Вопрос№2антропологическая парадигма.

Вопрос№1АККУЛЬТУРАЦИЯ (с инета)

  • Аккультурация — процесс взаимовлияния культур (обмен культурными особенностями), восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа. При этом оригинальные культурные модели одной или обеих групп могут быть изменены, но и группы по-прежнему различны. Следует различать аккультурацию и ассимиляцию, при которой происходит полная утрата одним народом своего языка и культуры при контакте с другим, более доминантным. При этом, несомненно, аккультурация может быть первой ступенью на пути к полной ассимиляции.
  • Однако, антрополог Франц Боас утверждал, что всем людям прививается культура, а не только «дикарям» .
  • Редфилд, Линтон и Херсковиц выделили три основные типа реакции группы-реципиента на ситуацию культурного контакта:
  • принятие (полное замещение старого культурного паттерна новым, почерпнутым у донорской группы)
  • адаптацию (частичное изменение традиционного паттерна под влиянием культуры донорской группы)
  • реакцию (полное отторжение культурных паттернов «донорской группы» усиленными попытками сохранить традиционные паттерны в неизменном состоянии).еньшинствам.

Вопрос№2Антропологическая парадигма.

В истории философской мысли можно выделить несколько антропологических парадигм, сменяющих друг друга в результате социально-антропологического переворота, революции в мировоззрении не только мыслителей, но и всего человеческого сообщества. Сделаем еще одно замечание: каждый антропологический переворот несет в себе положительный, прогрессивный элемент по отношению к предыдущей парадигме, но впоследствии переходит в негативную, тормозящую развитие форму.

Христианско-персоналистическая парадигма.

Ей предшествовал грандиозный антропологический переворот, сущность которого в целом заключалась в выделении человека из лона природы, античного Космоса и наделении человека внутренним миром, духом, который является частичкой Бога. Бог в христианстве – это Абсолютная Личность, и поэтому каждый человек тоже личность, задача которой состоит в том, чтобы на протяжении «земной и бренной» жизни оставаться личностью, то есть подобным Богу.

Европейско-антропоцентрическая парадигма.

Являясь, по сути, протестом тому состоянию, в котором находился человек в позднее Средневековье, в Эпоху Возрождения произошел новый антропологический переворот, вобравший в себя некоторые элементы античного понимания человека (как «микрокосмоса», носителя разума). Этот переворот предложил совершенно иной взгляд на человека. И именно он сформировал мировоззрение европейской цивилизации. Перечислим основные «революционные идеи», которые легли в основу новой антропологической парадигмы:

– человек не тварное существо, порожденное Богом, а дитя природы (Космоса как упорядоченного целого), возникшее естественными причинами;

– человек не слабое и покорное существо, а творец, демиург собственного бытия, «кузнец своего счастья»; в человеке делается акцент на активный, деятельностный характер его сущности;

– человек – разумное животное, самое совершенное на этой земле, которое способно рационально обустроить свою жизнь.

Антропоцентрическая парадигма была пропитана духом рационализма и оптимизма, верой в безграничные способности человека как в производственной, так и в познавательной деятельности.

Вопрос №3Виды вербальной коммуникации: устная, письменная речь, слушание. Устная речь: диалог как одна из форм речевого общения. Виды диалога: информационный, фатический, манипулятивный, полемический. Коммуникативные барьеры непонимания и способы их преодоления.

К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся: коммуникативная (функция обмена информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами); метаязыковая (функция толкования. Используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом).

Функцию, которую выполняет язык в процессе коммуникации, определяет вид высказывания и отбор слов. В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний: сообщение, мнение, суждение, рекомендация, совет, критическое замечание, комплимент, предложение, вывод, резюме, вопрос, ответ.

Вопрос№4 Виды невербальной коммуникации (с лекций) -первичные языки (мимика, жесты) ; — вторичные языки (азбука морзе, языки программирования, танец), язык тела, паралингвистические средства (мимика и т.д), одежда и украшения

Вопрос№5 Внутриязыковые и межъязыковые лакуны (с лекций)Лакуны – все ,что в инокультурном контексте реципиент заметил, но не понимает, что кажется ему странным и требующим интерпретации, служит сигналом присутствия национально-специфических элементов культуры – лакун. Альтерн.определение Лакуны — такие иноязычные слова и словосочетания, передача которых в другом языке осуществляется при помощи свободных словосочетаний (пространные объяснения их значения)

Межъязыковые лакуны (отсутствие лексической единицы в одном из языков при ее наличии в другом). – 1)Мотивированные(объясняются отсутствием соответствующего предмета или явления в нац.культуре (лапти,щи,матрешка,балалайка-для нем. и др. яз.)); 2) Немотивированные – не могут быть объяснены отсутствием явления или предмета(сутки, кипяток – отсутствие немецком и английском, добрый – отсутствие в немецком)

Особой разновидностью внутриязыковыхлакун В.И. Жельвис считает так называемые семантические компрессивы (мы назвали их универбальными лакунами), когда понятие может существовать длительное время (или всегда), будучи выраженным более чем одним словом: железная дорога; в разговорной речи такое сочетание легко превращается в однословную форму — железка. Ср. «Литературная газета» — Литературка, промакательная бумага — промакашка 8, с.141. В последнем случае наблюдаем, как однословное выражение (промакашка) вытесняет более чем однословное, но в однословном скрыто присутствует «зачеркнутое» слово.

Как уже отмечалось, внутриязыковые лакуны характеризуются высокой степенью латентности, их очень трудно, а порой почти невозможно обнаружить. Методики выявления внутриязыковых лакун русского языка пока не существует.

Вопрос№6 КультураПоскольку наше сознание обусловлено как коллективно (образом жизни. Обычаями, традициями, т.е. всем тем, что определяется словом КУЛЬТУРА в его широком этнографическом смысле), так и индивидуально(специфическим восприятием мира, свойственным данному конкретному индивидууму), то язык отражает действительность не прямо, а через 2 зигзага : от реальности мира к мышлению и от мышления к языку. Таким образом, язык, мышление и культура взаимосвязаны настолько тесно, что практически составляют единое целое, состоящее из этих трех компонентов, ни один из которых не может функционировать а следовательно и существовать без двух других.

Павел Перец о зубатовщине и рабочем вопросе


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: