Вещь как явление повседневной культуры

Нет ничего сложнее, чем познавать единичные вещи. (М.Эпштейн)

Вещи редко являются тем, чем кажутся. (У.Гилберт)

Вещи могут сказать о людях больше, чем люди о вещах. (Ш.Холмс)

В современной науке, наряду с товароведческим, технологическим, физическим изучением вещи, актуализируются гуманитарные исследования вещного мира. М.Эпштейн даже предлагает создать реалогию, или вещеведение (от латинского «res» – вещь), – гуманитарную дисциплину, изучающую вещи и их смысл в соотношении с деятельностью и самосознанием человека. Среди гуманитарных подходов к рассмотрению вещной проблематики «повседневноведческий» подход методологически отличается от таких, как экономический (вещь – товар), экзистенциальный (вещь – система процессов «достраивания себя» с помощью предметов), философский (техника как особый вид вещи), религиозный (вещь – часть предметов, которая «провоцирует» ощущения, размышления об абстрактных началах, боге), эстетизирующе-дизайнерский (вещь – процесс и результат эстетизирования предметно-пространственной среды), историко-археологический (вещь – «материальная идеография культуры», уровень, качество жизни в конкретную историческую эпоху), искусствоведческий, литературоведческий (вещь – отражение внутреннего состояния персонажей), психологический (вещь – индикатор настроения, эмоционального состояния, комплексов), социологический («вещь как мера человека» в эпоху потребления) и т.д. В культурологии повседневности вещь (от др.-греч. chrеma – «все то, чем человек пользуется, что ему нужно») – не просто орудие, предмет, инструмент, товар, экспонат в своей материально-чувственной данности, а созданное человеком средство для удовлетворения своих потребностей. Иными словами, вещь – это востребованный, отвечающий на потребности и находящийся во взаимодействии с человеком (Т.Быстрова), духовно освоенный (М.Эпштейн), «человекосообразный» (В.Топоров) предмет. Предмет приобретает сущностные характеристики вещи только через принадлежность человеку, по мере его духовного освоения человеком; когда начинает вещать о самом себе, о своем владельце и о культуре в целом. Сущность вещи определяется не физическими качествами, а антропологическими, социальными.

u Вещь – востребованный предмет, способный реализовать свое назначение в процессе со-бытия с человеком. Генеральными функциями вещи являются утилитарно-практическая (связанная с назначением вещи в конкретной деятельности человека, с «вещностью» вещи) и знаково-символическая (связанная со свойством вещи выражать смысл, который не покрывается ее применением). Вещь может быть знаком национально-этнической, социально-статусной, поло-возрастной, профессиональной и др. принадлежности владельца; быть маркером картины мира, миропредставлений, ценностей. Например, зеркало, помимо удовлетворения нужды смотреться в него, выражает суеверные мифопредставления о существовании опасного загробного мира. Зеркало в традиционной культуре воспринимается как вход в перевёрнутый мир: в нем правое становится левым, добро – злом, жизнь – смертью. Зеркальное отражение переживается как угроза (удвоение – двоедушие, двуличие). На семиотической функции зеркала основаны гадания на суженого ряженого, взгляд в зеркало при вынужденном возвращении домой (в данном случае «минус» на «минус» дает «плюс» – возврат нейтрализуется взглядом в зеркало; а если еще и показать язык отражению – удачный день обеспечен). Сравните функции перчаток в рассказе А. Пантелеева «Кожаные перчатки» (рассказ завершается строчкой письма из блокадного Ленинграда зимы 1942 г., в которой десятилетний сын армейского летчика просит у отца прощенье за то, что он со своей сестрой сварили и съели любимые папины перчатки) и романе Р.Баха «Чужой на земле» («Мой самолет легко набирает высоту в чужом чистом воздухе над южной Англией, и мои перчатки, не желающие мириться с бездельем, двигаются по кабине и доделывают то, что им было поручено. Стрелки высотомера быстро проходят отметку 500 футов, и пока мои перчатки заняты тем, что убирают отражатели двигателей, подают давление в сбрасывающиеся баки, отстегивают аварийный карабин от вытяжного троса, включают пневматический компрессор, я вдруг замечаю, что нет луны. Я надеялся, что будет луна»). Как функции перчаток из художественных произведений связаны с повседневной практикой запасаться перчатками, готовясь к не подлежащему огласке делу; с традицией вызова на дуэль с помощью брошенной перчатки?

Частными, производными от основных, функциями вещи являются интегративная (флаг и герб объединяют людей одной нации, крест – людей христианского мира), адаптивная (посудомоечная машина, микроволновая печь, пылесос увеличивают эффективность труда, обеспечивают комфорт и новые возможности для духовной самореализации человека), гармонизирующая, информационная (семейные реликвии осуществляют передачу социально-культурного опыта от поколения к поколению), социализирующая (мобильный телефон, авторучка, органайзер, портфель, ноутбук – «джентльменский набор» современного делового человека; без него невозможно в обществе XXI века рационально организовать рабочий день, быть успешным), коммуникативная, эстетическая (красиво декорированная цветочная ваза рождает чувство прекрасного), познавательная (игрушка содержит гносеологическую ценность, зеркало участвует в самоидентификации, познании самого себя), идеологическая и т.д. Прокомментируйте появление в современной культуре у вещи таких новых функций, как: вещь превращается в инструмент деструктуризации бытового сознания; вещь искушает и соблазняет, управляет, манипулирует, закабаляет; вещь, становясь агрессивной, уничтожает человека (люди растворяются в вещном мире, сами становятся вещами). В чём выражается новая функциональность вещей? Чем обусловлена? Какие влечёт социально-культурные последствия?

u Вещь содержит в себе культурный смысл, «опыт вещи» (Х.-Г.Гадамер), накапливаемый в ходе сосуществования с человеком. При неизменяемой форме и функции вещь может приобретать разные значения. В соответствии с существующей типологией потребностей А.Маслоу смысловую структуру вещи можно представить следующим образом (по Т.Быстровой):

Витальные смыслы вещи: 1) Бытийный «пред-смысл» формируется выразительными средствами вещи (сочетанием форм, кинематикой, контрастными решениями, блеском, цветом, прозрачностью, симметрией, пропорцией, гармонией). Восприятие смысла происходит через органы чувств; на бессознательном уровне человек придаёт вещи значение, сформированное предшествующим опытом предков (архетипическое ощущение круглой/квадратной/прямоугольной вещи, зелёной/чёрной/красной, матовой/глянцевой, мягкой/твёрдой и т.д.). 2) Функциональный смысл связан с удовлетворением потребностей и желаний. Критериями функциональности могут выступать эргономичность, экономические показатели, удобство, комфорт. Так, смысл мяча – в бросании, тумблера – во вращении, иголки – в шитье.

Экзистенциальный смысл связан с индивидуальными ассоциациями, рождается в процессе освоения, обживания вещи, сосуществования с нею. Например, любимой игрушкой может стать старая, дешёвая, не эстетически выглядящая вещь-спутник, друг ребёнка.

Социальные смыслы: 1) Знаковый смысл связан со способностью вещи показать принадлежность владельца к социальному слою, идейному течению, сообществу людей. 2) Актуальный смысл формируется в ходе оценки вещи с точки зрения моды, например, когда непрактичная, дорогая вещь приобретается из-за модного имени, а физически прочная устаревает.

Духовные смыслы: 1) Культурно-исторический смысл предполагает представление об исторических корнях, истоке, «прообразе», «генотипе» вещи, ее ценности в связи с определенной эпохой, человеком, событием. Так, знание значения креста в других эпохах и обстоятельствах способно изменить понимание вещей в форме креста, с крестовой символикой. 2) Духовно-ценностный смысл связан с мировоззрением и образом жизни конкретного человека; несёт в себе информацию о видении мира и месте в нем человека, нравственно-этических нормах, представлениях о богатстве или чести, личных религиозных пристрастиях, эстетических ценностях, художественных идеалах и т.п. Например, игрушки расскажут об отношении к детям и детству в культуре, ручка – о стремлении сделать карьеру или неиссякаемом творческом стремлении изложить на бумаге мысль «здесь и сейчас». 3) Художественно-образный смысл связан со способностью вещи быть носителем некоего образа.

Таким образом, всякая вещь наделена «палитрой» культурных смыслов. Смысловая наполненность вещи базируется, с одной стороны, на ее культурной принадлежности, с другой – на индивидуальных особенностях воспринимающего её человека. Пользование и восприятие вещи человеком разных культур приводит к индивидуальному раскрытию этих смыслов: один и тот же предмет может представлять собой совершенно отличные вещи на разных историко-культурных этапах для разных людей.

Проанализируйте культурные смыслы какой-либо вещи из коллективного музея «Русская вещь» («Дамская комната», «Вещь мегаполиса», «Вещь студента» и т.д.) по плану:

Введение: первое впечатление (не описание формальных качеств, а фиксация чувств, настроений, состояний); рисунок или фотография вещи; контент-анализ упоминаний вещи в интернете; пословицы, поговорки, афоризмы о вещи.

Культурологический анализ вещи: 1) культурологическая «вертикаль» (поиск «первообраза»); 2) культурологическая «горизонталь» (границы культурного пространства вещи, сведения о философии компании или авторе-производителе, портрет потребителя: поло-возрастные, психофизиологические, ментальные, экономические, профессиональные и т.п. характеристики); 3) анализ смысловых уровней вещи: онтологический, функциональный, знаковый, духовно-ценностный, актуальный, культурно-исторический, художественно-образный смыслы; 4) анализ имени (названия).

Заключение: выводы о смысловых связях вещи (соответствует/противоречит экзистенциальный – личностно-ассоциативный – смысл онтологическому, функциональному; согласуются/не соотносятся между собой отдельные смыслы вещи).

u Культурные смыслы мира вещей обладают динамикой, как «горизонтальной», так и «вертикальной». Культурная «вертикаль» уходит в глубь времён, «горизонталь» являет собой многочисленное разнообразие, видоизменение культурных смыслов на данный момент времени.

Какие особенности современной культуры нашли своё выражение в таких повседневных практиках, как коллекционирование, шопоголизм, ониомания («вещизм»), консьюмеризм, фриганизм, секонд-хенд, «блошиный рынок», отказ от ремонта вещей, рост мусора и свалок? Каковы их причины и последствия?

С какими культурно-историческими эпохами можно соотнести следующие сформулированные Т.Быстровой характеристики отношения человека и вещи?

1.Вещь – что-либо употребимое, полезное («производственные» вещи), обладающее строгим, максимально конкретизированным значением.

2.Красота – наиболее полное предметное выражение сущности вещи, служащей человеку. Вещь красива, если выразительна и разумна, гармонична, воспроизводит пропорции человеческого тела в «кристаллически-ясном видении формы» (Ю.Колпинский).

3.Вещь – результат божественного творения. При взаимодействии с нею большую роль играет семантика, символизм.

4.Усиление прагматического отношения к вещам: вещь оценивается с точки зрения удобства, пользы, «дельности» (М.Хайдеггер). Как следствие – нарастание числа вещей и повышение качества их изготовления; суженный взгляд на вещь как непознаваемую сущность, значимую сугубо функционально.

5.Предметная неопределённость, пестрота, появление незнакомых и пугающих своей отчужденностью предметов, обезличивающего тиражирования. Появление вещей с раздвоенной сутью, в которых назначение и оболочка лишь механически соприкасаются друг с другом; безвкусица, театрализация, искусственность. Опредмечивание пустоты, хаотичное функционирование.

6.Поиски красоты в богатых украшениях, переизбыток декора, равная значимость различных композиционных элементов и всех стилевых форм, отрыв детали от целого и незаконченность формы как стремление к демократизму и субъективизму, демонстрации своеобразия собственной личности.

7.Отношение к вещи обусловлено идеологическими факторами, что приводит к отчуждению, состоянию нейтральности. Пользование не предполагает обладания. Предметный мир оценивается в рамках заостренных бинарных оппозиций: идейно выдержанные и «буржуазные», городские и деревенские, свои и не чужие.

8.Формирование искусственных потребностей, возрастание агрессивности вещей и форм их подачи, снижающими активность человека, подчиняющегося вещам. Стремление вещи быть востребованной, даже когда она не нужна. И процесс приобретения вещи, и ее использование эстетически и статусно значимы.

9.Диалогический тип отношения человека и вещи: представление о локальности человеческой жизни и ее ценностей предполагает наполнение обыденности индивидуальным содержанием, организацию малых предметно-вещественных целостностей. Развитие дизайна как ответ на потребность в гармонизации и индивидуализации жизни человека.

5 НЕОБЪЯСНИМЫЕ ВЕЩИ ПРОИЗОШЕДШИЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: