Воспитанию детей 2-3 лет в течение года

ПРОГРАММА

Музыкально-ритмического воспитания

Детей 2-3 лет

Содержание

Описание музыкально-ритмических композиций

Осень

1. ВОТ КАК МЫ УМЕЕМ

2. ЛАДОШЕЧКА

3. ДА-ДА-ДА!

4. ПРЯТКИ

5. ЧОК ДА ЧОК!

6. НОГИ И НОЖКИ

7. УСТАЛИ НАШИ НОЖКИ

8. ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ

9. МАЛЕНЬКАЯ ПОЛЕЧКА

10. ОЙ, ЛЕТАЛИ ПТИЧКИ

11. АЙДА!

12. КАП-КАП

13. ПОЕЗД

Зима

1. МАРШ

2. КУЛАЧКИ

3. ХОДИМ-БЕГАЕМ

4. ПОВТОРЯЙ ЗА МНОЙ

5. ВЕСЕЛАЯ ПЛЯСКА

6. РАЗМИНКА

7. ПЛЯСКА С ПОГРЕМУШКАМИ

8. ЗАЙЧИКИ И ЛИСИЧКА. Игра

9. САНКИ. Игра

10. СПОКОЙНАЯ ПЛЯСКА

11. ЕДЕМ НА ПОЕЗДЕ

Весна

1. МАРШ

2. ЛОШАДКА

3. НАУЧИЛИСЬ МЫ ХОДИТЬ

4. РЕЗВЫЕ НОЖКИ

5. РУССКАЯ

6. ВЕЛОСИПЕД

7. ТИХО-ТИХО МЫ СИДИМ

8. ПЛЯСКА. С КУКЛАМИ

9. ПЛЯСКА С ПЛАТОЧКАМИ

10. ПРИСЕДАЙ. Парная пляска

11. ВОРОБУШКИ И КОШКА. Игра

12. БОЙЦЫ ИДУТ

Лето

1. ПОГУЛЯЕМ

2. ЛОШАДКА

3. ИДЕМ — ПРЫГАЕМ

4. ТОП-ХЛОП

5. ЛОДОЧКА

6. ВЕСЕЛЫЕ ЛАДОШКИ

7. ПАЛЬЧИКИ ШАГАЮТ

8. ПОЛЬКА

9. ИГРА С БУБНОМ

10. ДОЖДИК

11. СОЛНЫШКО

12. ЛЕТНЯЯ

Предисловие

Предлагаемая вашему вниманию программа представляет собой систему музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет на основе использования игровых музыкально-ритмических упражнений в течение всего года: осенью, зимой, весной и летом. Подобранные упражнения, пляски, игры для малышей объединены в циклы по принципу возрастания сложности и разнообразия движений, где чередуются упражнения на различные группы мышц, напряжение и расслабление, развитие мелкой моторики и т. д.

Репертуар, составляющий основу данного пособия, наверное, хорошо известен опытным педагогам, проработавшим не один десяток лет. Это пляски, игры-забавы Е. Д. Макшанцевой, песенки Е. Тиличеевой, песни-игры Т. С. Бабаджан. Кроме того, предлагаются авторские пляски (с текстами) на популярные народные мелодии. Однако новизна предлагаемого пособия в том, что в нем собраны воедино игровые упражнения, систематизированные в строгой методической последовательности и адаптированные для работы с детьми 2-3 лет.

Наиболее важным, на наш взгляд, является органичное использование данного репертуара на различных занятиях, а также в процессе проведения развлечений и праздников, на которых дети выступают вместе с родителями. Таким образом, система работы предполагает не только освоение малышами разнообразных музыкально-ритмических упражнений, но и разучивание данных игр-забав с родителями с целью последующего включения этого репертуара в программы утренников.

В этом контексте решаются и такие важные задачи, как адаптация ребенка к коллективу детей в детском саду, помощь семье в освоении художественных средств воспитания ребенка и т. д.

Объединение усилий родителей и педагогов в воспитании детей — вот, пожалуй, та красная нить, которая пронизывает направленность работы по подготовке праздников и развлечений. Действительно, не показ детей, не демонстрация успехов воспитателей, а общий праздник, на котором радостное настроение и у детей и у взрослых уже потому, что они вместе сидят, вместе поют и танцуют, вместе играют. В этой связи особую значимость приобретает период подготовки к празднику, особенно к первому, осеннему, поскольку родителей еще нужно привлечь к этой подготовке, убедить в ее необходимости и научить тому, как можно и нужно взаимодействовать с малышами на утреннике.

Содержание работы

По музыкально-ритмическому

воспитанию детей 2-3 лет в течение года

ОСЕНЬ

Этот период — один из самых сложных для ребенка, его родителей и педагогов, так как именно в этом возрасте (на 3-м году жизни) детей чаще всего впервые приводят в детский сад. Адаптация малышей к жизни в группе детей часто проходит очень напряженно, иногда болезненно. Отсюда главная задача музыкально-ритмического воспитания — использование игровых двигательных упражнений как средства эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого. В этот период самым необходимым является создание для малышей психологического комфорта. Вызвать у ребенка радостные эмоции, интерес к играм-забавам, музыке, увлечь и занять его значительно важнее, чем обучить каким-либо движениям и умениям. Тем не менее, педагог уделяет внимание развитию следующих навыков:

1. Дети осваивают ходьбу и бег как основные, контрастные виды движений (упражнения Вот как мы умеем, Ноги и ножки и др. ). Эти упражнения дети выполняют по показу педагога и двигаются по кругу и стайкой.

2. Дети учатся передавать простейшие игровые действия (язык жестов) также по показу воспитателя (упражнение Прятки, Птичка и собачка и др. ).

3. Дети обучаются ритмично исполнять простейшие танцевальные движения: притопы правой ногой и поочередно каждой, фонарики и др. (Пляска Ай-да, Чок да чок, Маленькая полечка).

4. В знакомых упражнениях дети подпевают повторяющиеся слова и звукоподражания (тук-тук, ля-ля-ля, баю-баю, кап-кап и т. д. ).

Повторим еще раз, что в осенний период работы с детьми самое главное — это установление контакта с ребенком и его родителями. Если эта задача будет решена, то последующее обучение будет продвигаться успешно.

ЗИМА

В этот период развитие детей в музыкально-ритмической деятельности происходит более интенсивно: меньше времени тратится на установление контакта, у детей уже вырабатывается своеобразный рефлекс на музыкальный зал и музыкальную тетю, которая танцует и поет, играет вместе с малышами. Педагог получает возможность больше внимания уделить качеству движения и при этом добивается более четких, ритмичных и уверенных движений.

Ставятся задачи:

1. Совершенствовать ходьбу и бег.

2. Развивать выразительные образно-игровые движения (Зайцы и Лисичка).

3. Развивать умение передавать ритм мелодии в пляске с погремушками (развитие чувства ритма, ловкости движений).

4. Формировать умения исполнять простейшие плясовые движения (пляска под русскую народную мелодию Ах вы, сени).

5. Вызывать желание подпевать, исполнять вместе с педагогом повторяющиеся слова.

К концу зимы движения детей становятся заметно более уверенными и координированными. Исполнение упражнений по показу педагога отличается слаженностью и синхронностью (чего трудно было добиться в начале года).

ВЕСНА

В третьем квартале детям предлагаются музыкально-ритмические упражнения, включающие новые, более сложные движения:

• ходьба вперед и пятясь назад (Научились мы ходить);

• прямой галоп (Лошадка);

• полуприседание — пружинка;

• пляски в парах (Приседай);

• разнообразные образно-игровые упражнения с предметами (с куклами, с платочками), образно-игровые выразительные движения (Воробушки и Кошка);

• пляски и упражнения проводятся в различных исходных положениях и построениях (парам, по кругу, врассыпную, сидя и лежа на ковре), что позволяет разнообразить движения рук и ног.

Задачи музыкально-ритмического воспитания детей по сути те же, что и в предыдущем квартале, однако педагог может немного увеличивать нагрузку на занятиях, предлагая исполнять большее количество упражнений подряд (на 1-2 композиции).

ЛЕТО

Как правило, дети летом не посещают детский сад, поэтому предлагаемый материал могут использовать родители (у которых к этому времени уже воспитаны интерес и понимание важности занятий с ребенком музыкально-ритмическими упражнениями). Педагог может включить летний репертуар в работу с детьми по своему усмотрению — в июне, либо в санаторных условиях, либо со 2-й младшей группой осенью — как воспоминание о лете, как его провели и т. д.

Репертуар, предлагаемый для разучивания в этом квартале, направлен на совершенствование у детей навыков основных движений (ходьбы, бега, прыжков), освоение более разнообразных способов их выполнения — ходьба парами (Погуляем), прыжки парами, держась за руки (Мы идем —

прыгаем). Дети уже могут справиться с довольно сложными по координации упражнениями: галопом в парах (Лошадка), ритмичном раскачивании вперед-назад, сидя на коврике и держась за руки (Лодочка).

Музыкальная игра Дождик и хоровод Подарило лето активизируют творческие проявления детей.

Игра с бубном воспитывает у детей терпение, усидчивость, слуховое внимание.

К концу года дети уже активно подпевают взрослому, запоминают целые фразы песен и иногда исполняют их самостоятельно.

Ярким показателем успешности музыкального развития является эмоциональность поведения детей, их желание заниматься вместе, умение сосредоточиться па выполнении упражнения и точно исполнять движения по показу взрослого.

Некоторые выученные на занятиях пляски и игры дети к концу года могут исполнять и самостоятельно.

Следует также побуждать детей к импровизации под знакомую и незнакомую музыку, к использованию в спонтанных плясках атрибутов (платочки, ленточки и др. ) и игрушек (кукол, мягких игрушек и др. ).

ВОТ КАК МЫ УМЕЕМ

Распорядок дня для детей 2-3 лет [Любящие мамы]


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: