кое значение для учителя и будет ему действительно необходима и полезна. Важно при обсуждении проблемы с учителем воссоздать картину психологической обстановки, окружающей ребенка в школе и дома, т. к. именно это может быть причиной возникновения учебной проблемы, а также сильно влиять на ее проявления и выбор пути ее решения. Порядок обсуждения учителем и логопедом Учебной проблемы ребенка ниже представлен в виде схемы. Эту схему удобно использовать и как основу диагностической карты по данной проблеме. Схема анализа учебной проблемы ребенка (для учителя и логопеда) |
Предмет, по которому ребенок не успевает |
Чему не получается ребенка научить? |
Как объясняли принцип выполнения задания?
Т
Каков алгоритм действий при выполнении задания/
Как ребенок должен комментировать алгоритм в процессе выполнения?
Т
Как учили ребенка проверять результат выполнения задания?
Понял ли ребенок суть принципа или заучил формулировки?
Как действует ребенок при выполнении задания?
т |
Ваши действия,
чтобы добиться
понимания
Как ребенок комментирует свои действия/
т
Как ребенок проверяет результат выполнения задания?
Выявление потребности ребенка в учебном времени (вопросник для учителя)
1. Успевает ли ребенок усвоить материал за то же время, что и основная масса учащихся данного класса?
2. Если ученик не успевает, насколько больше, чем остальным, ему требуется времени?
3. На что именно ему требуется больше времени:
• Понять новое, усвоить принцип?________________
• Отработать на практике (формирование навыка)?
• Автоматизировать навык? ________________________
Выявление потребности ребенка
В дополнительном внимании
(вопросник для учителя)
1. Требует ли ученик от учителя дополнительного внимания к себе на уроке (что-то переспрашивает, просит подойти, посмотреть…)?_____________________
2. Что конкретно он обычно переспрашивает, просит посмотреть:
• Инструкцию перед выполнением задания?___________
• В процессе выполнения задания?___________________
• Результат?_______________________________________
3. Что будет, если вы не уделите ребенку дополнительно
го внимания, о котором он просит?__________________
• Как он будет реагировать?_________________________
• Каков будет его результат работы?__________________
*• Можете ли вы в результате наблюдений за ребенком
установить причину потребности в дополнительном внимании?
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ
Взаимодействие логопеда и учителя
5. Достиг ли ребенок того учебного уровня, который был запланирован на определенный срок. |
Определение у ребенка мотивации в учебной деятельности (вопросник для учителя)
1. Охотно ли ребенок обычно занимается по предмету?
2. Какого рода задания больше всего не любит выполнять ученик?
3. Связано ли нежелание ученика выполнять задания с трудностью их выполнения?
4 Подумайте, каким способом вы могли бы повысить интерес ребенка к выполнению таких заданий.
Выбор метода. |
4. Какими способамиученик может преодолеть трудности в обучении?
Провести анализ учебных умений и навыков (тест, контрольная работа и т. д.).
ВЫРАБОТКА УЧИТЕЛЕМ И ЛОГОПЕДОМ СОВМЕСТНОГО
ПЛАНА ДЕЙСТВИй