В условиях реформирования общества

В советский период в учреждениях культуры в основном функционировали

те формы культурно-досуговои деятельности, которые

оценивались, во-первых, исходя исключительно из экономических и,

во-вторых, из общественных и государственных критериев. Институа-

лизируя разные формы культурно-досуговои деятельности, возникшие

в нашем обществе и являющиеся авторскими формами специалистов учреждений

культуры, государство подвергло их крайней регламентации

и контролю. Это обстоятельство вызвало к жизни одно из самых

острых противоречий в обществе. Ведь всякое свободное общество

функционирует так, что в нем всегда имеет место противоречие между

официальными и самодеятельными формами культурно-досуговои

деятельности, между временем, затрачиваемым на виды деятельности,

необходимые обществу, и досугом, необходимым личности, если общество

допускает развитие какой-либо деятельности в самодеятельных

формах, то, следовательно, налицо демократические тенденции. В

социалистическом государстве предполагалось, что все формы культурно-

досуговои деятельности должны быть социально значимыми.

Поэтому личностные формы культурно-досуговои деятельности

назывались одновременно и официальными. А как показывает анализ,

именно неформальная деятельность, собственно, и составляет

сущность досуга.

В реальности в сфере досуга созревала оппозиция по отношению

к институализированным формам культурно-досуговои

1 Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга — М , 1996.

деятельности. Естественно, что эти формы рождали оппозиционное

отношение к системе, как это, например, случилось с рок-

музыкой. С эпохи «оттепели» такие формы культурно-досуговой

деятельности уже не запрещались. Вместе с тем институты государства

старались делать все, чтобы подчинить их своему

контролю, институализировать и тем самым интегрировать в

систему.

Процесс вторжения в сферу досуга связан с преодолением

очень серьезных моральных и организационных трудностей. Все

более усиливающаяся регламентация производственной жизни заставляет

людей особенно дорожить возможностью по-своему распорядиться

свободным временем. Неформальный досуг действительно

дает много для «встряски», расслабления, релаксации.

Человеку необходим отдых, а суть его состоит в отключении от

привычных ритмов, дел и обязанностей. Вот почему сознательно,

а чаще всего бессознательно люди стремятся на досуге преодолеть

сдерживающие механизмы, сломать приевшиеся стереотипы,

получить после долгих ограничений и самоограничений

известную свободу действий. На этом пути человеку действительно

претит прямая регламентация, и может быть именно в непонимании

или в недооценке данного обстоятельства таится корень

неудач некоторых чрезмерно заорганизованных форм культурно-

досуговой деятельности.

Здесь следует особенно подчеркнуть тот исторический факт,

оказавший эволюционное воздействие на функционирование культурно-

досуговой деятельности, каким оказалось введение платы

за посещение различных программ и пользование различными услугами.

Прежде всего, следует подчеркнуть, «что в природе не

существует бесплатных услуг. Все услуги — платные. Весь вопрос

состоит в том — кому платить. Общество, исходя из своих

перспективных задач, интересов и возможностей, определяет те

виды культурной деятельности, информационного обеспечения

и т.д., которые оно считает необходимым предоставить безвозмездно

всем своим гражданам. Закрепленные в нормативных документах,

эти виды бесплатных услуг становятся социальными

гарантиями, которые общество безвозмездно предоставляет каждому

своему члену.

Если с известными оговорками считать все виды деятельности

культурно-досуговых учреждений услугами, то ядро системы

услуг должны составлять те, которые в наибольшей степени

способствуют формированию личности человека, его духовного

мира, художественно-творческому развитию» .

Качественное преобразование структуры отношений учреждений

культуры и населения связывается теперь с широким распространением

платных форм культурно-досуговой деятельности.

Теперь экономическим методам предстоит выступить в роли дей-

uкующих регуляторов деятельности учреждений культуры по

удовлетворению реальных запросов населения.

Очевидно, что такое сложное, многогранное нововведение,

как принципы самофинансирования, расширение объемов платных

услуг обладает значительными возможностями модификации отношений

населения с учреждениями культуры. Инновационный потенциал

нового хозяйственного механизма не ограничивается согласованием

спроса и предложения благ культуры. Объектом воздействия

становятся также такие базовые детерминанты поведения

людей в сфере культуры, как ценностные ориентации, инди-

нидуальные значения и мотивы выбора услуг.

Поэтому перенесение центра тяжести на коммерческую деятельность

требует точной оценки возможных социальных последствий

и приводит к дискредитации творческого ядра культуры.

Творческая сущность культуры остается в социальном подполье.

Только исходя из конкретных задач деятельности учреждений

культуры можно определить оптимальные направления их развития,

предусмотреть комплекс мер, противостоящих возможным

негативным результатам внедрения коммерции.

В условиях возрастающей материальной дифференциации населения,

динамического формирования многообразных социокультурных

групп активное включение в культурную деятельность выступает

важным символическим атрибутом принадлежности чело-

Кароганов Г.М., Галуцкий Г.М., Мазун О.В. Развитие платных услуг в культурно-

просветительных учреждениях. — М, 1988. — С. 11.

века к сословию. Происходит размывание целостного образа учреждения

культуры, обусловливающее изменение состава аудитории.

Оно теряет значительную часть аудитории, ценящей символы

культурного досуга, и тех посетителей, которые предпочитают

потреблять качественные копии образцов уникальной мировой

отечественной культуры.

Интенсификация платных форм культурного обслуживания,

введение механизмов самоокупаемости ставят перед учреждениями

культуры требования устанавливать связи с новыми социокультурными

группами и слоями населения, ранее не пользовавшимися

их услугами, бизнесменами, коммерсантами, фермерами

и т.д.

Рассмотрение социальной адресности культурной деятельности

позволяет с новых позиций подойти к анализу соответствующего

структурирования деятельности учреждений культуры по

формированию предпринимательских качеств личности. Когда

культурная деятельность ориентирована на определенную группу

людей с явно выраженными предпринимательскими качествами, на

личность с индивидуальными потребностями в этой деятельности, то

она обеспечивает полезный эффект, усваиваемый индивидуально.

Наращивание платных программ и услуг и само смысловое содержание

деятельности учреждений культуры утрачивают ценностно-

культурные смыслы, а развлекательно-прагматические ориентации

материализуются в конкретные предметы, вещи, значимость которых

определяется прежде всего их практическим смыслом.

Наиболее наглядно состояние культурно-досуговой деятельности

в условиях реформирования общества можно рассмотреть на примере

состояния сельского хозяйства, где находится основная часть учреждений

культуры. Учреждения культуры на селе — это основные

очаги культуры, способные создать конкуренцию домашним формам

проведения досуга.

Прежде всего, надо отметить, что принят ряд мер по реорганизации

и либерализации сельскохозяйственного производства. Практически

завершена перерегистрация колхозов и совхозов, 80% земли

перешло в частную и коллективно-долевую собственность.

Однако собственная нематериальная база сельского хозяйства

остается слабой по многим параметрам. Именно этим определяются

на сегодня его экономическое положение и перспективы его развития в

ближайшем будущем.

Переход к рыночным отношениям привел к спаду, а затем и

свертыванию развития социальной инфраструктуры села. Под угрозой

разрушения и прямой утраты находится имеющийся социально-

инфраструктурный потенциал. Колхозы и совхозы получили

право сдавать в аренду, продавать и закладывать культурно-

бытовые объекты, что создает возможность их перепрофилирования.

Население города, и еще в большей степени села, имеющее

менее развитую структуру личных потребностей, психологически

не готово к реформированию социальной сферы на платных началах.

Предоставляя бесплатно и на льготной основе услуги по

образованию, здравоохранению, культуре (за счет ущемления

заработной платы) и ограничивая тем самым свободу выбора,

государство формировало нерациональный тип потребительского

поведения. Население привыкло не тратиться или дешево платить

за социально-культурные услуги, и теперь, когда приходится

самостоятельно наполнять потребительскую корзину, и без

того значительные деформации в структуре потребления могут

усилиться.

Замещение бесплатных форм социально-культурного обслуживания

платными закладывает фундаментальные основы для закрепления

поляризации населения по имущественному признаку, тем самым

закрепляется и увеличивается водораздел в социально-

экономическом развитии города и села.

Внутренняя база накопления в аграрном секторе остается слабой

и недостаточной для социального преобразования села. Выздоровление

и подъем уже невозможны без помощи извне.

Поэтому необходима новая парадигма, составляющая управленческую

философию новой, наступающей эпохи. Главные предпосылки

успеха деятельности отыскиваются не внутри, а вне ее. То есть успех

связывается с тем, насколько удачно отрасль подключается к сво-

ему внешнему окружению — экологическому, социальному, политическому,

национальному.

Сумеет ли отрасль вовремя распознать угрозы для своего существования,

будет ли она устойчива к ударам судьбы, сможет ли

она использовать возможности, возникающие во внешней среде, сумеет

ли она извлечь максимум выгод из этих возможностей — вот те

главные критерии эффективности регулирования сферы культуры, по

сравнению с которыми внутренняя рациональность организации отрасли,

при всей ее важности, отходит на задний план.

Отсюда логично вытекает интеграционный подход к государственному

регулированию культуры, согласно которому все внутреннее

построение отрасли есть не что иное, как ответ на разные по своей

природе взаимодействия внешней среды и другие характеристики.

При таком подходе система управления отрасли приспосабливается к

появлению новых проблем и к выработке новых решений больше, чем к

контролю уже принятых.

Агрессивная, новаторская в культурном отношении позиция Министерства

культуры РФ, ориентированная на интенсивное отражение

культурных образцов, ценится выше, чем то, что ориентируется на производство

старого.

Вторая новация, с которой приходит культурная политика на смену

отраслевому программированию, это радикальное обновление представлений

о проблемном поле.

Проблемное поле вращалось всегда вокруг некого ряда, в основе

которого лежал круг. Такое программирование имеет определенный

позитивный смысл, но оно весьма и весьма ограниченное, так как

абсолютно не учитывает внешних изменений. С этой точки зрения

культурная политика предлагает совершенно новое представление о

проблемном поле.

Выдвигаются и функциональные проблемы разделения сфер культуры,

центральным понятием в политических институтах являются проблемы

власти, власти и управления. К этому относятся все правовые

вопросы, организационные структуры и т.д.

Институциализация рассматривается в двух формах. Наверное,

найдется много сторонников той точки зрения, что локальная культурная

политика имеет право на существование, а централизованная

культурная политика, даже если это политика децентрализации, может

быть, таких прав иметь и не должна.

Существует точка зрения, что процессы институциализации

имеют взаимное движение навстречу: есть движение сверху, с одной

стороны, и движение снизу, с другой стороны.

То есть централизованно осуществляемые мероприятия, с одной

стороны, могут быть различными, в зависимости от ситуации, от

проблемы и т.д., с другой — от проблемной ситуации снизу, поддерживаемые

неформальными движениями, всевозможными ассоциациями,

локальными культурами и т.д. На перекрестке этих проблем как

раз и возникают реальные проблемы социализации. Второе поле —

•и о поле социальных проблем. С одной стороны, выделяется

кортикальная социальная культура, или вертикальное качественное

расслоение, которое быстро модернизируется, особенно в условиях

культурного процесса, когда выделяются такие культуры,

как культура рабочих, интеллигенции — врача, инженера,

идвоката, элитарная культура и т.д.

С другой стороны, выделяется крупный блок горизонтальной

социальной культуры, где люди объединяются по уровню обра

ювания, по возрасту и, скажем, расширяющейся учрежденческой

культуры, проблема потребительского поведения в сфере

культуры и т.д.

Еще один блок — проблемы социальной справедливости в

сфере культуры.

Третий крупный блок — проблемы экономической стратегии.

Четвертая группа — технологические проблемы развития

сферы культуры, информационного общества — аудиовизуальных

средств, так как они будут существовать в сегодняшней реальности.

Пятый блок проблем — проблемы, близкие к этническим,

куда входит весь комплекс вопросов, относящихся к культурному

наследию и, наконец, шестой блок — проблемы международного

Культурного сотрудничества.

Прежде всего необходимо привести рабочее определение

Культурной политики, которым мы пользовались.

Всякая политика представляет собой совокупность намерений,

целей относительно состояния и направления развития определенной

сферы жизни и способов действий по их осуществлению.

И соответственно наши предложения есть те цели и те способы

их достижения, которые, на наш взгляд, государство

должно поддерживать, которыми должно руководствоваться, реализуя

культурную политику в организационно-экономическом аспекте.

Исходным для нас послужил принцип множественности

субъектов культурной политики. Раньше все исходили (и в значительной

степени в реальности это было так) из принципа

«единственности», согласно которому культурная политика формируется

на самом верхнем этаже управления и транслируется на

все нижестоящие уровни. Но мы видим, что сейчас реальность

совсем иная, существует множество субъектов, которые видят социокультурную

ситуацию в целом, пытаются как-то воздействовать

на нее в меру своих сил, ресурсов и возможностей: творческие

союзы, благотворительные фонды, общественные движения,

отдельные деятели культуры и др. Каждого такого субъекта можно

считать субъектом культурной политики. То есть государство

в лице его органов — это не единственный субъект культурной

политики.

Политика в организационном аспекте должна состоять в

создании условий для согласованного взаимодействия различных

субъектов культурной политики на базе договорных отношений.

Государственная культурная политика — это намерения, выбранные

способы действий в конкретной предметной сфере.

Современный хозяйственный механизм предоставляет самостоятельность

субъекту культуры, дает возможность развивать

различные виды услуг, расширять спектр направлений своей деятельности.

Это шаг вперед к рынку, развитию коммерческой

культуры, массовой культуры. И это нормально.

Однако озабоченность вызывает то, что нынешний хозяйственный

механизм усиливает тенденцию к коммерциализации учреждений

культуры всех типов. То, что все учреждения культуры

будут работать, по сути, по единой хозяйственной модели и от-

начаться только по признаку: самоокупаемый или несамоокупаемый

— усилит коммерческую ориентацию и тех, и других.

Какой же мы видим выход из ситуации коммерческой ориентиро-

напности всех типов учреждений культуры и псевдоцелевого финансирования

учреждений культуры по нормативам, не связанным с

реальными содержательными результатами их работы?

Мы считаем, что преодоление всех этих перекосов и совершен-

с i вование хозяйственного механизма должно вестись не по пути поиска

какой-то модели, оптимально сочетающей административные ры-

•шги и самостоятельность, а по пути дифференциации организационно-

экономических моделей в соответствии с разными типами дея-

к’льности в сфере культуры.

Дифференциация может вестись по типу экономического воспроизводства,

тогда получаются организации двух типов — коммерческие

и некоммерческие. Это уже реально существует в странах с

рп шитой рыночной экономикой. Коммерческие организации ориентиро-

И.1ПЫ на прибыль, на повышение совокупных доходов над расходами. В

число этих доходов могут войти бюджетные ассигнования. Могут быть

ниже полностью финансируемые из бюджета коммерческие организации.

Но главное для коммерческих организаций — поступление дохо-

/юи как платы за результат и заинтересованность в превышении до-

\одов над расходами. И если сравнивать это с существующими усло-

ипнми хозяйствования, то в них нужно снять еще оставшиеся ограничения

по способу распределения доходов, по установленным нормативам

и т.п.

Некоммерческие организации отличаются тем, что получают

родства не под результаты, а под определенные параметры процесса

деятельности, под саму деятельность, ее характер; и деятельность

рассматривается в единстве субъектов, объектов, способов,

средств. Эти средства могут полностью покрываться из бюджета и

других источников, могут частично покрываться продажей услуг на-

* слению. Ключевое значение имеет то, что превышение доходов над

расходами не является источником роста оплаты труда работников

или источником роста доходов собственников организации, оно идет

и инвестиции, в развитие осуществляемой деятельности, а работники

получают оплату по контрактам, как правило, фиксированную.

При условии достойной оплаты можно будет с помощью таких организаций

реализовать многие социально значимые виды деятельности.

В связи с этим принципиально меняется позиция учреждений

культуры, когда из позиции наставника они должны переходить в позицию

социальной инфраструктуры и поддержки местных социально-

культурных процессов.

Здесь появляется тенденция к соединению управленческой

санкции и исполнительской. Это пока достаточно редкая ситуация,

хотя развитие в этом направлении есть. Возникают временные творческие

коллективы, формирующиеся на срок реализации какого-либо

проекта или программы. Проблема состоит в том, что там, где возникают

такие формы работы, учреждения культуры пытаются ассимилировать

их в своих структурах, однако часто энергия их быстро

гаснет. Возникает проблема создания временных структур по выполнению

творческих программ, где не было бы взаимного уничтожения

административных функций и творческой инициативы.

В связи с этими тенденциями уточняется смысл понятия «государственно-

общественное управление в культуре». Дело в том, что

общественно-государственная система управления в том представлении,

которое сформировалось раньше, в настоящее время представляет

миф. Практически отсутствует успешный опыт работы общественных

советов в каких-либо управленческих структурах. Они просто

вырождаются в придаток этих структур.

Но государственно-общественное управление в другом варианте

может не стать мифом. Мы имеем в виду определенную систему организационных

советов и комиссий, в которых участвуют не просто

общественность и администрация, а самостоятельные, независимые

экономические субъекты. В этом случае государственно-общественная

система управления становится не только принимающей решения, но и

в определенной мере исполняющей и контролирующей эти решения.

В этом случае руководитель программы или проекта — это уже

совсем другая позиция, чем анонимная и безликая общественность.

Это люди, облеченные финансовой организационной ответственностью,

хотя, может быть, они не входят в систему отраслевого управления.

Однако, участвуя в процессах принятия решений в рамках государственно-

общественных систем управления, они имеют возможность

•ффективно взаимодействовать с другими субъектами культурной

деятельности.

Это станет гарантией того, что учреждения культуры не свернут

в процессе реализации на какие-то другие рельсы. Стимулом для

чаключения таких договоров может стать более значительная ресурсная

поддержка, стабильные условия работы. Такой договор может

заключаться с коммерческими и коммерческими организациями.

11омимо фиксации принципа строгой добровольности заключения таких

договоров его экономической гарантией может стать использование

минимальных нормативов финансирования, на которое эти учреждения

вправе претендовать. А в договорах можно предусматривать

унсличение средств, но уже за конкретные обязательства.

Поэтому формирование нового содержания культурной политики

должно строиться на последовательной децентрализации культурного

рпшития, разделении функций государства и общества.

Выработка единой культурной политики — прерогатива государства.

Жесткий тип административного управления должен по-

»1’апно сменяться «коалиционным» управлением культурными процессами

на базе диалога народа с государством при принятии решений,

дифференцированным подходом государства к различным группам, потребностям

и требованиям, т.е. тем, что делает культурную политику

политикой для широких народных масс.

Указанные направления приложения политических усилий государством,

общественными организациями и широкими массовыми

днижениями как раз и представляют собой наиболее актуальные

основные сферы культурной политики на долгосрочную перспек-

шву.

Для формирования государственной культурной политики,

пдекватной задачам реформирования общества, необходимы пересмотр

и уточнение и объектов, и субъектов, и содержания такой

политики. Выработка новой политики — это осознание новых общих

ориентиров и новых движущих сил (ценностей, потребностей,

интересов и т.д.), действий государства в сфере культуры.

Отсюда культурная политика государства в условиях демократизации

общества должна, прежде всего, исходить из призна-

ния множественности субъектов культурной политики. Наряду с

государственными органами субъектами культурной политики

фактически выступают все те, кто имеют свои представления и

намерения по поводу будущего состояния сферы культуры, располагают

вполне действенными средствами для осуществления

этих намерений и пытаются их реализовать.

Государственная культурная политика в ее организационном

аспекте должна заключаться сегодня в намерениях создать условия

для согласованного взаимодействия различных субъектов

культурной политики на базе партнерско-договорных отношений.

Её ведущей конституирующей целью должно стать создание общественно-

государственной системы такого управления.

В разработке государственной политики должны участвовать

специалисты (в роли разработчиков и экспертов), представители

самых различных формирований, отражающие интересы разнообразных

групп творческих работников, участников самодеятельного

творчества, неформальных объединений, потребителей

культурных благ и услуг, потенциальных спонсоров, самих учреждений

культуры.

Реализация новой культурной политики требует создания условий

и поддержки самых разных форм общественного самоуправления

в сфере культуры. В стране набирает силу процесс становления,

создания культуры, построенной на принципах саморазвития.

Требуют поддержки процессы образования нестереотипных,

инновационных структур: любительских студий и клубов творческих

мастерских, ассоциаций, разнообразных самоуправляемых

обществ, молодежных жилищных комплексов, фондов социальных

инициатив, многочисленных самодеятельных движений.

Реализация новой культурной политики невозможна без совершенствования

правовых норм, определяющих деятельность организаций

и граждан по созданию, сохранению, распространению

и пользованию ценностями культуры и искусства, нематериальными

благами и услугами. В первую очередь это относится к

процедуре юридической институционализации в сфере культуры

новых организаций. Следует предоставить любым формированиям

право на получение по их желанию статуса юридического лица,

основывавшего свою деятельность на личной, кооперативной,

пкционерной и других разрешенных законом формах собственно-

01И.

Совершенствование законодательства необходимо также для

обеспечения развития трудовых отношений в сфере культуры, перехода

к договорно-контрактной системе отношений между организациями

и их работниками.

Сложность и противоречивость сложившейся ныне социально-

культурной ситуации проявляется в том, что вместо конструктивных

шагов по эффективной реализации реактивно развивающегося

потенциала досуга возобладали ликвидаторские тенденции, приведшие

к забвению непреходящих традиций общественно-

просветительского движения, игнорированию международного

опыта, разработки и осуществления комплексных культурно-

досуговых программ, и как результат — к недопустимому для циви-

нпзованного общества послаблению социального влияния на свободное

время разных групп населения.

Местные органы власти, профсоюзы и трудовые коллективы закрывают

или продают учреждения культуры, превращают их в склады и

подсобные помещения, сдают в аренду производственным и торговым

кооперативам. Резко сокращается посещение библиотек, лекториев,

кинотеатров. Дух коммерции захлестнул эстраду, театр, кино, проник

в детские школы искусств, дворцы, дома и парки культуры. Повсеместно

возникают видеотеки и молодежные центры досуга, большинство

из которых превращаются в коммерческие предприятия, не

останавливаясь перед любым заработком, в том числе и на порнографии.

В эйфории первых шагов перехода к рыночным отношениям общество

далеко не сразу оценило меру опасности, которую несет в себе

коммерциализация культурно-досуговой сферы, по сути своей уничтожающая

идею эстетического всеобуча, усилия по художественному

воспитанию детей и подростков, по развитию самодеятельного творчества

и обеспечению социальной справедливости в организации

досуга людей.

Наиболее остро проявляет себя противоречие между объективными

возможностями учреждения культуры создавать условия для

удовлетворения и дальнейшего развития духовно-эстетических интересов

и потребностей разных групп населения и сложившейся системой

управления современными мини-клубами, которая механически

переносит в него принципы материального производства, парализует

инициативно-творческий характер свободного времяпрепровождения,

нивелирует и обедняет личность, а вместе с ней и социум, богатство

которого предопределяется неповторимостью объединенных в ней индивидуальностей.

Анализ состояния теории и истории вопроса дает основания утверждать,

что преодоление противоречий в общественной организации

досуга современная наука видит в:

— отказе от не оправдавших себя стереотипов культурно-

идеологического мышления; гуманизации социально-культурной

деятельности в свободное время, освобождения ее от несвойственных

природе досуга функций; актуализации национальных форм

культуры и общечеловеческих ценностей;

— переориентации вертикально-догматических структур

управления общественной организацией досуга на открытую горизонтальную

общественно-государственную систему приобщения

людей к достижениям отечественной и мировой культуры;

— переходе к самоорганизовывающемуся, самообразовывающемуся

и саморегулирующемуся обществу, интегрирующему в сфере

досуга культурные инициативы государства, общественных организаций

и отдельных граждан.

В настоящее время нет обоснования системы материального,

правового, психолого-педагогического и организационно-

методического обеспечения перестройки работы учреждений

культуры, реализации широкой доступности ценностей культуры

для всех слоев населения, свободы творчества, государственных

гарантий защиты от коммерциализации культуры и нарушения

принципа социальной справедливости, стимулирования общественных

инициатив и движений в сфере рационального использования

свободного времени людей.

Всегда в задачу управленческих органов входила поддержка

инициативы «снизу» на всех этапах ее формирования: выявление

интересных идей, помощь в установлении связей с депутатскими

комиссиями, поиске меценатов, создание целевых фондов, ориентированных

на поддержку подлинных ценностей, развитие народных

традиций, одним словом, стимулирование процессов самоопределения

и саморазвития культурной жизни своих террито-

, восстановление народных ремесел и т.д. Для этих центров

таврируются памятники истории и культуры, деревенской ар-

ектуры.

Новая прогрессивная методика обучения ребенка на основе

народной культуры, такие интересные формы культурно-

досуговой деятельности для разных возрастов применяются для

организации семейного отдыха взрослых вместе с детьми. Новое

осмысление в организации досуга получило проведение театрализованных

обрядовых действий, праздников народного календаря.

Принципиально по-новому осуществляется повышение квалификации

и переподготовка работающих кадров: вводятся курсы

практического освоения различных видов художественного

i норчества, ремесел, экономического всеобуча.

Пересматривается сеть детских музыкальных школ, школ ис-

сств, организуются центры эстетического воспитания, детские

дии.

Создаются центры традиционной культуры с базовыми мастер-

ми по различным видам народных промыслов и ремесел. При

1МЦ организуются творческие группы руководителей фольклор-

х коллективов.

Передача местным органам власти прав и ответственности

совершившийся факт. Систему приоритетов культурного развития

определяет сегодня не центр, а край, область, город, район.

Из «глубинки» начали расходиться «концентрические кру-

|ц» культурных инициатив, которые центру предстоит свести в

единую программу новой государственной культурной политики

России.

Вместе с тем анализ состояния социально-культурной жизни

российской провинции выявил следующие проблемы:

— не определены новые стимулы для саморазвития народного

творчества в самых разных его проявлениях. Негативные процес-

сы перепрофилирования клубных учреждений, продажа их с молотка,

сокращение бюджетного финансирования, стремительный рост

платы за обучение детей в кружках, студиях, школах, объединениях,

повышение стоимости культурно-досуговых мероприятий и

других услуг отрицательно влияют на состояние культуры в целом;

— наблюдается единообразие подходов к нормированию комплексных

программ развития культуры. Налицо традиционный

набор мероприятий вместо последовательно обдуманной и просчитанной

культурной политики. Отсутствие приоритетных направлений

культурного развития жизни региона;

— продолжается культурное иждивенчество, ожидание директив

«сверху», финансовая беспомощность, воспроизводство негативного

опыта культурной политики предыдущих десятилетий.

Не учитывается специфика самобытных и ресурсных возможностей

своих территорий.

Особенно остро стоит сегодня проблема повышения (в том

числе и переориентации) квалификации работников культуры в

сфере досуга, их творческого, профессионального и интеллектуального

уровней.

Задачи, которые следует решать при переходе на региональную

модель культурной политики:

— формирование концепции основных направлений развития

культурно-досуговой деятельности, использование культурного

потенциала в интересах народа;

— создание условий для поддержки традиционных и новаторских

форм деятельности в сфере досуга;

— регулирование коммерческих тенденций путем финансирования

социально-культурных программ, формирующих спрос на

подлинные ценности;

— обеспечение альтернативности концепции, проектов и программ

культурного развития;

— создание условий для межрегиональных контактов в области

культуры.

В этих целях необходимо:

— создать федерацию мастеров декоративно-прикладного искусства,

промыслов и ремесел;

— разработать экономический механизм взаимодействий структур

Министерства культуры РФ — региональные, в том числе районные

и городские салоны-магазины, по реализации творческой продукции

декоративно-прикладного искусства, промыслов и ремесел;

— открыть на базе домов культуры и клубов, мастерских, домов

ремесел, творческих лабораторий, детских студий, творческих лабораторий,

центров традиционной народной культуры, городских домов

культуры, магазинов-салонов, в которых на постоянной основе будут

проводиться выставки-продажи произведений декоративно-прикладного

искусства, промысла и ремесел;

— открыть в каждом областном, краевом или республиканском

центре выставочные залы-салоны;

— утвердить региональные постоянно действующие выставки —

ярмарки Северо-Западного, Центрального, Западно-Сибирского и Восточно-

Сибирского регионов. Конкретные места проведения ярмарок

внутри регионов могут меняться, и каждый раз определяться соответствующими

региональными оргкомитетами ярмарок. В составе региональных

оргкомитетов, помимо администраций, коммерческих структур,

участвуют и банки местной промышленности. Оргкомитеты создаются

на период подготовки и проведения региональной ярмарки;

— создать технологические карты и справочно-информационные

банки развития традиционных и нетрадиционных видов народных промыслов

и ремесел по всем регионам РФ;

Ленские авторемонтные мастерские в условиях реформирования. Специальный репортаж


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: