, обычаи, праздники Донбасса | Познакомить детей с государственными праздниками нашей страны, берущими свое начало в народной культуре. Продолжить формирование чувства любви к своей Родине, уважения к ее традициям и историческому прошлому | Знакомство с историей и традициями празднования Рождества, Пасхи, Троицы, Днем иконы Казанской Божьей матери, днем славянской письменности | Урок-презентация | Знание истории и особенностей христианских праздников, которые стали государственными; знание особенностей празднования в исторической ретроспективе и современных традиций |
7 КЛАСС
Учебно-тематический план курса
Название раздела, темы занятия | Всего часов | Теорети-ческие | Практи-ческие | Комбини-рованные (интегри-рованные) |
Макрофера 1. «Донбасс – мой родной край» | ||||
Микросфера«Я – житель Донбасса» | ||||
Тема 1. Семейные традиции. Семейные ценности. Семейные праздники | ||||
Микросфера«Природа Донбасса» | ||||
Тема 2.Заповедные места Донецкого региона. Экскурсия в заповедник | ||||
Тема 3.Правила экологического поведения | ||||
Микросфера«Культура Донбасса» | ||||
Тема 4.Фольклорные сокровища Донбасса | ||||
Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики» | ||||
Микросфера«Человек и закон» | ||||
Тема 5. Главный закон государства | ||||
Микросфера«Гражданская позиция» | ||||
Тема 6.Патриотизм и гражданственность | ||||
Микросфера«Мои права и обязанности» | ||||
Тема 7. Социальная значимость здорового образа жизни | ||||
Тема 8.Права ребенка, человека, гражданина | ||||
Микросфера«Трудом славен человек» | ||||
Тема 9. «Трудовые легенды» Донецкого края | ||||
Микросфера«Учимся жить среди людей» | ||||
Тема 10. Нравственные ценности. Добро и Зло в истории человечества | ||||
Макросфера 3. «Донбасс и Русский мир» | ||||
Микросфера «Дыхание времен» | ||||
Тема 11.Россия и характер русского человека | ||||
Тема 12. Гражданин, Отечество, патриот | ||||
Микросфера«След в истории. Выдающиеся личности» | ||||
Тема 13. «Реки славянской беды» — Каяла и Калка | ||||
Микросфера«Секреты русских мастеров» | ||||
Тема 14.Чудеса русской архитектуры | ||||
Микросфера«Летопись народной мудрости» | ||||
Тема 15.Историко-этнографические регионы на территории Донбасса |