Вместо заключения: без ума от синема

Вместо тысячи слов: из истории немого кино

Мировой кинематограф начинался именно с этого забавного и наивного жанра, который сегодня незаслуженно предан забвению. Между тем, немое кино достойно внимания любого, даже самого искушенного зрителя. Предлагаю уважаемому читателю совершить маленькое путешествие на рубеж веков и окунуться в эпоху тапёров, кинетоскопов и смелых экспериментов, с которых начиналось новое искусство. Итак, знакомьтесь – немое кино!

Так кто же был первым?

Мало кто знает, что всем известные братья Люмьер с их поездом, который до смерти перепугал зрителей, были вовсе не первыми изобретателями кино. В 1888 году француз Луи Лепренс снял на фотобумагу Истмена первый в истории киноролик — «Сцена в саду Роундхэй». А в 1891 (опять же – на пять лет раньше Люмьеров) американский изобретатель Томас Эдисон получил патент на устройство под названием «Кинетоскоп». 20 мая того же года публике был показан первый фильм «Приветствие Диксона». Однако у Кинетоскопа был существенный недостаток — фильмы с его помощью можно было смотреть только через специальный окуляр. То есть, один сеанс – один зритель. Следовательно, о массовом показе речи быть не могло…

И тут на сцену выходят долгожданные братья Люмьер.

13 февраля 1895 года изобретатели запатентовали «Синематограф». В отличие от своего предшественника, Кинетоскопа, новый аппарат позволял демонстрировать фильмы большой аудитории на экране.

А где же «Прибытие поезда»? — спросите вы. Премьера ленты состоялась в январе 1896 года, и это был один из первых фильмов, показанных публике с помощью синематографа.

Между тем, в конце 1894 года существовало уже около 60 кинолент для публичного проката, но содержание их современному зрителю показалось бы удручающим: в основном это были фильмы о дрессированных животных, акробатах, танцах и борьбе. Однако публика в те годы была менее искушенной и несколько первых лет довольствовалась самим фактом «движущихся фотографий», независимо от их сюжета. Кино считалось скорее ярмарочным аттракционом, нежели искусством, и приносило прокатчикам быстрый заработок.

Но возросшая конкуренция вскоре заставила постановщиков совершенствовать сюжеты. Так в начале 20-ого века родились легендарные гении немого кино.

Доктор Калигари

После Первой Мировой Войны, когда в Германии были запрещены к прокату европейские и американские ленты, немецкий кинематограф в отсутствие конкуренции увеличил свое производство в восемь раз. Веймарская Германия, вопреки экономическому кризису и послевоенной разрухе, стала центром развития культуры в Европе.

Именно немцы решились превратить кино из забавного аттракциона в высокое искусство. И первым фильмом, который действительно совершил революцию в кинематографе, стал «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине. Впервые режиссер решился передать на экране безумие и глубокий психологизм. Премьера состоялась 26 февраля 1920 года в Берлине — лента пользовалась огромным успехом и быстро попала в мировой прокат.

В немецком кино той эпохи были заложены основы жанра нуар и хоррор. Родились всем известные архетипы, которые тиражируются и по сей день: образ безумного учёного (Калигари), человекоподобного робота («Голем» Пауля Вегенера, 1920), демонического чудовища («Носферату. Симфония ужаса» Фридриха Вильгельма Мурнау, 1920) и суперзлодея («Доктор Мабузе, игрок» Фрица Ланга, 1922). Сценаристы изобретали темы для сюжетов, которые сегодня стали фундаментальными. Например, мотив раздвоения личности и безумия достиг абсолюта в «Руках Орлака» — другом легендарном фильме Роберта Вине, который показывали даже в Советском Союзе. Если вы, любезный читатель, ищете жуткую картину чтобы пощекотать себе нервы вечерком – это то, что вам нужно. Главный герой, пианист Поль Орлак, в железнодорожной катастрофе теряет обе руки, и хирург заменяет их конечностями только что казненного преступника. Орлак впадает в панику, как только узнает о хирургических манипуляциях, и в нём неожиданно просыпаются инстинкты убийцы. Спойлерить не буду, лучше сами посмотрите, чем все закончилось, не пожалеете.

А что же на Родине?

В Российскую империю первое кино прибыло после парижского кинофестиваля, в 1896 году. Новинка быстро стала модным развлечением, и кинотеатры начали появляться во многих крупных городах России. Первый открылся в Санкт-Петербурге уже в мае того же года на Невском проспекте.

И опять же парадокс: со вступлением России в Первую мировую войну наступает расцвет художественного российского кинематографа. Свои главные фильмы в эти годы сняли выдающиеся режиссеры – первопроходцы. Например, Евгений Бауэр – талантливейший стилист российского немого кино. Вообще-то, как и многие современники, Бауэр был человеком разносторонним и проявил себя во многих профессиях: работал художником-карикатуристом, сочинял сатирические заметки для прессы. Но как режиссер состоялся наиболее успешно. Бауэр уделял основное внимание изобразительной стороне фильма и слыл признанным мастером психологической драмы. Он одним из первых открыл и исследовал художественные средства игрового кино, которыми мы пользуемся до сих пор: монтаж, мизансцены, и др. Режиссер подарил зрителю более 80 фильмов, большая часть из которых, сегодня, к сожалению, утрачена. Но если читатель хочет в полной мере окунуться в настроение той эпохи и почувствовать дыхание 20 века, то рекомендую посмотреть ленту Бауэра «За счастьем». Это очень нежная и чувственная новелла, которую автор, к сожалению, не успел закончить. Обратите внимание на свет, наряды и пластику актеров, композицию кадра. Уверяю, вы получите ни с чем несравнимое удовольствие.

Другой несправедливо забытый творец – Владимир Гардин, великий русский актер, сценарист и режиссер, который снял и написал сценарии к 99 фильмам, и лично(!) смонтировал 4. К сожалению, смонтированные Гардиным ленты не сохранились, но чтобы читатель понимал масштаб труда над созданием немого кино, просто приведу цифры: длина пленки с короткометражным художественным фильмом «Петр Великий» (реж. Василий Гончаров) составляет 590 метров. И это короткометражный фильм! А в империи снимали и сериалы. Первым многосерийным фильмом была потрясающая детективная авантюра Владимира Касьянова «Сонька золотая ручка». История о приключениях легендарной воровки включает в себя 8 фильмов, и длина пленки составила – внимание! – 10 километров. И все это вручную нарезалось и склеивалось. Кадр за кадром… Просто представьте, насколько кропотливый и филигранный труд.

Немые мультфильмы

Говоря о мультипликации 20 века, мы сразу представляем себе Уолта Диснея и всяческих мышей с картавыми утятами. Насколько сильным будет ваше удивление, любезный читатель, если я назову русского режиссера, о котором упомянутый Дисней написал: «Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий»?

Речь о Владиславе Старевиче, создателе уникальных, первых в мире мультфильмов. В 1910 году Старевич решил снять документальный фильм о битве двух самцов-рогачей за самку. Однако при необходимом для съёмки освещении самцы становились пассивны, и Старевич нашел уникальный выход: сделал из панцирей рогачей муляжи и снял нужную ему сцену покадрово. Лента «Lucanus Cervus» стала первым в мире кукольным анимационным фильмом.

Но читателю наверняка больше понравится очаровательная короткометражная сказка Старевича «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». История любви царицы рогачей Люканиды и графа Героса из враждебного клана усачей точно не оставит ценителя равнодушным. Мультфильм пользовался бешеным успехом у российских и зарубежных зрителей. Покадровая техника кукольной анимации была тогда совершенно неизвестна, поэтому журналисты наперебой гадали, как режиссеру удалось надрессировать жуков-артистов.

Вместо заключения: без ума от синема

Эпоха немого кино давно ушла в прошлое, и километры бережно склеенных кадр за кадром шедевров пылятся в архивах библиотек. Однако история кинематографа хранит имена признанных гениев, проложивших дорогу в новую реальность. В этой реальности живут современные супергерои и волшебники, а любовь всегда побеждает. Мы не оглядывается назад, но с пожелтевших фотографий нам хитро улыбаются братья Люмьер, Вине и Старевич. Словно знают, что труд их был не напрасным.

Синема, синема, от тебя все без ума — cinema


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: