Самоопределение (мотивация) к учебной деятельности.
— Подумайте, что нам необходимо для успешной работы на уроке? (внимание, знания, дружба, умение правильно выражать свои мысли и т. д.)
— Предлагаю пожелать друзьям удачи, пожмите друг другу руку.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
А) Задание «Соображалки». Индивидуальная работа по карточкам.
— Многие из вас очень наблюдательны, умеют сравнивать. Перед вами таблицы с изображением растений и их веточек с плодами. Соедините карандашом растение с его веточкой и напишите его название (2 ученика работают у доски).
— Проверим работу. Что объединяет эти растения? (это деревья) Разделите деревья на 2 группы. Какие группы получились? (лиственные и хвойные деревья)
Б) Речевая разминка. Рабочая тетрадь с. 43
— Объясните, почему так говорят: «Ёлочка-иголочка» (слайд № 1);
«У сосны листочки-хвоинки» (слайд № 2);
«Зимой и летом одним цветом» (слайд № 3). О чём эта загадка? (о хвойных деревьях: сосне и ели)
Тема, цели.
— Чему же будет посвящён наш урок? Какова его тема, цели, сформулируйте. (слайд № 4)
Постановка учебной задачи.
— Каким же цветом ель и сосна круглый год? Почему? (слайд № 5) Эти деревья никогда не сбрасывают свою зелёную хвою. Согласны с этим?
— На самом деле, ребята, конечно, ель и сосна тоже сбрасывают хвоинки, но делают это медленно, постепенно, старые опадают, новые сразу вырастают.
— Мы узнали, почему хвойные деревья зелены всегда. Как вы считаете, ребята, все хвойные растения одинаковы или существуют различия? (слайд № 6) Определим кто прав, в ходе практической работы.
Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).
Практическая работа в группах по 4 человека (веточки и шишки сосны, ели) по заданиям учебника с. 97, обсуждение вопросов.
— Какие правила работы в группе (паре) мы будем соблюдать? (1.работать должны оба; 2.своё несогласие высказывай вежливо; 3.если не понял – переспроси;4. один говорит другие слушают)
План работы: Слайд
1) Положите пред собой веточки ели и сосны.
2) Рассмотрите веточку ели. Есть ли на ней какие-нибудь листья? Потрогайте ее. Какая она на ощупь? Есть ли у нее запах?
3) Рассмотри веточку сосны. Чем она покрыта? Какая на ощупь? Есть ли запах? Какой?
4) Сравни веточки ели и сосны. Есть ли на них шишки? Чем похожи? Чем отличаются.
— Сделаем вывод(ребята по очереди высказываются):
Похожи: иголки, запах, цвет. Есть шишки.
Отличаются: хвоинки разной длины, у сосны по 2 хвоинки из основания, оттенки цвета отличаются, шишки разные по форме.
— Скажите, а у какого дерева хвоинки более мягкие?
Физминутка:
Во дворе стоит сосна
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Ветки гнуться взад, вперёд,
Ветер их качает, гнёт
Будем вместе приседать:
1, 2, 3, 4, 5.
Мы размялись от души
И за парты вновь спешим.
5. Первичное закрепление. Слайды
— Рассмотрите и назовите хвойные деревья. (лиственница, кедровая сосна, пихта, туя, ель, сосна,) Приходилось ли вам наблюдать эти деревья? У ели ствол тёмно-коричневый, ветки густые, раскидистые. Ели растут близко друг к другу, поэтому в ельнике темно и прохладно. У людей ель пользуется особой любовью. В новогодний праздник ёлки украшают красивыми игрушками. Из еловой древесины делают музыкальные инструменты, мебель, бумагу.
Сосна светолюбивое растение, тянется к свету, поэтому ветки расположены на самой верхушке. Ветки сосен пропускают много света, поэтому в сосновом лесу светло и сухо.
— Кто знает, что это за дерево?
Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки.
Но в отличие от ёлки –
Опадают те иголки. (лиственница)
— Среди хвойных есть необычное дерево, сейчас мы о нём подробно узнаем, прочитав статью учебника с. 98. Ученики вслух читают рассказ «Лиственница сибирская».
— Какая главная особенность лиственницы? Как понимаете слово «долгожитель»?
Лиственница – хвойное дерево, но не вечнозелёное, как ель или сосна. Она каждую осень сбрасывает хвоинки, а весной они вырастают заново. У лиственницы очень прочная древесина, она богата смолой. Удивительный город Венеция построен полностью на деревянных сваях из лиственницы.
— Чем хвойные деревья отличаются осенью от лиственных деревьев? (Лиственные деревья меняют свою окраску, с них листья опадают, а хвойные деревья остаются зелёными, хвоинки не сбрасывают.)
Перечислите признаки, по которым хвойные деревья объединили в одну группу? (Одинаковая форма листьев, вечно зелёные)
— Что ещё объединяет эти деревья? Где созревают семена у хвойных деревьев? (Семена созревают в шишках)
Закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Задания теста:
1. К какой группе растений относится ель? (травы, деревья, кустарники)
2. Как правильно назвать лист хвойного дерева? (колючка, иголка, хвоинка)
3. Какие плоды у хвойных деревьев? (ягода, цветок, шишка)
4. Как называется еловый лес? (ельник, сосняк, пихтач)