Перерыв: 10 минут
Упражнение “Без ведущего”.
Цель: исследование процессов, возникающих в группе, когда она остаётся без руководителя.
Процедура: тренер объявляет о том, что сейчас будет проходить обсуждение, но он не будет заниматься управлением. Затем оговаривается время начала и окончания обсуждения, после чего группа предоставляется самой себе. Группа оказывается в таком положении, когда она просто вынуждена самостоятельно искать и находить способы организации обсуждения, не получая при этом никакой помощи со стороны тренера.
Групповое обсуждение:тренер просит высказаться всех участников по очереди о том, что помогло им выполнить это упражнение.
Время проведения 25 минут.
Упражнение “Описания”.
Цель: развитие умения делать чистые описания
Процедура: все участники разбиваются на пары, и члены каждой пары садятся друг напротив друга. Тренер выдаёт каждому участнику по какому-либо предмету. Каждого участника просят описать своему партнёру полученный предмет, не оценивая его при этом и даже не рассказывая о его назначении. Затем происходит смена ролей, предмет начинает описывать тот, кто слушал.
Задача участников – как можно более полно и детально описать полученные предметы.
Групповое обсуждение. “Что Вы почувствовали? О чём думали? Что хотелось сделать, сидя на стуле? Какие чувства и мысли вызывали у Вас высказывания членов группы о предполагаемом будущем?”.
Время проведения 25 минут.
9. Перерыв30 минут.
10. Упражнение «Сочиним сказку…»
Цель: развитие креативности, пробуждение архетипических ресурсов.
Процедура: Ведущий: «Положите перед собой лист бумаги. Давайте на несколько минут погрузимся в удивительный мир сказки. Каждый из вас знает огромное количество сказок. Они очень разные и по содержанию, и по языку. Но наверное, есть такие слова или словосочетания – устойчивые обороты, которые встречаются почти во всех или во всяком случае во многих сказках. Пожалуйста, запишите в столбик такие слова, желательно существительные или устойчивые словесные обороты, которые, как вам кажется, часто можно встретить в сказках. Таких слов или словосочетаний должно быть ровно 7 – вы ведь знаете, что 7 – это магическое число во многих сказках. Не надо подвергать всплывающие в памяти слова жесткой цензуре, пусть будут записаны те, которые пришли вам в голову именно сейчас.»
Ведущий: «Теперь напишите любой другой набор на произвольную тему».
Когда у каждого участника есть по два набора слов, группе предлагается разбиться на две подгруппы и приступить к написанию сказки.
Групповое обсуждение. Рассматривается каждая сказка и сравнивается с реалиями в жизни.
Время проведения 80 минут.
Упражнение «Описание чувств».
Цель:выработать умение вербализировать свои чувства.
Процедура.Каждый участник описывает свои чувства, возникающие при групповой встрече. Кроме точного названия к своему чувству, важно точное отражение степени выраженности данного чувства. Например: чуть-чуть раздражает, сильно раздражает и т. п.
Время проведения 20 минут.
Подведение итогов работы за день, домашнее задание.
Время проведения 10 минут.
13. Заполнение участниками анкет по исследованию динамики развития группы.
Время проведения 10 минут.
Общее время проведения 6 часа.
Третий день.
Цель: активизация и усвоение всей полученной информации.
1. Участники группы заполняют анкету участника группы выданную, предварительно, тренером.
Время проведения 10 минут.
Упражнение «Приветствие».
Цель: активация работоспособности и снятия напряжения в начале работы.
Процедура: участники встают в круг. Тренер находится в центре: “Возьмитесь за руки. По моей команде, Вы поднимете руки вверх со словами: “Я о’кей!”. Затем Вы опустите руки. Вновь поднимаем руки со словами: ”Мы все о’кей!”. Опять опускаете руки. Снова поднимаете руки и говорите: ”Я в порядке!”. Руки вниз. Руки вверх вместе с фразой: ”Мы все в порядке!”.
Это упражнение проводится 2 — 3 раза подряд.
Групповое обсуждение. После того как упражнения будут завершены, тренер обращается к каждому участнику группы с вопросом: “Что вы чувствовали во время проведения упражнения? Что вы чувствуете сейчас?”.
Время проведения 10 минут.
3. Упражнение«Пожелание» часть I.
Цель: подведение итогов и завершение работы.
Процедура. Каждый участник пишет на листке бумаги какое-либо пожелание, сворачивает листок и кладёт его в центр комнаты. Когда все участники напишут свои пожелания, они встают в круг и любуются множеством пожеланий в центре.
Время проведения 10 минут.
Упражнение «Кто я?».
Цель: актуализация “Я — состояний” в прошлом, настоящем и будущем, активизация самосознания.
Процедура: группа делится на тройки или четвёрки и рассаживается в кружки. Расстояние между группами должно быть не менее 1,5 — 2 метров. Участникам даётся инструкция: в группе выберите того, кто будет начинать упражнение. В кругу Вам необходимо последовательно обмениваться предложениями. Начинать фразу нужно с определённых слов, которые я сейчас назову. Упражнение будет состоять из трёх серий, начинать или заканчивать которые Вы будете по команде.
Серия 1. “Раньше я…”
Серия 2. “На самом деле я…”
Серия 3. “Скоро я…”
Тренер может, с целью стимуляции работы в группах, дополнить инструкцию словами: “не думайте над окончанием фразы, говорите первое, что прийдёт в голову”, “если затрудняетесь что-то сказать быстро, сразу передавайте ход следующему участнику”.
Групповое обсуждение: тренер спрашивает каждого “Какие чувства вызвало это упражнение? Что далось труднее и что легче при выполнении упражнения? В какой серии испытывали наибольшие затруднения?”