Здесь мы проверяем, знает ли малыш названия знакомых игрушек или таких принадлежащих ему предметов, как чашка и ложка.
Материалы: Выберите один или несколько предметов, названия которых малыш должен знать лучше других.
Способ: Поместите выбранный вами предмет на расстоянии 1 метра от ребенка и убедитесь, что малыш видит его. Отвлеките ребенка на минутку, заговорив с ним, а потом спросите: Где…?
Результат положительный, если малыш обернется и найдет хотя бы один знакомый предмет, о котором его спросили таким образом.
Как учить.
Выберите одну хорошо знакомую малышу игрушку и еще одну, которую, на ваш взгляд, он любит. Проделайте с первой игрушкой то, что мы предложили вам проделать выше — для оценки, и если ребенок не прореагирует на ваш вопрос, привлеките его внимание к игрушке и скажите: Вот…!
Когда малыш научится находить первую игрушку, подобным же образом можно начинать заниматься со следующей и т.д. Вам следует помнить, что эти занятия исподволь готовят ребенка к овладению умением называть предметы (что будет позже). Поэтому предлагайте вниманию малыша те предметы, о которых, по вашему мнению, ему в дальнейшем захочется поговорить.
ВР.Б.19. НАХОДИТ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ, О КОТОРЫХ ЕГО СПРАШИВАЮТ.
Когда вся семья в сборе, эти занятия превращаются в очень веселую игру. В такую игру можно включить и близких друзей, и домашних любимцев — собаку, кошку.
Когда ваш ребенок научится играть в эту игру, вы уже можете быть уверены, что он, во-первых, умеет связывать слова со знакомыми людьми, и, во-вторых, услышав определенное слово, может выбрать одного человека из нескольких.
Как оценить.
Способ: Выберите момент, когда малыш находится среди нескольких членов семьи и спросите его: Где мама… папа… бабушка… Эндрю… Фидо?.
Результат положительный, если малыш находит хотя бы одного человека (или животное) из тех, о ком его спрашивают.
Как учить.
Если ребенок не находит человека, о котором вы его спросили, пусть этот человек сам назовется (или если это животное, на него нужно указать). Повторите имя еще раз и — Посмотри, вот Фидо или Я — бабушка.
Дайте малышу возможность показать, что он может найти названного человека без чьей бы то ни было помощи.
Закрепление и развитие умения.
Можно продолжать играть подобным образом, пока все родные и друзья, а может быть, и некоторые другие люди не будут узнаватся ребенком. В Центре Маккуэри педагоги играют в эту игру с детьми младшей группы, помогая им запоминать имена друг друга. При этом они поют песенку:
Где, о где малышка Сара?
Кто нам скажет, где она?
ВР.Б.21. ДАЕТ ПРЕДМЕТ ГОВОРЯЩЕМУ В ОТВЕТ НА ЕГО ПРОСЬБУ
Давая предмет или указывая на предмет (о последнем речь пойдет в параграфе ВР.Б.22), мы как бы сообщаем, что выполнили задание — выбрали один предмет из нескольких. Вероятно, вы уже не раз выражали свою просьбу словом дай и сопровождали это слово жестом.
Многие маленькие дети в ответ на просьбу: Дай! поспешно и с некоторым злорадством убирают то, о чем их просят, куда-нибудь подальше! Если то же происходит и с вашим ребенком, значит ему необходимо дать понять, что можно давать друг другу разные вещи, весело играя, и что подобная просьба вовсе не свидетельствует о вашем желании лишить его запретного сокровища.
Как оценить.
Материалы: Любая игрушка.
Способ: Когда малыш держит игрушку, привлеките его внимание к себе и скажите: Дай мне ее!. Не протягивайте руку к игрушке. Сделайте три попытки.
Результат положительный, если ребенок дает вам игрушку хотя бы два раза из трех.
Как учить.
Учить следует в процессе игры, когда вы и ваш малыш даете друг другу что-то по очереди: Дай мне это!, А теперь я дам тебе это.
Если нужно, физически помогите ребенку сделать первые два хода, а потом предоставьте ему возможность самостоятельно дать вам игрушку.
Продолжайте заниматься до тех пор, пока малыш не научится давать вам предмет по первому вашему требованию.
Игровое время и участие в работе по дому..
Для отработки обсуждаемого умения можно наряду с игровыми использовать естественные бытовые ситуации. Пусть малыш помогает вам, например, готовить. Можно дать ему подержать что-то, что вскоре вам понадобится. Когда этот момент наступит, скажите что-нибудь, вроде: А вот теперь мне нужен… Дай мне….
Следует иметь в виду, что иногда, давая вам ту или иную вещь просто так, ребенок тем самым призывает вас вступить с ним в контакт, поиграть. Такой жест общения очень важен. Ответьте на него, проявите живой интерес к тому, что он вам дал.
Закрепление и развитие умения..
Другие разделы книги Восприятие речи предполагают отработку и развитие данного умения. Нужно отметить, что это умение, как и то, что рассматриваемое в параграфе ВР.Б.22, являются необходимыми предпосылками для того, чтобы перейти к группе ВР.В — Умение выбирать из нескольких предметов и картинок то, что нужно.