МАСТЕР-КЛАСС
Руководителя клубного формирования Маловой Ольги Александровны.
Тема: «Ораторское мастерство. Способы привлечения внимания слушателей».
Цель: познакомить с приёмами привлечения внимания зрителей.
Задачи: 1.познакомить методы и техники психологического взаимодействия с аудиторией слушателей.
2. предложить применить полученные навыки на практике.
Ход мастер-класса:
- Выступление по теории вопроса.
- Практическая часть (проведение упражнений).
- Рефлексия (обратная связь от ПДО).
Ожидаемый результат: инициировать слушателей на использование на практике предложенные методы и техники психологического взаимодействия с аудиторией слушателей.
«Активизация зрительского внимания» является одной из тем курса «Ораторского мастерства». В узких временных рамках данного мастер-класса будут затронуты только несколько разделов этой темы. На каждый раздел отведено по 30 минут для краткого знакомства с теорией и выполнение слушателями курса практического задания .
Законы взаимодействия зала и сцены.
«ИСТИННАЯ ПОБЕДА ТА, КОГДА НИКТО НЕ ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ ПОБЕЖДЁННЫМ» (Бернард Шоу)
В этом разделе мы познакомим слушателей с основными законами взаимодействиязала и сцены ипредставим некоторыетехники психологического воздействия на аудиторию.
Психология зала:
*ПРИДЯ НА ВСТРЕЧУ И СОБРАВШИСЬ ВМЕСТЕ, люди вынуждены поступиться своей индивидуальностью, они жертвуют удобствами и временем, они здесь по разным мотивам, а значит очень требовательны. ЗДЕСЬ НЕТ РАВЕНСТВА БЕСЕДЫ!
*Никакой нерешительности, безразличия или превосходства знатока, иначе ОЖИДАНИЕ СМЕНИТСЯ РАЗДРАЖЕНИЕМ И ДОСАДОЙ.
*Натянутость и официоз вызывают раздражение.
*Залу нужны теплота и уважение, надо стать добрым знакомым, но
НЕ ПАНИБРАТОМ!
*Уверенность в себе, дружелюбие, деловитость(«я уважаю ваше время»), скромность и заразительность.
*Считывание настроения зала по «языку психологических жестов»
*«СЛЫШНО, ВИДНО, ВНЯТНО, ПОНЯТНО» — дикция и правильная речь
* «Мяч внимания» всегда должен быть у оратора! Не дайте завладеть им команде противника: вопросы из зала — НЕ ДОПУСТИМЫ, если это не формат пресс-конференции. Коментарии – НЕ ИГНОРИРОВАТЬ, ОЦЕНИТЕ ИХ УЛЫБКОЙ, НЕ ВСТУПАЯ В ДИАЛОГ! Вы-БОСС на сцене, а не обслуга их интересов! Оговорите правила заранее: «Все вопросы и комментарии — в личном порядке, после встречи, будем уважать время других слушателей».
* Закон внимания: 20+15+10+5!
* Закон восприятия:
*** «зритель всегда предпочтёт «смотрение» — «слушанию»! НЕЛЬЗЯ одновременно говорить и показывать, т.к. зритель не услышит, пока будет смотреть.
*** НЕЛЬЗЯ двигаться и говорить ОДНОВРЕМЕННО!
* Закон золотого сечения: усиление эмоционального воздействия к финалу.
Техники психологического воздействия на зал:
*Продажа интриги – заявить тему без расшифровки: «Три Д», «5 законов», «7 вопросов».
*Броское, интригующее название: «Шоу разоблачений коварных понятий» и т.д.
*«Контр-вопрос»-вопрос к залу или цепь вопросов — эффективное оружие.
* мотивация (необходимо продемонстрировать понимание интересов аудитории: патриотизм, достоинство, экономические или духовные интересы и т.д.).
*«комплимент» залу о значимости встречи, об уникальности аудитории, их способности понимать и принимать информацию от вас.
* Цитаты не должны быть банальными.: «Я часто цитирую самого себя, это придаёт беседе пикантность»(Оскар Уальд)
* Не бойтесь повторов и повторов по пунктам!
*Провокационные утверждения: «Я вас всех поражу, если признаюсь, что…,»а потом якобы отвлечься на какой-то пример…
*Нарочитое «сбивание с темы, «анекдот»,ох, простите великодушно, я отвлёкся…»-все освежились через шутку и смех, но надо уметь снова вернуть се6бе «Мяч внимания». Все эти предложения годны для длительного выступления. Если ваша речь меньше 40 минут, очень важно не перегрузить её приёмами и техниками, чтобы нить речи не потерялась в обилии ваших ораторских возможностях. Сценарные законы написания речи не входят в нашу тему сегодня.
«КАК БАСНЯ, ТАК И ЖИЗНЬ-ЦЕНИТСЯ НЕ ЗА ДЛИНУ, А ЗА СОДЕРЖАНИЕ» (Сенека)
Выразительные средства как один из приёмов активизации внимания зрителей.
Использование выразительных средств в самой речевой ткани выступления :
* гиперболы, образы-метафоры.
* сравнения(краткие или пространственные, шуточные или серьёзные);
*примеры(аналогии, иллюстрации, фактические или выдуманные, шуточные или личные истории);
* ссылки на авторитеты (печатные издания, общественное мнение, статистические данные, сведущие лица);
Визуализация как новый приём в подходах к активизации внимания.
Применение наглядных пособий (графиков, рисунков и презентаций)) и видеоматериалов при выступлениях перед аудиторией — широко применяемый приём. Мы же предлагаем усовершенствовать привычный подход за счёт использования новых подходов.
*«визуализации на живых моделях»
*приём «парадокса» для создания «информационного повода»(«банка помидоров», игрушка на столе, «кот в мешке»).