Ведущая деятельность – общение

В период переходного возраста происходит переориентация общения с родителями, учителями и вообще со старшими на ровесников, более или менее равных по положению. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. По мнению многих психологов, общение в подростковом возрасте приобретает характер ведущей деятельности.

Общение подростков в 2-х системах:

А) Общение со взрослыми. Отношения с родителями и учителями остаются неравноправными.

Б) Общение со сверстниками

  • Равнопартнерское. Отношения со сверстниками обычно строятся как равнопартнерские. общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками.
  • В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений.
  • Учатся рефлексии. В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника.
  • Формирование личности. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении.
  • Формируется кодекс чести. В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы чести. Конечно, в целом нормы и правила заимствуются из отношений взрослых. Однако здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения с точки зрения равенства и свободы каждого. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п.
  • Конформизм общения. При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе. Один зависит от всех, стремиться к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции, обеспечивает его сопричастность к сверстникам. В условиях лагеря мы можем это использовать в своей работе. Создайте благоприятные условия для формирования «Мы», чтобы «Мы» конструктивно влияло на формирование личности каждого участника группы. Для этого формируем коллектив – как высшую ступень развития группы.
  • Романтические отношения. В подростковом возрасте между мальчиками и девочками появляются более романтические отношения, они начинают писать друг другу записки, назначают свидания. На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием.

Содержание общения

В содержании общения происходят изменения. Если младшего подростка интересовали вопросы учения и поведения, то старшего подростка интересуют вопросы личностного общения, развития индивидуальности. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становится самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего. У подростка присутствует потребность в сверстнике, в чувстве «Мы», страх перед возможным одиночеством. Самое трудное в отрочестве – чувство одиночества, ненужности своим сверстникам. Подросток начинает комплексовать, испытывает чувство растерянности и тревоги. Совсем другое, когда отношения со сверстниками строятся благополучно: подросток удовлетворен этим и может чувствовать себя счастливым, живя по принципам добра, справедливости, чистоты человеческих отношений.

Рекомендации по работе:

  • Активируйте общение подростков через дружбу. Научите ребят дружить. Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков. Иногда симпатия к товарищу, желание дружить с ним являются причинами возникновения интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у подростка могут появляться новые познавательные интересы. Товарищ становится для подростка образцом для подражания, у него появляется желание стать таким же, приобрести те же личностные качества, значения, умения и навыки. Дружба активирует общение подростков, за разговорами на разные темы у них проходит много времени. Они обсуждают события в жизни их класса, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых.
  • Включайте всех участников группы в общение. Многими детьми этого возраста разрыв личностных отношений с товарищами воспринимается как персональная драма. Для того, чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать все возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми.
  • Учите культуре общения. Организуйте деятельность в группе, направленную на развитие навыков общения, усвоению норм и этики общения. Многое в вербальных и невербальных формах общения определяют культурная среда, в которой живет подросток, и его внутренняя позиция по отношению к сленгу и ненормативным жестам. Формируйте у ребят правильное отношение к к культуре общения.
  • Воспитывайте культуру отношений между мальчиками и девочками через общение

Прямой эфир || Игра и эффективное общение. УМК Тропинки


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: