Помните, мы предлагали вам придерживаться только что составленного расписания одну неделю, а затем проверить, не нуждается ли оно в каких-нибудь изменениях? Если каждый раз, когда в соответствии с расписанием вы приводите ребенка в туалет и обнаруживаете, что его штанишки грязные, вам следует сдвинуть время похода в туалет на 15 минут назад. Если же он пачкает штанишки вскоре после того, как вы его водили в туалет, вам нужно изменить расписание так, чтобы впредь водить его в туалет на 15 минут позже.
Вы можете также обнаружить, что с того момента, как ребенок начал демонстрировать владение обсуждаемым умением, он стал делать большие дела только один раз в день. В этом случае вы можете в своем расписании отменить походы в туалет, которые следуют за успешным походом. После внесения изменений в расписание работайте по нему минимум одну неделю, прежде чем изменить его вновь. Изменяйте его только в том случае, если ваши записи в течение не менее чем пяти дней ясно указывают на изменение графика.
Заметен ли прогресс?
Одной из наград за ваши усилия станет подтверждение, что ребенок учится. Бывает, что, занимаясь с ним каждый день, мы не замечаем явных изменений. Увидеть реальные сдвиги, произошедшие за последние недели, вам помогут ваши записи. В конце каждой недели по данным своей таблицы вы можете подсчитать: 1) сколько раз он сделал свои дела в штанишки и 2) сколько раз он сделал это в унитаз. Записывайте эти суммарные значения каждую неделю. Если число «аварий» будет уменьшаться, а число случаев, когда он делает большие дела в унитаз, увеличиваться, значит, прогресс есть!
В приводимом ниже примере вы увидите, что в первые четыре недели особого прогресса не наблюдалось, но потом ситуация постепенно стала улучшаться. Иногда прогресс бывает более быстрым, чем в данном случае, иногда — гораздо более медленным. Аккуратное ведение записей позволит вам заметить сдвиги, которые без этого вы могли бы и не увидеть. Говорящие о прогрессе объективные данные ваших записей — награда вам!
НЕД. | НЕД. | НЕД. | НЕД. | НЕД. | НЕД. | НЕД. | НЕД. | |
Ст в штаны | ||||||||
Ст в туалете |
Последние замечания
Эту программу гораздо легче описать, чем провести в жизнь. Заниматься по ней на деле — значит помнить расписание и бросать свои дела, чтобы вовремя повести ребенка в туалет. Это значит каждый день по несколько раз, когда приходит время, дважды снимать и надевать подгузники (из-за того, что нужно высадить его на 5 минут, потом, через 10 минут — опять на 5 минут). Это значит продолжать менять грязные подгузники и в другое время, стараясь при этом отнестись к «аварии» как к свершившемуся факту. И, главное, это значит быть полной энергии и готовой похвалить ребенка за каждый шажок.
Конечно, временами вы будете терять надежду, испытывать разочарование, неуверенность и грусть. У вас будут дни, когда другие события не позволят вам соблюдать расписание. Вам будет казаться, что что-то вы делаете неправильно, если ваш ребенок пачкает штанишки и расписание эти моменты не «улавливает». У вас часто будет появляться непреодолимое желание изменить расписание, не дожидаясь, пока пройдет неделя. Вы будете… стоп! Не будем больше углубляться в возможные проблемы. Если вы будете упорно придерживаться программы, несмотря на то, что это нелегко, вы добьетесь успеха.
Краткие указания по обучению ребенка умению делать большие дела в туалете
Продолжайте пользоваться подгузниками
Пусть ребенок носит подгузники до тех пор, покавы не сумеете начать учить его делать в туалете малые дела.
Распознавайте сигналы, подаваемые ребенком
Отслеживайте сигналы ребенка, которые он может подавать не только в те периоды, которые отмечены в расписании, но и в другое время.
Подготовьте сцену
- Будьте последовательны.
- Пользуйтесь обычным туалетом.
- Избегайте присутствия отвлекающих игрушек и людей.
- Избегайте отвлекающих разговоров.
Сажайте ребенка на унитаз
- Сажайте ребенка на унитаз по расписанию или тогда, когда он подает сигналы.
- Побуждайте его сидеть 5 минут.
- Хвалите и награждайте его, если он делает свои дела в унитаз.
- Если он не делает свои дела в унитаз, уводите его из туалета на 10 минут.
- Снова сажайте его на унитаз на 5 минут.
Оставляйте ребенка в туалете одного
- Начинайте делать это, когда ребенок будетв состоянии просидеть 5 минут в туалете без вашей помощи или словесных напоминаний.
- Возвращайтесь к нему, хвалите и награждайте, если он сделает большие дела в туалете («Хорошо! Ты сидишь на унитазе!»).
Ведите записи
- Каждый раз, приводя ребенка в туалет, записывайте, каким он был — сухим, мокрым или грязным (С, М, Ст) и что он сделал в туалете (С, М, Ст).
- Если вы приводите ребенка в туалет в другое время, записывайте это тоже.
- Когда бы ребенок ни сделал большие дела в подгузники, записывайте это тоже.
Оценивайте прогресс
- Определите, правильное ли времявы выбрали длятого,чтобы водить ребенка в туалет.
- Занимайтесьпо новому расписанию не меньше недели, прежде чем внести в него какие-либо изменения.
- Подсчитывайте в конце каждой недели, сколько раз за это время ребенок сделал большие дела в подгузники и сколько раз — в унитаз. Записывайте эти цифры.
- Наконец, не забывайте время от времени вознаграждать себя за упорное следование программе!!!