Вокально-хоровой анализ.

Произведение «Лунная река» написано для женского хора в составе сопрано (1-ых и 2-ых) и альтов.

Диапазоны хоровых партий

Сопрано 1 Сопрано 2 Альты Общий диапазон

Как уже было написано выше это произведение для женского хора. Однако его исполнение можно поручить и школьному хору.

Диапазоны партий удобны, что максимально позволит раскрыть все художественно- исполнительские возможности женских голосов.

Первое сопрано звучит в основном в высоком и среднем регистре. Это для них удобно.

Но в некоторых местах тесситура не очень удобна.

Пример 7

Вокально-хоровой анализ.

Здесь партия сопрано поет в низком для нее регистре. Однако композитор как бы помогает ей: в среднем и низком регистрах стоит нюанс p, а в кульминации в высоком регистре f.

На первоначальном этапе разучивания хоровых партий важна работа над мелодическим строем. Без прочного усвоения данного строя невозможна работа над гармоническим строем.

Интонационные трудности во всех партиях одинаковы и работа над ними проводится тщательнейшим образом. Сложность представляют:

Пение скачков на чистые интервалы (ч.4, ч.5).

Пример 8

Вокально-хоровой анализ.

Данные скачки надо петь устойчиво, сохранив при этом вокальную позицию. Не прерывать движения, соблюдать звуковой баланс, петь на опоре и хорошем дыхании.

Пение широких скачков:

Пример 9

Вокально-хоровой анализ. Вокально-хоровой анализ.

В этих случаях нижний звук уже должен звучать в позиции верхнего и браться не снизу, а сверху, на активном дыхании (даже при нюансе [p]), и наоборот.

Пение на одном звуке:

Пример 10

Вокально-хоровой анализ.

В данных примерах все звуки следует петь в одной позиции, одни слоги должны плавно перетекать в другие. Всё на активном дыхании, не спускать быстро воздух, чтоб не занизить звучания. Стремится каждый тон петь в высокой позиции.

Пение протяжных длительностей:

Пример 11

Вокально-хоровой анализ.

Такие ноты в сочетании с медленным темпом могут спровоцировать понижение интонации. Для этого в процессе разучивания произведения хормейстеру необходимо заниматься выработкой навыка правильного дыхания. Можно использовать дополнительные упражнения на тренировку упругого, ровного и продолжительного выдоха, пропевая длинными нотами минорный мажорный звукоряды.

Пение больших интервалов:

Пример12

Вокально-хоровой анализ.

В больших интервалах необходимо устойчивое исполнение основного тона и одностороннее расширение интервала, т.е. в восходящих интервалах необходимо стремиться к повышению звука, а в нисходящих к понижению.

Пение малых интервалов:

Пример 13

Вокально-хоровой анализ.

Все малые интервалы требуют устойчивости исполнения основного тона и одностороннего сужения интервала, т.е. в восходящем движении направление к понижению звука, в нисходящем-_к его повышению.

Пение хроматизмов:

Пример 14

Вокально-хоровой анализ.

Для точного исполнения хроматизмов можно использовать распевание по полутонам.

Расположние голосов тесное. В произведении встречается очень много длинных нот. Это могло бы создать у слушателя ощущение пустоты, если бы хор звучал аккаппельно. Но звучание фортепиано заполняет образовавшееся пространство, насыщая его гармонией и тем самым помогая хору держать эти длинные звуки.

Каждая партия загружена одинаково, так как произведение изложено аккордами. Ведущая партия у1-ых сопрано, а следовательно она должна звучать ярче остальных. Альты создают гармонически устойчивую опору, фундамент всех голосов. Вторые сопрано дают гармонию, а значит не должны отставать по звучности от крайних голосов.

В произведении используется в основном пофразное дыхание. Но в некоторых местах используется цепное. При работе над цепным дыханием необходимо стремиться к тому, чтобы поочередное вступление певцов не разрушало единой линии развития мелодической темы. Для этого каждый поющий после смены дыхания должен начинать петь нюансом тише общехоровой звучности, постепенно динамически сливаясь со звучанием всего хора в целом.

При работе над ритмом необходимо избегать, с одной стороны, мертвой статичности исполнения, с другой стороны, излишней динамической раздутости. Длинные ноты должны свободно «дышать», заполненные живой пульсации. При пении коротких длительностей (восьмых) необходимо стремиться к неспешному, упругому их пропеванию. Звучание этих нот не должно быть резким и крикливым.

Работа над гармоническим строем проводится после работы с каждой партией отдельно, в медленном темпе, последовательно соединяя все звуки аккорда. При пении в этом темпе нужно слушать каждый аккорд. Полезно в работе над строем использовать приёмы исполнения хоровых партий закрытым ртом, что позволяет активизировать музыкальный слух певцов и направить его на анализ качества исполнения.

Также некоторую сложность представляет пение партий в унисон. На качество унисона влияют многие факторы. Прежде всего, это неоднородность певческих тембров. Серьёзные проблемы в создании чистого унисона возникают в том случае, когда певцы хора поют звуком разной плотности, «широким» и «узким», «полётным» и «неполётным». Поэтому желательно добиться единства в звукообразовании, общей вокальной манеры.

Анализируя основные вокально-хоровые трудности произведения, следует остановиться на выработке глубокого, спокойного дыхания (грудобрюшного), для каждого певца и цепного дыхания для хора. Этому помогут специальные упражнения на подготовительном этапе, непосредственно перед работой над произведением:

1) выполнение вдоха и выдоха по руке дирижёра, ощущая движение нижних рёбер, контролируемых лежащими на них руками поющего.

2) пение отдельных звуков мажорного звукоряда целыми длительностями, при постепенном движении их вверх и вниз, для развития навыков экономного, ровного выдоха.

Вторым элементом вокально-хоровой техники является атака звука. В данном произведении используется в основном мягкая атака.

Динамический ансамбль.

Цель данного ансамбля – достижение единства, слитности голосов по силе. Каждому участнику хора необходимо научиться умению слушать звучание своей партии, выделяя её место в звучании всего коллектива в целом, умению подстроить свой голос к общехоровому звучанию.

Автор использует контрастные оттенки. Поэтому участники хора должны уметь быстро перестроится с mp на f, На mp звук должен быть мягким, певучим, ни в коем случае нельзя , чтобы он пропадал. На f наоборот- нужно наполнить произведение звучностью, но при этом звук не должен быть тяжелым и крикливым.

Так как в метрическом отношении произведение не выдержано в едином темпе, дирижер все же должен сохранить единый стержень, не поддаваясь динамике.

Темповый ансамбль.

Данное произведение выдержано в одном темпе –Медленно. И агогические изменения, которые не фиксируются в нотах и связаны с фразировкой, артикуляцией, и музыкальной динамикой не должны отразиться на изменении темпа. Нельзя допустить излишней торопливости, или наоборот, тормозить общее движение, подчиняясь эмоциональности, заложенной в музыке.

В рамках этого вида ансамбля может быть опасной связь crescendo с accelerando, diminuendo с rallentando. Следует разграничить эти понятия и придерживаться единых приёмов, направленных на выявление стилистики и целостности музыкально-звуковых образов.

Также большую роль играет дирижёр. От его жеста, точности показа ауфтакта, который задаёт темп, зависит движение, в котором начнёт петь хор. Так как темп этого произведения медленный, значит и ауфтакт должен соответствовать этому темпу. В данном случае он должен быть спокойным, не резким, он должен быть равным одной четвертной длительности данного размера.

Тембровый ансамбль.

Исполнение данного произведения требует относительного равновесия голосов. Но т. к. это произведение должен исполнять женский или школьный хор, то достичь этого не составит большого труда. Напевный характер музыки, равномерная загруженность вокальных партий предполагает тембральную согласованность исполнения. Однако при этом нельзя нарушать своеобразие их индивидуальных характеристик, стремясь наиболее ярко выявить качественные черты звучания каждого голоса.

Работая над тембровым ансамблем в партии сопрано, хормейстер должен стремиться к легкому, прозрачному, нежному звучанию. Звучание альтовой партии должно быть окрашено глубокой мягкостью и бархатностью.

Дикционный ансамбль.

Чтобы при хорошей хоровой звучности не пострадала ясность передачи содержания сочинения, надо особое внимание обратить на хорошую дикцию, добиваться чёткого произношения слов. Гласные звуки должны иметь максимальную протяжённость, а согласные произноситься в самый последний момент. В пении не следует изменять форму артикуляции гласного звука, она должна быть одинаковой от начала и до конца, если это не вызвано определённой художественной задачей.

Для достижения хорошей дикции хора необходимо:

1) распевать слог прикрытым, округлённым звуком

2) чёткое произношение согласных в конце слова

3) при сочетании в слове двух рядом стоящих гласных, для их чёткого выговаривания при пении, необходимо слегка подчеркнуть, выделить эти согласные.

Звучание mp в хоре требует четкой работы артикуляционного аппарата поющих. Вялая артикуляция может отразиться на качестве дикции хора, что в свою очередь не позволит в полной мере донести до слушателя содержание произведения.

Метроритмический ансамбль.

Цель данного ансамбля – достижение правильного соотношения метроритма между партиями.

Ошибки, которые могут возникнуть в результате работы над произведением:

A. сокращение длительности выдержанных звуков и пауз

B. инерция темпоритмического движения

C. неточное выдерживание и неодновременное окончание звука

D. несинхронный переход на новый звук

Методические рекомендации, позволяющие не допустить таких ошибок:

1. развитие у хора навыка пульсации

2. развитие навыков одновременного взятия дыхания, атаки и снятия звука

3. воспитание исполнительской гибкости, чуткости и мгновенной реакции на дирижёрский жест

4. опора на метр. Дирижёрский жест чётко фиксирует каждую долю метрической структуры.

5. использование приёма внутридолевого дробления долеё такта, позволяющие выработать у певцов ощущение ритмической пульсации.

В хоровом произведении часто используется ритм

Вокально-хоровой анализ.

и затактовые вступления голосов, что сопутствует ощущению «дыхания» музыкальной ткани. Однако особых ритмических сложностей в тексте не наблюдается и для партий наиболее характерен одинаковый метроритмический рисунок.

Так как композитор использует в этом произведении удобное тесситурное изложение мелодий хоровых партий и звучание певческих голосов производится в примерно одинаковых удобных условиях, можно говорить о наличии естественного ансамбля.

Так же нельзя не упомянуть о работе над частным и общим ансамблями.

Частный ансамбль подразумевает понятие слитность и согласованность внутри одной хоровой партии или унисонной группы. Т.е. при работе над частным ансамблем дирижер работает с каждой партией отдельно, добиваясь чистого и слитного звучания, единой манеры вокально-хоровой техники исполнения, единства нюансировки, соподчинения частных и общих кульминаций произведения.

К общему ансамблю относится ансамбль между хоровыми партиями или унисонными группами всего хора. При общем ансамбле приемы работы над слитностью звучания хоровых партий могут варьироваться с учетом разнообразия в соотношении вариантов динамического, тембрального и дикционного исполнения.

Исполнительский анализ.

Главной задачей дирижера и исполнителей этого произведения является создание картины ночи, искристой лунной дорожки, сна всего живого. И они должны не только создать этот образ, но и донести его до слушателя.

Для исполнения хорового сочинения требуется не только безусловное владение техническими навыками, но и высоко развитый эстетический вкус, тонкая музыкальность, эмоциональная подвижность и высокий вокальный и общекультурный уровень.

Для создания целостного, яркого, художественного образа необходимо выделить смысловые точки, к которым стремится всё музыкальное развитие.

Так, в первой части смысловая кульминация приходится на т.15-16, к которой ведут содержание сочинения, динамика на словах: «иллюзии счастья».

Во второй части – на словах «мы плывем как друзья». Эту радость композитор отчётливо выразил музыкальными средствами, и дирижёр должен ярко прийти к этой второй кульминации.

В самой партитуре вполне достаточно авторских ремарок, характеризующих исполнение. С одной стороны, дирижер немного скован прописанными рамками, с другой- ему не придется самостоятельно продумывать план исполнительских особенностей.

Так как произведение написано в медленном темпе и поется на легато, дирижировать надо легатиссимо, мягко, тянуть звук.

Технические приёмы legato выполняются при помощи мягкой, «певучей» руки, аналогично смычку струнного инструмента, который позволяет объединить фразу, выполнить смены гармонических созвучий на одном широком дыхании. В зависимости от характера произведения, динамики, внутри жеста legato будут наблюдаться изменения. Лёгкое legato на [p] и [pp] ведётся жестом малой амплитуды, как бы «невесомой» рукой. На [f] наоборот, широким и энергичным.

Для активного и хорошего дыхания участников хорового коллектива, требуется подготовленность, чёткость вступлений и снятий, достигаемых осмыслением фразировки, композиционного строя и понятными ауфтактами.

Очень четко следует показывать замедления и вступления в новый темп. Ауфтакты должны быть мягкими, соответствовать характеру произведения.

При дирижировании и заключительной работе над произведением необходимо стремиться к обобщению частных деталей исполнения, соразмеренности их с формой произведения.

Если правильно выстроить работу, то основной исполнительский принцип – цельность, непрерывность движения – будут достигнуты с наибольшим успехом.

Таким образом, исполнение этого хорового произведения требует как от дирижёра, так и от хорового коллектива высокой музыкально-эстетической культуры, гибкости и чувствительности, основанной на профессиональных навыках и хоровой технике.

Заключение.

«Лунная река» Генри Манчини является одной из его жемчужин в произведениях для кино наряду с произведениями «Розовая пантера», «Поющие в терновнике». В этом произведении находит выражение композиторское мастерство Манчини, его музыкальное восприятие данной эпохи.

Смысл этого произведения передается не только словами, но и музыкой. Яркое и убедительное исполнение этого произведения должно вызвать глубокий эмоциональный отклик у слушателей.

Идеальными условиями передачи художественного содержания и идеи композиции является профессионализм хорового коллектива, его гибкость в техническом и исполнительском плане, высокая музыкальная, эстетическая и общечеловеческая культура, музыкальность в широком значении понятия, чуткость к художественным образам и трактовке дирижёра, его жеста и мимике.

Исполнение этого хора ярко оживляет репертуар любого коллектива. Также этот хор является полезным в техническом развитии, как исполнителей, так и дирижера.

У исполнителей развиваются такие качества, как

— чувство целого, умение объединять, исполнять на одном дыхании;

— кантиленное пение;

— правильное дыхание;

— слуховой контроль – помогает лучше слышать себя и своих коллег;

— певческую технику, за счет достижения чистоты исполнения трудных мест с вокальной точки зрения;

— умение следить за горизонтальным и вертикальным ведением мелодии;

— осознавать себя как часть единого организма – хорового коллектива.

Для дирижера оно полезно тем, что это произведение способствует развитию жеста legatto.

Творческая мастерская «Совершенствование приемов вокально-хоровой работы» II часть


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: