Занятие « поделка коробочки по чертежу»

Ведение протокола трудового процесса

1. Перед началом наблюдения внести в протокол: а) возрастную группу; б) дату, время проведения мероприятий; в) содержание работы детей;

г) воспитательно-образовательные задачи; д) имена участников; е) форму организации детей.

2. В записи наблюдения отразить все структурные части трудового процесса: постановку и мотивацию цели, планирование, ход работы, оценку.

3. Все обращения воспитателя к детям и их ответы давать в прямой речи.

4. Более детально вести наблюдение за одним- двумя детьми, как можно подробнее фиксируя все их проявления, реакцию на действии и речь воспитателя, сверстников.

5. Закончив запись, сразу ее прочитать, восстановить сокращенные слова дать необходимы примечания, характеризующие увиденное.

Можно рекомендовать следующую форму записи наблюдения:

Структурные части трудового процесса Действия и речь воспитателя Действия и речь детей Примечания

Вопросы для анализа протокола трудового процесса

1. Обусловленность содержания и объёма работы требованиям программы для данной возрастной группы.

2. Соответствие поставленных задач требованиям программы, а так же содержанию работы и особенностям участников.

3. Насколько формы организации детей (для коллективной работы- формы объединения) отвечают уровню развития их трудовой деятельности и опыту.

4. Воспитательное значение приемов постановки и мотивации цели: а)эффективность данных приемов для убеждения в необходимости и значимости работы; б) их воздействие на чувства детей, выражающее стремление добиться поставленной цели; в)насколько приемы педагога учат самостоятельно определять необходимость работы.

5. Воспитание в процессе планирование:

а) какой способ планирования выбран педагогом (действие дошкольников по плану, предложенному воспитателем, планирование по вопросам, планирование- рассказ); соответствует ли он опыту детей;

б) охватывает ли содержание плана все этапы планирования (организацию работы, последовательность и способы выполнения), предусматривает ли самоконтроль;

в) в коллективном планировании оцените, как и в чем проявляются дружеские отношения между дошкольниками, как педагог побуждает их к этому;

6. Воспитание в процессе выполнения работы:

а) оцените, насколько педагогически оправдано участие воспитателя в работе детей;

б) какие нравственно- волевые качества проявляются у дошкольников и как педагог способствует закреплению положительных проявления, как побуждает к ним;

в) насколько приемы педагога способствуют решению поставленных воспитательных задач в данном трудовом процессе;

г) оцените трудовые навыки детей с точки зрения их рациональности, целесообразности, последовательности действий; как педагог совершенствует их трудовые навыки; как у детей формируется умение контролировать свою работу.

7. Оценка детской деятельности:

а) отношение детей к результату деятельности, степень адекватности полученным результатам;

б) к каким дружеским проявлениям побуждает детей педагог при оценке работы товарищей, какими приемами;

в) насколько самостоятельны дети в оценке работы своих товарищей;

г) соответствует ли содержание оценки поставленным воспитательным задачам;

д) какими приемами формируется у детей умение оценивать; побуждает ли педагог находить причины неудач, ошибок.

Анализ планирования трудового воспитания

Рекомендуем выписки из анализируемого плана располагать по следующей схеме:

Содержание работы детей Число, время, отведенное для труда в режиме дня Участники работы Воспитательно- образовательные задачи Форма организации детей Основные приемы руководства

Примечания:

1. В схеме следует отражать не только запланированные мероприятия, но и те трудовые процессы, которые хотя и не вошли в план, но были осуществлены на практике.

2. Желательно проанализировать достаточно продолжительный промежуток времени (не меньше месяца), иначе трудно ответить на вопросы о систематичности включения в трудовую деятельность каждого ребенка, о месте в педагогическом процессе разных видов труда и др.

3. Необходимо придерживаться тех, формулировок, какими пользуется конкретный педагог.

4. Если нет сведений для какой-либо графы схемы, то в ней ставится почерк.

5. Для анализа полученных материалов предлагаем следующие вопросы:

как часто планируется трудовая деятельность детей, соответствует ли это требования программы;

все ли отрезки времени, отведенные типовым режимом для труда, используются педагогом для включения дошкольников в данный вид деятельности;

все ли виды труда, предусмотренные программой для данной возрастной группы, используются;

соответствует ли объем предлагаемой работы возрастным возможностям детей;

в каждом ли планируемом трудовом процессе указываются участники работы;

соответствуют ли формулировки задач требованиям программы для данной возрастной группы;

конкретизируются ли задачи в соответствии с содержанием предложенной работы и особенностями детей, выполняющих задание;

усложняются ли воспитательно- образовательные задачи;

указывается ли форма организации детей;

все ли формы организации, возможные в данной возрастной группе, применяются;

усложняются ли формы организации;

указывается ли форма организации детей;

соответствуют ли планируемые приемы руководства поставленным воспитательно- образовательным задачам.

Исходя из данных анализа, необходимо сделать выводы об основных достоинствах и недостатках планирования трудового воспитания и дать рекомендации по его совершенствованию.

Вопросы для анализа дежурств

1. Оборудование уголка дежурных: а) наличие в нужном количестве оборудования для разных видов дежурств; б) место хранения оборудования, удобство для самостоятельного пользования; занятие детьми этого места; в) оформление оборудования в соответствии с эстетическими требованиями.

2. Время назначения детей на дежурство.

3. Объем работы дежурных, его соответствие программным требованиям.

4. Способы распределения работы между дежурными ( насколько самостоятельны старшие дошкольники а распределении задания).

5. Поведение детей в процессе работы:

а) есть ли объективная необходимость взаимопомощи и существует ли она на практике; по чьей инициативе оказывается помощь ( по просьбе нуждающегося в ней ребенка, по подсказке воспитателя, по собственной инициативе); какой применяется способ (показ, совет, выполнение за товарища и т.п.);

б) отвлекаются ли дети от работы; по какому поводу (он может быть деловым, когда трудовой процесс останавливается детьми для обсуждения дальнейшей работы, лучших способов ее выполнения и т.п., или же вызван интересом к другой деятельности, игре, рассматриванию книг и т.п., из-за которой дошкольники на какое-то время забывают о своих непосредственных обязанностях) .

Можно, используя хронометраж, установить время работы дежурных и длительность их отвлечений. Эти данные позволят судить об ответственности детей по отношению к дежурству;

в) в чем проявляется бережное отношение к используемым предметам, к объекту труда( например, к растениям в уголке природы);

г) трудовые навыки детей- знание и соблюдение последовательности действий, их рациональность.

6. Руководство работой дежурных:

а) на что оно направлено ( на совершенствование навыков, на формирование отношений, интереса к дежурству и т.п.);

б) способствуют ли используемые приемы решению поставленных воспитательных задач.

7. кем и как осуществляется оценка труда дежурных; ее соответствие воспитательным задачам, привлечение к ней детей.

8. целесообразность сочетания дежурств с трудом по самообслуживании.

9. отношение к работе дежурных со стороны остальных детей группы ( проявление внимания, оказание помощи и т.п.) .

Занятие « Поделка коробочки по чертежу»

Программное содержание. Познакомить детей с элементарным чертежом и его обозначениями. Обозначения: сплошная линия- разрез; прерывистая- сгиб. Учить проводить по полукартону концом ножниц для лучшего сгиба.

Предварительная работа. Участие детей в заготовке чертежей( вместе с воспитателем).

Материал. Выкройки коробочек на каждого ребенка размером…

Ход занятия. Воспитатель показывает детям выкройку- чертеж коробочки.

Воспитатель. Дети, что это такое, кто знает? Это не просто прямоугольный лист бумаги. Это чертеж. Знаете, почему он так называется? Потому что здесь начерчены линии, и каждая линия говорит, что с ней надо сделать. Все линии одинаковые на чертеже? Посмотрите внимательнее.

Дети. Разные.

Воспитатель. Правильно, есть линии длинные, сплошные (показывает), а есть прерывистые, которые состоят из коротких черточек. Длинная сплошная линия говорит о том, что по ней надо разрезать. Покажи, Лена, на этом чертеже, по каким линиям нужно разрезать. ( Ребенок показывает.)

А вот такая линия ( показывает на пунктирную) говорит, что по ней надо согнуть. Кто покажет на чертеже линии, по которым надо согнуть бумагу? ( Ребенок показывает.) Что же получится из того чертежа, если сделать так, как подсказывают линии? Сейчас я разрежу по сплошным линиям, а по этим прерывистым согну, затем сильно проглажу. Смотрите, что получилось?

Дети. Коробочка.

Воспитатель. Так как же сделать коробочку по чертежу? ( Дети отвечают.) Вспомните, как нужно проглаживать сгиб. Почему так? Правильно, если хорошо не прогладить, края будут закругленные, это некрасиво. Как вы думаете, какую сторону маленьких квадратиков нужно намазать клеем, чтобы их приклеить внутрь коробочки?

Оценка работы. Воспитатель вместе с детьми рассматривает готовые коробочки.

Воспитатель. Коробочки у всех получились, значит, все правильно узнали линии на чертеже: какие надо разрезать, а какие- сгибать. Но все ли коробочки красивые, аккуратные? Коля, найди коробочку аккуратную. Почему она красивая получилась? ( Точно по линии согнуто, разрезано, квадратики внутри.) Ребята, я положу в уголок труда выкройки коробочек. Вы теперь умеете делать их по чертежу. В свободное время можете заняться работой. Для чего можно сделать такие коробочки? (Дети называют предполагаемые мотивы деятельности: малышам для занятий, в подарок другу, для мамы и т.д.)

После такого занятия можно создать специальную ситуацию- «заказ» воспитателя младшей группы. В процессе выполнения «заказа» дети применяют полученные на занятии навыки.

Оригами из бумаги | Кубик меняющий лицо | Поделки для детей


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: