Вопрос. гендерный аспект народной худ. культ-ры.

Во всякой традиционной культуре, и русская на составляет исключения, имеет место четкое разделение культуры, всех ее составляющих, на мужское и женское.

Гендерная асимметрия. Традиционная русская культура, как и большинство культур на Земле, одним из особенностей имеет мужское доминирование и связанное с этим подчиненное, социально и культурно ущемленное положение женщины. Это проявляется, в частности, в отношении к так называемым регулам (месячным), беременности и родам. Регулярное кровопускание, которому природа подвергает женщину, связанное с ним возможное недомогание, муки, на которые она обречена при родах, совпадение цикла регул с месячным циклом могло пониматься как месть богов, указание на нелюбовь высших сил к ней, ее лунную, ночную природу. Связь женщины с дьявольскими, нечистыми силами, и делали ее в глазах мужчин существом загадочным и опасным Связь женщины с луной — древнейшая, мистико-символическая связь. … в функции плодородия каждая женщина тотемистически связывалась с луной (была одной из лун), мужчина — с солнцем (одно из солнц)… (Фрейденберг О. М. Указ. соч.— С. 36).

В большинстве религиозных верований лунное божество женского рода. В славянском фольклоре нет жесткой закрепленности луны за женским началом, женщиной. Солнце, равно как и месяц, могут персонифицироваться и в женском, и в мужском образе. См. об этом: Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы (Древний период).

Женщина на несколько дней становилась нечистой, оскверненной демонами, неприкасаемой. Бытовало представление, что не только менструальная кровь, но и слюна, и даже дыхание женщины в период месячных ядовиты. Кровь, ее следы могла быть использованы для ворожбы и наведения порчи. Случайный контакт с ней мог принести ущерб всякого рода. Отсюда — менструальные табу не только на половые связи, но и на сельскохозяйственные и другие хозяйственные работы, приготовление пищи, контакты с оружием, орудиями труда, тем более — с сакральными предметами, запрет на исполнение религиозных обрядов женщиной в этот период (как правило, не менее 5 дней), даже на близкое нахождение рядом с ней.

Двойственное отношение к беременности и беременной женщине исследователи констатируют и в ареле традиционной славянской культуры. С одной стороны, рождение детей — главная цель брака, беременная почитается как олицетворение плодородия, как существо, наделенное благотворными магическими способностями: целительными, охранительными и др. С этим связан языческий культ рожаниц, изображения рождающей женщины или женщины-лосихи в традиционной вышивке. С другой — беременная нечиста и опасна как для себя и будущего ребенка, … так и для окружающих, и для всего жизненного порядка. Это связано с присутствием в ней двух душ и ее близостью к границе жизни и смерти (ср. рус. вологод. с брюхом ходить — смерть на вороту носить), а также беззащитностью перед нечистой силой. Родившая женщина считается ритуально нечистой в течение нескольких дней до совершения специального обряда очищения водой. Первое время после родов ей даже не дают кормить ребенка грудью … Она не ест со всеми … не должна прикасаться к предметам культа — иконам, свечам, лампадкам перед иконами, и не доит коров, хотя и выполняет все другие работы…. Преобладающее отрицательное отношение к беременной является частью характерного для патриархально ориентированного общества представления о женщине как носительнице ритуальной нечистоты.

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, Зеленин Д.К.Восточнослав. этнография).

Мужские и женские роли в традиционной культуре. Их воплощение в костюме, пространстве избы. Их связь с другими бинарными оппозициями культуры (правое/левое, сухое/влажное, твердое/мягкое, дневное/ночное, духовное/телесное и др.).

Изба.

Противостояние мужского и женского начала в крестьянской культуре распространялось также на пространство избы. Она делилась на мужскую и женскую половины.

Например, у карелов мужская сторона избы считается торжественной, праздничной, чистой, венчается углом с иконами, который именуется божьим, большим, лучшим или мужским. В другой половине избы с печью и подпольем, соответствующей кухонной утварью и посудой хозяйничает женщина. Невидимые территориальные границы охраняются обычаем. Мужчина не должен заходить на женскую половину.

Деление внутреннего пространства жилища на мужскую и женскую части, ценностная иерархия этих частей были закономерным следствием распределения семейных и других социальных ролей между мужчиной и женщиной. Ведение домашнего хозяйства на протяжении веков и до сих пор, при всех изменениях в социальном положении европейской женщины и частичном перераспределении семейных ролей, — исконно женская обязанность, имеющая традиционно более низкий статус, чем занятия мужчины.

В русских городах еще в XVI–XVII вв. женщины ели отдельно от мужчин на женской половине. В высших слоях общества эти порядки начинают меняться с эпохи реформ Петра I, да и то преимущественно в столичных городах. В провинции же старые обычаи существовали еще в XVIII и в первой половине XIX в., а в деревенской жизни они живы до середины ХХ в.

Мужские и женские занятия. В том числе посиделки, игры, обряды, хороводы, песни, танцы.

Вечорки/посидёнки/c пряхом бегали- особая форма ритуализованного провождения времени молодёжью в осенне- зимний период(Бернштам, 1981).Первые вечорки собирались после Покрова; в период Рождественского поста они становились регулярными; последние вечорки устраивались в канун Крещения. Инициаторами проведени вечорок была молодёжь брачного возраста. Молодёжь откупали избу, все участники приносили что-нибудь из еды себе и хозяевам. Парни приносили дрова и керосин. Приходили с работой: парни плели лапти, девушки пряли, вязали, шили. В святочные вечорки работой уже не занимались. Игры, вождение хороводов, хождение под песни парами достигали своего апогея в Святки. (Стародубцева С.В. Русская хороводная традиция Камско-Вятского междуречья)

6. Народная художественная культура является частью художественной культуры общества. Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира).

В каждом современном обществе, как правило, сосуществует и взаимодействует множество различных национально-культурных и национально-художественных традиций. Так, в художественной культуре России, где проживают представители около 130 этносов, созданы условия для сохранения и развития самобытных народных художественных культур каждого из них.

Народная художественная культура — древнейший пласт отечественного культурного наследия. Ее корни уходят в традиции и обычаи восточнославянских племен, проживавших на территории нашей страны. Главной частью этой культуры являются произведения народного художественного творчества (песни, сказки, танцы и т.д.). В старину они передавались от поколения к поколению в бесписьменной форме (из уст в уста), и поэтому все время изменялись (варьировались).

До сих пор одна и та же народная песня в разных областях России может звучать по-разному. Имена авторов таких произведений установить невозможно, ведь они созданы коллективным творчеством народа.

Народная художественная культура складывалась на Руси как культура быта, развивалась во всех слоях общества, имея много общего в крестьянской, купеческой, боярской и княжеской среде. В изучение и распространение традиций народной художественной культуры важный вклад внесли в XIX — начале XX в. представители творческой интеллигенции, русского дворянства и других сословий.

Наряду с русской народной художественной культурой в России с давних пор существуют художественные культуры многих других народов. В нашем многонациональном государстве проживает сейчас более 120 народов, и каждый из них имеет равные права на сохранение и развитие своих национально-культурных традиций и обычаев.

Народная художественная культура — более широкое понятие, чем народное художественное творчество.

Народное художественное творчество включает в себя совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности.

Процесс и результаты народного художественного творчества неразрывно связаны с представлениями того или иного народа о мире, с особенностями его национального характера и творческих устремлений.

Народная художественная культура в России более 10 веков развивается во взаимосвязи с церковным искусством, которое основано на православной вере, христианском вероучении и неотделимо от библейских образов н сюжетов. Хотя церковное искусство пришло на Русь из Византии, его развитие происходило во взаимосвязи с отечественными национально-культурными традициями, с народным художественным творчеством.

В современной России получила распространение не только православная вера, но и другие религии, каждая из которых связана с соответствующими ей явлениями искусства.

Еще один важнейший исторический пласт отечественной художественной культуры, неразрывно связанный с народной художественной культурой — светская художественная культура (культура светского общества, просвещенных слоев населения). С XVIII в. она развивалась под влиянием западноевропейского искусства (оперного, театрального и т.д.) и в связи с реформами Петра I.

В светской художественной культуре возникли новые, не встречавшиеся в древнерусской народной художественной культуре, формы художественной жизни (балы, оперные, театральные и балетные спектакли, симфонические концерты и т.д.) Вместе с тем, западноевропейские традиции, перенесенные на отечественную почву, заметно изменились под влиянием особенностей нашей культуры.

Большую роль в развитии традиций народной художественной культуры, различных видов и жанров народного творчества сыграло русское классическое искусство. Как известно, многие русские композиторы-классики собирали и обрабатывали народные песни, создавали оперы, балеты и другие произведения по мотивам русских народных сказок, былин, древнеславянских мифов. Среди них композиторы П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, И.Ф. Стравинский, художники В. Васнецов, Врубель, Кустодиев и многие другие.

Таким образом, народная художественная культура — сложное и многогранное явление, не ограниченное крестьянским фольклором. Помимо традиционных для того или иного народа видов и форм художественной деятельности и ее результатов (сказок, песен, танцев и т.д.) , народная художественная культура включает систему воплощенных в художественных образах базовых духовно-нравственных ценностей и идеалов того или иного народа, отражает его мировоззрение и миропонимание.

Народная художественная культура включает также сложившиеся в том или ином этносе и передающиеся от поколения к поколению формы и способы создания, сохранения и распространения художественных ценностей, формы бытования произведений народного творчества.

Народная художественная культура имеет древние истоки и прекрасные традиции, которые необходимо сохранять и развивать в современном мире, сберегая тем самым самое дорогое, что есть у человечества — мудрость народную, чистоту помыслов и духовную красоту.

Age of the Hybrids Timothy Alberino Justen Faull Josh Peck Gonz Shimura — Multi Language


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: