Задачи корригирующей гимнастики

Двигательный стереотип (динамический стереотип) — устойчивый индивидуальный комплекс безусловно рефлекторных двигательных реакций, реализуемых в определенной последовательности в обеспечении позно-тонических функций (походку, почерк, осанку и др.).

Понятие введено И.П. Павловым в 1932 году.

ОСНОВНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

ОПОРОСПОСОБНОСТЬ (стояние) — ПЕРЕДВИЖЕНИЕ (ходьба) — МАНИПУЛЯЦИИ (хват) —

КОММУНИКАЦИИ (мимика)

Нарушаются вначале статические, а только затем динамические характеристики двигательных стереотипов

Осанка –привычная поза, которую человек принимает стоя или сидя без излишнего мышечного напряжения.

Отклонения от правильной осанки принято называть нарушением, или дефектом осанки.

Наиболее часто нарушения осанки формируются в периоды их бурного роста (6–7 и 11–13 лет у девочек, 7–9 и 13–15 лет у мальчиков).

Признаки правильной осанки:

  • — среднее положение линии остистых отростков;
  • — нормальные физиологические кривизны позвоночника;
  • — углы лопаток расположены на одной горизонтальной линии, сами лопатки – на одинаковом расстоянии от позвоночника, прижаты к туловищу;
  • — симметричность треугольников талии (пространство между боковой поверхностью тела и внутренней поверхностью свободно опущенной вниз руки);
  • грудная клетка симметрична относительно средней линии, при осмотре спереди и сзади не имеет западений или выпячиваний. Как правило, молочные железы у девушек и соски у юношей находятся на одном уровне;
  • — симметричен живот, брюшная стенка вертикальна, пупок находится на передней срединной линии;
  • — угол наклона таза находится в пределах 35-55°. Он меньше у мужчин, чем у женщин.

Виды дефектов осанки (по Wagenhaeuser)

Нарушение осанки в сагиттальной плоскости

  • Сутулость
  • Круглая спина
  • Плоская спина
  • Плоско – вогнутая спина
  • Кругло – вогнутая спина

Нарушение осанки во фронтальной плоскости — асимметричная осанка

Задачи корригирующей гимнастики

Норма 2 – плоская спина 3 – круглая спина 4 – сутулая спина

Задачи корригирующей гимнастики

ТЕСТ НА СКОЛИОЗ

  • Внимательно осмотрите ребенка — нет ли у него видимых на глаз деформаций скелета.
  • Понаблюдайте — нет ли у ребенка таких признаков: когда он лежит, спина ровная, а если встает кривая, или одно плечо выше другого.
  • Посмотрите, когда ребенок стоит, — нет ли у него деформации окошек (пространства между опущенными вдоль боков руками и самими боками).
  • Прощупайте у основания его шеи выпирающий остистый отросток VII шейного позвонка. Возьмите любой грузик на ниточке (отвес) и, приложив к этому выступающему месту, посмотрите: если отвес проходит ровно вдоль позвоночника, и далее между ягодичными складками — все в порядке.

При деформации отвес, как правило, проходит мимо ягодичной складки. Это признак неуравновешенного сколиоза, он может прогрессировать, формируется так называемая вторичная дуги для равновесия — искривление позвоночника. При этом образуется S-образный сколиоз. Попросите ребенка нагнуться и посмотрите сзади — не выпирает ли одна из лопаток и не формируется ли реберный горб. Если вы сомневаетесь (особенно при незначительной деформации), проверьте себя испытанным приемом – при помощи зеркала. В том же положении, что и в предыдущем пункте, рассматривайте ребенка в зеркале — деформация сразу станет заметной.Если вы обнаружите на спине в области позвоночника ограниченные участки слегка усиленной пигментации кожи (ток называемые кофейные пятна) — это тоже должно насторожить: в 99% случаев такое пятно указывает на какую-то патологию позвоночника, причем как раз в месте расположения пигментации. Сколиоз часто даст различные осложнения, особенно со стороны опорно-двигательного аппарата и внутренних органов. Сколиоз, чаще всего сочетается с плоскостопием и слабостью связочного аппарата.

Оптимальный двигательный стереотип (ОДС) – относительно устойчивое индивидуальное своеобразие движений и положений тела, обусловленного функциональной двигательной системой, интегрирующей генетические структурно-функциональные свойства с приобретенными в течение жизни особенностями опорно-двигательного аппарата.

Заболевания позвоночника и смежных с ним структур могут сопровождаться различными отклонениями от ОДС в виде неоптимального (временного, стойкого) его варианта разной степени.

Индивидуально двигательный стереотип формируется под влиянием разнообразных факторов внешней и внутренней сред, имеющих отношение к становлению моторики.

Эти факторы могут быть закономерными и случайными: вспомним школьника, склонившегося над низким столом и проводящего многие часы учебы в этой позе, лишенного своевременной педагогической поправки.

В последующем накопившиеся двигательные ошибки суммируются с неизменно наступающими возрастными изменениями в осанке подростка, что в итоге способствует фиксации патологической цепи ошибок в формировании осанки, пластики, ловкости.

Подобных ситуаций достаточно в профессиональной деятельности, когда люди с правильно сформированной моторикой в нерациональной рабочей позе подвергают двигательный стереотип проверке на устойчивость с нередкими потерями.

Оценка неоптимального двигательного стереотипа (НДС):

1-я: движения сопровождаются включением избыточного числа мышц разных регионов опорно-двигательного аппарата и отличаются некоторой неэстетичностью;

2-я: умерено выраженные своеобразные позы и положения отдельных частей тела, сопровождающиеся перераспределением нагрузки в соответствующем регионе опорно-двигательного аппарата, а также в функционально с ним связанных регионах;

3-я: значительно выраженное своеобразие позы, положения тела и перераспределения нагрузки при деформации в отдельных регионах опорно-двигательного аппарата.

Этапы развития патологических состояний:

1-й – донозологический этап, характеризуется функциональным напряжением обусловленным индивидуально неадекватными физическими нагрузками на определенный регион опорно-двигательного аппарата;

2-й – функциональной недостаточности, когда напряжение сменяется перенапряжением с развитием предболезни со стадиями истощения и специфических изменений;

3-й – этап дистрофического процесса в опорно-двигательном аппарате (остеохондроз и деформирующий артроз).

Задачи корригирующей гимнастики

Кифотическая осанка

Растянуть — m. intercostalis, mm. pectoralis major и minor, m. serratus anterior

Укрепить — m. erector spinae, m. trapezius, m. levator scapule, m. rhomboideus, m. infraspinatus

Лордотическая осанка

Растянуть — mm. ileopsoas, m. erector spinae, m. quadratus lumborum, mm. interspinales

Укрепить — m. gluteus maximus, mm. biceps femoris, m. semimembranosus, m. semitendinosus, m. gracilis,

mm. rectus abdominis

Асимметричная осанка

Растянуть — мышцы туловища на стороне вогнутости деформации

Укрепить — мышцы туловища на стороне выпуклости деформации

Фитбол от сутулости. Упражнения на гимнастическом мяче. Мяч для фитнеса


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: