Где и сколько у нас чувствительных нервных окончаний (на поверхности тела)?
Оказалось, холодовых — 300 тысяч, а тепловых — 30 тысяч. (Кстати, на
подошвах холодовых тоже в 6 раз больше, чем тепловых!) Почему? Зачем это
Природа одарила нас таким количеством рецепторов к холоду? Она спасает всех
животных таким же образом — зайцев, волков, медведей (всех, кто ходит
босиком по снегу зимой). Я проверял у своих детей, какова температура
подошвы и стопы с помощью электрического безынерционного термометра — он
сразу дает показания. Оказалось, температура стопы и подошвы всегда равна
температуре пола в помещении. Например, у нас она равна 20~C — соответственно
такой же будет температура подошв.
Холодно тебе? — спрашивает наша бабушка Аню.
Нет, — и побежала. А бабушка: Она еще маленькая и не понимает, что у нее
замерзли ножки. Тогда я спрашиваю старших своих ребят: Холодно босиком? —
Нет, не холодно, не чувствуем холода.
Оказывается, когда босые ноги холодны и вы так, босиком, ходите постоянно, то
они не мерзнут, такого ощущения нет. Поэтому и пес бегает всю зиму босиком,
и у него лапы не мерзнут. Если, к примеру, измерять температуру подушечек его
лап, то она тоже будет равна температуре почвы: на почве 12~C — у него на
подушечках 12~C, на почве 5~C, и у него 5~C, а вот при минусовой температуре
у него на подушечках всегда 0~C. При нуле не тает снег и лед и, значит, не
мокнут лапы, и кровь при нуле не замерзает (она соленая), а нормально
функционирует и питает лапы собачьи.
Смотрите, как разумна Природа. Так вот дайте же возможность работать этим
самым терморегуляторам у вас и ваших детей.
Есть и такие терморегуляторные механизмы. Если вы долго купаетесь летом, кожа
становится гусиной — это термоадаптивная реакция. А выйдете на берег —
дрожите, зуб на зуб не попадает (вы потеряли много тепла, и не успели еще его
создать). И начинаете прыгать — греться. То есть поддерживаете постоянную
температуру внутри тела. К чему я веду. Реакции адаптивные надо поддерживать,
чтобы они функционировали.
Когда ребенок не испытывает перепадов температуры (а мы привыкли постоянно
держать его в тепле), у него все терморегулирующие реакции будут отмирать.
Как результат: открытое окошко — и простуда.
Как мы поступали со своими детьми?
Во-первых, до всего доходили сами. Как бы все на ощупь шли. Сначала ребят
только дома пускали босичком: все дошкольное детство (зимой и летом). При
этом делал я следующее. Спит кто-то из них под одеялом, а я меряю там
температуру: она 32-33~C — термокомфорт, блаженство. В этих условиях организм
отдыхает, сердце очень медленно работает, потерь тепла нет, теплоотдачи нет.
Утром (я специально записал этот случай, потому что удивил он меня)
вскакивает шестилетняя Любашка, спускается (они у нас спят на втором этаже)
вниз и — на улицу, потому что не было в доме теплой уборной. Прибегает: Ой,
как в доме тепло, хорошо!
Я смотрю: она, как была в одних трусиках, так и на двор, а там минус 31~C (ну
был такой день в Подмосковье). Понятно, думаю, почему ей тепло, хорошо,
хотя в комнатах около 20~C. А теперь смотрите, сколько температурных
перепадов испытала Люба: комфорт под одеялом 32~C, в комнате 20~C, на улице
минус 31~C. Значит, перепад составил 63~C. И это буквально за 2-3 мин. Вот
это, очевидно, нормальный перепад, на который должен настроиться организм и
работать в нем.
В медицинской литературе предлагают такой способ закаливания: нагрейте воду
до 34~C, опустите в таз губку, отожмите ее, выньте из-под одеяла обтираемую
часть тела… Так и написано, буквально почти цитирую, это из сочинений
академика Студеникина, а я выучил наизусть. Смех да и только, когда по
частям вынимают из-под одеяла ребенка. Но не в этом главное, а в другом.
Цитирую дальше: через 5-7 дней снизить температуру на один градус, т.е.
вместо 34~C вода должна быть 33~C (!). В природе не бывает перепада
температуры за неделю в 1~C. Не найдешь такого явления. Вот описанный выше
случай с Любой от плюс 32~C до минус 31~C — есть!
А теперь вопрос: что это — закаливание? И что будет с вашим ребенком, если
следовать советам академика Студеникина?
Ну… когда-нибудь над этим вопросом, надеюсь, задумаются. А сейчас все и все
принимают на веру, друг у друга переписывают советы эти по закаливанию.
Только один врач пишет, что через три дня следует снижать температуру воды на
1~C, другой — через четыре дня, третий — через неделю, а все, как говорится,
хрен редьки не слаще. Никакой закалки, конечно, тут не будет.
Очень часто меня спрашивают: как же так случается — вот закаливали ребенка, а
он вдруг заболел? Дело в том, что болезнь может быть связана с совершенно
другими факторами: с тем, как ваш сын или дочь одеты, как двигаются, как вы
их кормите. Есть, на мой взгляд, и чисто психологический секрет: ваше
родительское убеждение в том, что он болен и насколько сильно.
Так же дело обстоит и с пребыванием в яслях и детских садах и частыми
болезнями детишек, их посещающих. И дело, оказывается, не в системе
закаливания, а совершенно в другом. Необходимо только внимательней относиться
к своим детям.
Одна моя знакомая, врач, рассказала такой случай. Вызывают ее к
второкласснику, мальчику 8 лет. Каждый день у него перед уходом в школу
температура поднимается до 38,3-38,5~C. А по всем симптомам совершенно здоров
парень. Но врач нашлась и предложила: А может, отправить его на неделю к
бабушке? Но, мама, вы чтобы туда ни шагу всю неделю. (Бабушка через два
квартала жила.) Пока мальчик у бабушки находился, никакого повышения
температуры не было, и со школой все в порядке. Вернулся домой, в первый же
день температура подскочила до 38,3~C перед уходом в школу. Причина? Мама со
страхом ждала этой температуры! Этого оказалось достаточно, чтобы у мальчика
по утрам подскакивала температура.
А теперь вернемся к проблеме закаливания. Весь первый год старайтесь держать
малыша в основном в одних трусишках. Ну, рубашонку наденьте. Но ножки должны
быть босыми все время — и днем, и ночью. А после года, когда ваш ребенок
пойдет, на мой взгляд, ни одна закаливающая процедура рядом с хождением
босиком поставлена быть не может по силе воздействия. Знаете почему? Из-за
продолжительности и постоянства. Закаливающая процедура длится 5-20 мин, и
перестройка организма будет пустяковой, а здесь, когда малыш целый день ходит
босиком, длительность и постоянность сыграют положительную роль.
И еще одно. Вопрос укрепления иммунитета ребенка. Тем, что вы позволяете
работать терморегуляторным механизмам вашего малыша — от комфортного
состояния под одеялом, комнатной температуры и выскакивания на улицу или
балкон, — вы заставляете его ощущать этот перепад. Где-то я прочитал, что
результаты закаливания ребенка держатся всего-навсего 5-7 дней. Если вы через
5 дней начнете его кутать, — все к черту. Вся его закалка, и все ваши
завоевания полетят в тартарары.
Ко мне не раз обращались с вопросом: Если ребенок болеет, нужно ли
прекращать закаливание по вашему методу? Для начала расскажу об одном
эксперименте. В Воронеже группе из 15 студентов предложили в течение 10 дней
в определенном месте и в обусловленное время (был подписан договор, всех
ждало вознаграждение) стоять на холодном бетонном полу босиком по 15 минут. В
первый же день некоторые сопатили. На другой день все поголовно пришли с
насморком. А их приводят опять в подвал и говорят: Разувайтесь! — Да вы
что! Мы же больные все! Нам же нельзя! — Нет, ребята. Эксперимент.
Разувайтесь! Договор подписали? — Подписали. — Разувайтесь! И так каждый
день. На четвертый день один из них сказал: А у меня все прошло — не чихаю и
не кашляю… На девятый день у последнего насморк как рукой сняло. Вы
понимаете? Произошла перестройка организма, его адаптация к новым условиям.
Этот эксперимент лишь подтвердил мои мысли.
Я уже говорил ранее о питании на первом году жизни младенца. О рекомендациях
врачей докармливать малыша при недостатке грудного молока. Эти советы их
неубедительны. Мало молока — все равно не соглашайтесь, если хотите сохранить
ребенку здоровье. Добавки смесей угнетают бифидусфлору (микрофлору
кишечника), и у ребенка ухудшится пищеварение, будет пучить животик, а тут
слезы, капризы, разом все прочие неприятности.
Сколько же времени следует держать малыша на грудном молоке? Французские
специалисты считают, не менее трех месяцев, профессор Аршавский — не менее
шести. Но есть и такое мнение — не менее девяти месяцев (плюс вода). Я же
утверждаю (и уже говорил об этом) — до первого зуба. Первый зуб — это сигнал,
что молока не хватает. А природа выпустила зуб, чтобы что-то еще добавить в
рацион малыша. Он уже сможет скоблить, кусать. Пожалуйста, давайте ребенку
смеси, пюре — все, что угодно, они ему не повредят! Но помните: надо давать
работу только что прорезавшемуся зубу. Как говорят в в народе, давать на
зубок (и сухарик, и яблочко, и морковку) .
Когда нашей внучке было месяцев десять, она вспарывала пальчиком кожуру
банана (по длинному волокну), потом доставала оттуда мякоть и ела. Так вот
ребенок в десять месяцев может сам добывать себе пищу! А Анюта в восемь
месяцев обкусывала маленькое яблочко, еще зеленое, крепкое-крепкое. Она
вонзала два своих зуба в яблоко, оттуда сок кислый брызжет, ей приятно. И это
совершенно нормально. Так и должно быть. А бабушка в крик: Брось, брось эту
гадость! Ну что будешь делать с бабушкой? Она не понимает, что Надюша не
только себе витамины добывает из этого яблочка (там чистая аскорбиновая
кислота), но и делает себе своеобразную иммунную прививку, потому что взяла
яблочко прямо с земли, где бактерий всяких сколько угодно.
Мне бы хотелось рассказать о проблеме диатезов и аллергий. А она связана с
питанием малыша на первом году жизни. Сейчас у многих детей на все
аллергическая реакция: на апельсины, на шоколад, на запахи, на пыль… На что
только нет аллергий. И больше всего на пищевые продукты. Вы не хотите
мучиться от этой ерунды, делайте реальное дело: не лишайте новорожденного
молозива, кормите как можно дольше грудным молоком.
Вам, наверное, никогда не доводилось заглядывать в рекомендации медперсоналу
родильного дома? Есть там такой пункт #18: Искусственников, склонных к
аллергиям, в 10 раз больше, чем естественников. Вот и весь секрет. Если
хотите, чтобы ребенок у вас с аллергиями и диатезами не знался, мамы, кормите
его сами. Как только начнете докармливать смесями, откроете дорогу этим
недугам. А они, естественно, тормозят физическое развитие ребенка, да и не
только физическое — умственное, как теперь принято говорить,
интеллектуальное…