Задание № 3. наблюдение и анализ проведения нод по словарной работе.

Методические рекомендации по выполнению заданий на производственной практике

МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

Тема 2.3 Методика развития словаря

Задание № 1. Наблюдение и анализ проведения совместной деятельности – игр по

Словарной работе.

Рекомендации по оформлению фотозаписи игры:

-Название игры

-Цель

-Программное содержание

-Материал

-Организация

-Ход

Таблица для оформления фотозаписи игры

Этапы Время Взаимодействие педагога с детьми Приемы, примечание
воспитатель дети
1.Организационный
2.Мотивационно-побудительный
3.Сообщение названия, цели, игровых задач игры
4.Обяснение содержания, правил игры, показ игровых действий
5.Руководство игрой — роль педагога в игре, приемы словарной работы, указания к выполнению игровых действий, оценка речевых высказываний
6.Подведение итогов игры – от цели и задач, использование приемов рефлексии

Вопросы для анализа:

1.Прием привлечения детей к игре, его целесообразность

2.Определение цели и программных задач игры, их конкретность и реализация в ходе игры

3.Сообщение название игры, понятность формулировки для детей игровой задачи.

4.Конкретность изложения содержания, четкость объяснения правил игры, пример игровых действий, ответов детей

5.Вариативность приемов контролирования за взаимоотношениями детей в игре, речевыми высказываниями, обогащением активного словаря

6.Использования объективной оценки результатов игры, приемов рефлексии и ситуации успешности для детей

Задания №2 Выявление сформированности лексической стороны речи

Цель: определить содержание количественного и качественного словаря

Дошкольников

Задача: выявить умения-

1) называть слова, обозначающие предмет и его части (в соответствии с взятой темой) и отвечающие на вопросы Кто это? Что это? – имена существительные;

2) назвать слова, обозначающие признаки, качества предмета, его части, отвечающие на вопросы Какой? Какая?(пушистый, круглый, красивая и т.д.) – имена прилагательные;

3) называть глаголы, обозначающие движение, состояние предметов, отвечающие на вопросы Что делает? Что можно с ним делать?;

4) употреблять обобщающие слова Как одним словом их назвать?

(одежда, игрушки и т.д.);

5) понимать противоположные значения слов связанных с выбранными предметами Какой? А наоборот?(большой – маленький, громко – тихо и т.д.- подобрать 5 пар).

Содержание:

-Выбрать лексическую тему («Игрушки», «Посуда»-мл.гр., «Одежда», «Обувь»-ср.гр.,

«Транспорт», «Головные уборы»-ст.гр., «Мебель», «Инструменты»-подг.гр.

-Подобрать 2,3 предмета или картинки в соответствии с темой

-Пригласить к общению одного ребенка

-Ответы ребенка оформить в таблицу-(+наличие,—отсутствие, другое обозначение записать)

-Сделать вывод об уровне владения ребенком лексической стороной речи по конкретной

лексической теме: 1уровень-100%(все предметы и части обозначил словами),

2уровень-70-80% слов

3уровень-30-40% слов

Таблица результатов диагностики лексического запаса ребенка

Имя, возраст ребенка Лексическая тема
существительные глаголы прилагательные обобщающие слова проценты выводы
Предмет
Части предмета
Противоположности

Задание № 3. Наблюдение и анализ проведения НОД по словарной работе.

Рекомендации по оформлению фотозаписи НОД:

-Название и вид НОД

-Цель

-Программное содержание

-Материал

-Организация

-Ход

Схема фотозаписи занятия:

Содержание этапов Критерии +
1.Вводно- организационный: -дидактическая и техническая оснащенность -подготовка педагога к НОД -приемы организации детей на НОД -наличие и разнообразие материалов, оборудования; -удобство их размещения; -соответствие эстетическим и гигиеническим требованиям; -соответствие возрасту и интересам детей. -наличие конспекта; -соответствие образовательных, развивающих и воспитательных задач теме, возрасту и уровню развития детей; -психологический настрой на деятельность через игровые приемы (персонаж, письмо, картинка, слайд, приглашение.) -создание атмосферы заинтересованности через познавательную ситуацию (вопросы, обсуждение, проигрывание ситуации, поиск, предположения…)
2.Мотивационно-побудительный: -создание проблемной ситуации (противоречия, затруднения, столкновения, недоумения, неумения, невозможность, ограниченность) -постановка перед детьми цели познавательной и речевой деятельности -мотивация поставленной цели -формулировка проблемы: -от имени героя (надо ему что-то сделать, но не знает как..); -от имени других детей -младших, старших, знакомых, соседей, друзей-(хотят что-то узнать, а не знают где, как.). —что будут делать, -чем будут заниматься; -зачем это будут делать, -для кого, с какой целью;
3.Основной: -А)информационно- аналитический (актуализация знаний, анализ визуальной и текстовой информации) -Б)практический (практическое решение проблемной ситуации, исполнительские действия) -рассматривание предметов, картин; -введение новых слов, объяснение их этимологии; -уточнение и активизация словаря; -чтение литературной информации о предметах; -организация общения но поводу проблемной ситуации; -повтор, проговаривание слов; -внесение познавательного материала, показ «обычных» предметов в необычном ракурсе; -вопросы, их точность, разнообразие формулировок; -схемы, символы
4.Результативный-рефлексивно-оценочный: -подведение итогов -оценка результатов -деятельности детей -стимулирующая оценка речевых и коммуникативных умений -аргументированная оценка -самооценка -вариативность приемов оценивания
5.Рефлексивно- побудительный: -настрой на продолжение познавательной деятельности в совместной и самостоятельной деятельности -предложение педагога рассказать родным, друзьям -предложение создать что-то по теме

Вопросы для анализа НОД:

1.Соответствие содержания этапов НОД основным критериям:

2.Грамотность формулировки программных задач, их реализация в ходе НОД

3.Речевая активность и интерес детей в ходе всех этапов

4.Форма организации детей, ее соответствие типу НОД, этапу обучения, деятельности детей при выполнении заданий

5.Деятельность педагога: эмоциональность, умелое руководство мыслью детей, направление ее в нужное русло, умение поддержать и направить интерес к содержанию НОД; интерес к речи детей, оценка речевой деятельности детей.

6.Речь детей: активность, правильность, соответствие нормам.

7.Выводы, предложения по усовершенствованию приемов организации и проведения НОД

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе \


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: