МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия для преподавателей
Дисциплина ___Введение в специальность.
Тема: «РАБОТА ВРАЧА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ, ВРАЧА
ПРИЕМНОГО ПОКОЯ»
Саратов 2012
- Цель занятия – изучить основные функциональные обязанности и права врача- педиатра стационара и приемного покоя.
В результате занятия студенты должны:
- Знать основные функциональные обязанности врача- педиатра стационара и приемного покоя по диагностике, лечению пациентов с различными заболеваниями, соблюдению санитарно-эпидемиологического режима. Также необходимо знать основные права врача-педиатра и ответственность за возложенные должностные обязанности.
- Уметь выделить основные функциональные обязанности врача-педиатра в зависимости от поставленной задачи – лечебной, диагностической, профилактической, противоэпидемической.
- Ознакомиться с правилами оформления медицинской документации, принципами планирования деятельности и отчетности педиатрической службы, иметь представление о наличии стандартов оказания медицинской помощи.
- Обоснование темы: В последние годы значительно возрос контроль за качеством оказываемой медицинской помощи, в связи с этим уже при обучении в ВУЗе студент должен изучить основные функциональные обязанности врача-педиатра для того, что бы быть подготовленным в этих вопросах к началу самостоятельной врачебной деятельности и на высоком уровне выполнять свои профессиональные обязанности.
- Интегративные связи
Выход знаний –
a) необходимость для изучения тем по организации здравоохранения
b) для занятий на клинических педиатрических кафедрах.
- Содержание занятия:
- Проверка присутствующих
- Вступительное слово преподавателя: тема изучается в течение 1 занятия. В связи с необходимостью повышения качества медицинской помощи населению в последние годы обращается особое внимание на выполнение врачами своих функциональных обязанностей. В связи с этим необходимо изучение этой проблемы на младших курсах обучения с последующим повторением и закреплением материала на других кафедрах (клинических и теоретических) с целью более качественной подготовки студентов к самостоятельной врачебной деятельности после окончания ВУЗа.
- Фронтальный опрос – разбор учебных элементов знания
№№ | Учебные элементы | Наглядные средства обучения. Технические средства обучения |
Определение основных должностных обязанностей педиатра стационара | Базовый учебник, методические рекомендации по теме | |
Определение основных должностных обязанностей врача приемного покоя | Пациент, история болезни, выписка из истории болезни, | |
Определение основных прав врача педиатра | Базовый учебник, методические рекомендации по теме | |
Определение понятия ответственности врача педиатра | Базовый учебник, методические рекомендации по теме |
Проводится опрос всех студентов в группе. Студенты должны четко знать основные должностные обязанности, права и ответственность врача-педиатра отделения и приемного покоя. Особое внимание обращается на соблюдение противоэпидемических мероприятий для предотвращения поступления в стационар пациентов с инфекционной патологией.
Студенты должны в своих ответах отразить, что врач приемного отделения обязан обеспечить своевременный осмотр поступающего больного, ознакомиться с направительной документацией и при наличии медицинских показаний госпитализировать его в соответствующее отделение.
Преподаватель должен объяснить возможные причины отказа в приеме больного и мероприятия, а студенты должны назвать организационные мероприятия, которые проводятся в данном случае — которые врач приемного покоя оказывает необходимую лечебную помощь и делает запись в специальном журнале о причинах отказа в госпитализации и о принятых мерах (какая помощь оказана, направлен в другую больницу, домой и т.д.).
Студенты должны уметь назвать основные мероприятия, которые осуществляет врач приемного покоя при приеме больного в отделении:
— Тщательный сбор анамнеза заболевания и жизни больного (исключить возможное попадание инфекционного больного в дежурные отделения).
— Четкое заполнение всей необходимой медицинской документации (история болезни, записи в журнале консультаций и отказов, инфекционном журнале, заполнение экстренных извещений и т.д.).
— Оказание экстренной медицинской помощи.
Также надо обратить внимание, что врач приемного покоя при решении диагностических вопросов должен осуществлять экстренный вызов необходимых консультантов, как из дежурных детских клиник, так и отделений другого профиля (невролога, отоларинголога, травматолога, детского хирурга, токсиколога, реаниматолога), назначение всех необходимых методов обследования (лабораторного, рентгенологического).
При обсуждении вопросов об обязанностях педиатра стационара студенты должны отразить в своих ответах необходимость составления плана обследования больного с использованием рациональных методов обследования пациента с целью получения в минимально короткие сроки полной и достоверной диагностической информации. Студенты должны усвоить, что на основании клинических наблюдений и обследований, сбора анамнеза, данных клинико-лабораторных и инструментальных исследований врачом стационара устанавливается (или подтверждается) диагноз. Подчеркивается необходимость определения тактики ведения больного в соответствии с установленными правилами и стандартами оказания медицинской помощи.. В соответствии с установленными правилами и стандартами врач назначает и контролирует необходимое лечение, организует или самостоятельно проводит необходимые диагностические, лечебные, реабилитационные и профилактические процедуры и мероприятия.
Также студенты должны иметь представление об основных медицинских документах с которыми работают врачи приемного отделения и стационара, а также о путях повышения профессионального уровня врачей.
- Самостоятельная работа студентов
№№ | Содержание самостоятельной работы (виды самостоятельной аудиторной работы) | Учебно-методическая литература | Наглядные средства обучения Технические средства обучения |
Работа в отделении с палатным врачом и выделение основных обязанностей по выполнению должностной инструкции | Методическое руководство для студентов по данной теме | Пациент, история болезни. | |
Изучение истории болезни пациента и листа назначений | Методическое руководство для студентов по данной теме | История болезни, Лист назначений | |
Работа с врачом приемного покоя и выделение основных обязанностей по выполнению должностной инструкции | Методическое руководство для студентов по данной теме | Пациент, история болезни. | |
Ознакомление с основными документами врача приемного покоя | . Методическое руководство для студентов по данной теме | История болезни Журнал отказов в госпитализации |
Пояснение к самостоятельной работе студентов: в пояснении указывается, что необходимо для выполнения каждого задания (алгоритм целевой деятельности студентов по выполнению заданий).
При работе с палатным врачом и врачом приемного покоя студент изучает основные должностные обязанности врача и механизмы их реализации в практической деятельности. Выделяются основные мероприятия по соблюдению противо-эпидемического режима на разных этапах нахождения ребенка в стационаре. Проводится работа по изучению основ правил заполнения медицинской документации
- Контроль конечных знаний
— тестовый контроль (включает только те вопросы, которые являются основополагающими по данной теме и были разобраны на практическом занятии)
1.Медицинские документы, которые ежедневно обязан заполнять педиатр стационара
1. История болезни*
2. Докладная на имя главного врача
3. Карточка амбулаторного наблюдения (форма 112)
4. Статистический талон
2.Какой документ определяет должностные обязанности, права и ответственность врача-педиатра?
1. СанПиН
2. Должностная инструкция*
3. Приказ главного врача лечебного учреждения
4. Трудовой кодекс РФ.
3.Врач приемного покоя обязан
1. назначить план обследования больного
2. назначить план лечения больному
3. контролировать лечение пациента в отделении
4. при наличии медицинских показаний госпитализировать пациента в соответствующее отделение*
4.Соблюдение противоэпидемического режима включает в себя
1. наложение карантина на отделение
2. прекращение приема больных
3. перепрофилирование отделения
4. регулярная обработка дезсредствами использованного медицинского инструментария, сан.осмотр и обработка поступающих больных*.
5.Повышение квалификации с прохождением курсов усовершенствования проводится
1. Ежегодно
2. 1 раз в 10 лет
3. 1 раз в 5 лет*
4. 1 раз в 10 лет
6.Врач приемного покоя обязан оказывать
1. плановую медицинскую помощь
2. экстренную медицинскую помощь*
3. амбулаторную помощь
4. осуществлять реабилитацию
7.При поступлении пациента врач приемного покоя должен заполнить
1. амбулаторную карту (форма 112)
2. докладную на имя главного врача
3. историю болезни*
4. лист назначений
8.При отказе пациенту в госпитализации врач приемного покоя обязан заполнить
1. журнал отказа в госпитализации*
2. историю болезни
3. амбулаторную карту (форма 112)
4. статистический талон
Заключительное слово преподавателя, в котором подводится итог разбора данной темы
Выставляется оценка студентам. Дается задание на дом. Подведение итогов: ассистент подводит итоги проведенной студентами работы, сообщает оценки, разбирает ошибки по контролю заключительного уровня знаний.
V.ХРОНОКАРТА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ЗАНЯТИЯ
№№ | Название этапа | Время (мин) |
Проверка присутствующих | ||
Вступительное слово преподавателя, работа с историями болезни | ||
Контроль уровня знаний | ||
ПЕРЕРЫВ | ||
Практическая работа в отделении | ||
Тестирование | ||
Подведение итогов | ||
Итого | Е= 180 |
VIЛИТЕРАТУРА:
А) Основная
Общественное здоровье и здравоохранение под. ред. В.А.Минеева (учебник) – М., МЕДпрессинформация, 2002.
Б) Дополнительная
Должностная инструкция врача – педиатра стационара и приемного покоя.
Составитель:__Герасименко Ю.К.____________________________
«________»________________20 г.
Методические указания обсуждены на заседании учебно-методической конференции кафедры протокол №__9____ от «___26__»_января___2012 г.