В языке С нумерация элементов начинается с нуля. То есть миниальный неотрицательный индекс элемента есть число — ноль. Таким образом, всегда первый элемет массива — это элемент с нулевым номером. Предположим, что Вы объявили массив
int a[100];
Это означает, что массив содержит следующие элементы: a[0], a[1], a[2],…, и так далее, a[99]. Легко подсчитать, сколько байт памти потребуется под одномерный массив.
Количество байт = *
Следует знать, что в языке С под массив всегда выделяется непрерывное место в оперативной памяти. Выход массива за cвои опеределенные командой пределы в С не проверяется. Это следует помнить. То есть, например, если массив имеет 100 элементов и описан как a[100], то при обращении к элементу a[200] язык С не дает программе средств для контроля того факта, что имеется выхода за пределы памяти, отведенной под массив. Программа на языке С не выдаст сообщение об ошибке. Такие возможности разработчиками не предусмотрены. Возможно потому, что в те времена особенно дефицитным ресурсом была память и ее экономили на сам транслятор и потому не уделяли такого внимания анализу ошибок программиста. Отметим, что можно определять массивы любого ранее рассмотренного типа:
unsighed arr[40], long double al[1000], char ch[80].
Массив – это упорядоченный набор объектов, тип которых совпадает, например, набор целых чисел или символов. В массиве можно хранить множество однотипных объектов без необходимости введения отдельного имени переменной для каждого из них. Массив может быть одномерным или многомерным. Количество измерений и длина каждого из измерений определяет общую длину массива, которая ограничена лишь адресным пространством конкретного компьютера.
Массивы являются производными типами данных, создаваемыми из существующих типов данных.
Массив, как и любой другой объект в языке Си, должен быть объявлен перед тем, как он будет использован:
тип идентификатор[длина измерения 1][длина измерения 2]…[длина измерения n]
В объявлении массива в квадратных скобках после идентификатора (имени массива) указывается длина каждого измерения. Количество измерений массива определяется по числу квадратных скобок в его объявлении.
Индекс массива определяет используемый элемент массива и указывается в квадратных скобках после имени массива. Индекс массива — это целочисленное выражение, значение которого может быть в диапазоне от 0 до значения, равного длине измерения, уменьшенной на 1.
51. Многомерные массивы языка Си.
52. Структуры языка Си.
Структура — это совокупность переменных, объединенных под одним именем. С помощью структур удобно размещать в смежных полях связанные между собой элементы информации. Объявление структур создает шаблон, который можно использовать для создания ее объектов, то есть экземпляров этой структуры. Переменные, из которых состоит структура, называются членами. Члены структуры еще называют элементами или полями.
Как правило, члены структуры связаны друг с другом. Например, элемент списка рассылки, состоящий из имении адреса, логично представить в виде структуры. В объявлении структуры используется ключевое слово struct. Оно сообщает компьютеру, что объявляется (декларируется) структура.
struct addr
{
char name[30];
char street[40];
char city[20];
char state[3];
unsigned long int zip;
};
53. Объединения языка Си.
Объединение подобно структуре, однако в каждый момент времени может использоваться (или другими словами быть ответным) только один из элементов объединения. Тип объединения может задаваться в следующем виде:
union { описание элемента 1; … описание элемента n; };
Главной особенностью объединения является то, что для каждого из объявленных элементов выделяется одна и та же область памяти, т.е. они перекрываются. Хотя доступ к этой области памяти возможен с использованием любого из элементов, элемент для этой цели должен выбираться так, чтобы полученный результат не был бессмысленным.
Доступ к элементам объединения осуществляется тем же способом, что и к структурам. Тег объединения может быть формализован точно так же, как и тег структуры.
Объединение применяется для следующих целей:
— инициализации используемого объекта памяти, если в каждый момент времени только один объект из многих является активным;
— интерпретации основного представления объекта одного типа, как если бы этому объекту был присвоен другой тип.
Память, которая соответствует переменной типа объединения, определяется величиной, необходимой для размещения наиболее длинного элемента объединения. Когда используется элемент меньшей длины, то переменная типа объединения может содержать неиспользуемую память. Все элементы объединения хранятся в одной и той же области памяти, начиная с одного адреса.
Пример:
union { char fio[30]; char adres[80]; int vozrast; int telefon; } inform; union { int ax; char al[2]; } ua;
При использовании объекта infor типа union можно обрабатывать только тот элемент который получил значение, т.е. после присвоения значения элементу inform.fio, не имеет смысла обращаться к другим элементам. Объединение ua позволяет получить отдельный доступ к младшему ua.al[0] и к старшему ua.al[1] байтам двухбайтного числа ua.ax .
54. Функции языка Си.
Функция — это самостоятельная единица программы, созданная для решения конкретной задачи. Функция в языке С играет ту же роль, что и подпрограммы или процедуры в других языках. Функциями удобно пользоваться, например, если необходимо обработать один и тот же код программы. Как и переменные, функции надо объявлять (declare). Функцию необходимо объявить до её использования. Запомните это простое правило — сначала объяви, а потом используй.
Каждая функция языка С имеет имя и список аргументов (формальных параметров).
Функции могут возвращать значение. Это значение может быть использовано далее в программе. Так как функция может вернуть какое-нибудь значение, то обязательно нужно указать тип данных возвращаемого значения. Если тип не указан, то по умолчанию предполагается, что функция возвращает целое значение (типа int). После имени функции принято ставить круглые скобки (это касается вызова функции её объявления и описания). В этих скобках перечисляются параметры функции, если они есть. Если у функции нет параметров, то при объявлении и при описании функции вместо надо поставить void — пусто.
Основная форма описания (definition) функции имеет вид:
тип (список параметров)
{
тело функции
}
Функции с параметрами.
Функции языка С могут иметь параметры. Эти параметры передаются в функцию и там обрабатываются. Ещё раз покажем основную форму описания функции
тип (список параметров)
{
тело функции
}
В списке параметров для каждого параметра должен быть указан тип.
Пример правильного списка параметров:
function(int x, char a, float z)
Пример неправильного списка параметров:
function(int x, a, float z)
Давайте рассмотрим все это на примере. Пусть у нас будет функция у которой присутствует один параметр x. Функция будет возвращать квадрат значения x.
int square(int x)
{
x = x * x; // Символ * это операция умножения
return x;
}
Теперь давайте рассмотри пример функции, которая будет выводить значение переменной z типа float на экран.
void myout(float z) // Переменная z является формальным параметром.
{
printf(z=%f, z); // %f — означает, что выводится число с плавающей точкой
}
Формальные и фактические параметры
Формальные параметры — это параметры которые мы объявляем в заголовке функции при описании.
Фактические параметры — это параметры которые мы подставляем при вызове функции.
void myfunc(int x); // Объявление функции
void main(void)
{
int a;
a=5;
myfunc(a); // a- фактический параметр
}
// Описание функции
void myfunc(int x) // x — формальный параметр
{
x = x + 10;
printf(Вывод x = %d,x);
}
В языке С функция может возвращать несколько значений. Чтобы функция могла вернуть несколько значений необходимо пользоваться указателями. Этот механизм называется — передача параметров по ссылке. Указатели это сложная тема, которую мы подробно распишем на следующих уроках.
55. Области видимости переменных в языке Си.
Время жизни переменной (глобальной или локальной) определяется по следующим правилам.
1. Переменная, объявленная глобально (т.е. вне всех блоков), существует на протяжении всего времени выполнения программы.
2. Локальные переменные (т.е. объявленные внутри блока) с классом памяти register или auto, имеют время жизни только на период выполнения того блока, в котором они объявлены. Если локальная переменная объявлена с классом памяти static или extern, то она имеет время жизни на период выполнения всей программы.
Видимость переменных и функций в программе определяется следующими правилами.
1. Переменная, объявленная или определенная глобально, видима от точки объявления или определения до конца исходного файла. Можно сделать переменную видимой и в других исходных файлах, для чего в этих файлах следует ее объявить с классом памяти extern.
2. Переменная, объявленная или определенная локально, видима от точки объявления или определения до конца текущего блока. Такая переменная называется локальной.
3. Переменные из объемлющих блоков, включая переменные объявленные на глобальном уровне, видимы во внутренних блоках. Эту видимость называют вложенной. Если переменная, объявленная внутри блока, имеет то же имя, что и переменная, объявленная в объемлющем блоке, то это разные переменные, и переменная из объемлющего блока во внутреннем блоке будет невидимой.
4. Функции с классом памяти static видимы только в исходном файле, в котором они определены. Всякие другие функции видимы во всей программе.
Метки в функциях видимы на протяжении всей функции.
Имена формальных параметров, объявленные в списке параметров прототипа функции, видимы только от точки объявления параметра до конца объявления функции.
56. Способы передачи параметров функций в языке Си.
Передача параметра возможна по значению и по ссылке. Иногда также используют выражение «передача параметра по адресу». Ниже приведён пример, иллюстрирующий различия этих способов.