Советы родителям, дорогие мои, Вам.
Ваш ребёнок – это ваше будущее. Ваше бессмертие. И вы, конечно, хотите, чтобы ваше продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши достоинства, но и преумножило их. Мы все искренне заинтересо-ваны в том, чтобы ребёнок стал полноценным Человеком, культурным, само-стоятельным.
Для того, чтобы общее сотрудничество в семье было плодотворным, рекомен-дуется придерживаться в воспитании ребёнка следующих основных правил:
избегать крайности любви к ребёнку. Ребёнок должен быть членом семьи, но не её центром. Когда родители приносят себя в жертву ребёнку, он вырастет эгоистом с завышенной самооценкой и зачастую за безрассуд-ную любовь к себе оплачивает злом – пренебрежением к родителям, к семье, к людям.
С другой стороны, равнодушие, тем более пренебрежительное отношение к ребёнку ничуть не меньше вредно. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру возможностей заботи-ться обо всей семье. Ваш ребёнок должен твёрдо усвоить этот закон. С само-го раннего возраста приучайте его выполнять определённую всё усложня-ющуюся по мере взросления работу по дому, для себя и для всей семьи.
Главное средство воспитания – это пример родителей, их поведение. Слова – вспомогательное средство. Развитие ребёнка – это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его. Помогайте ему в приобрете-нии умений и навыков, но не делайте за него то, что он может и должен вы-полнить сам. Не страшно, если он сделает что-то не так, ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясняйте ему его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, но не наказывайте за них. Предоставьте ему возможность попробовать себя в разных делах, чтобы определить свои способности и интересы.
Основа поведения ребёнка – это его привычки. Следите за тем, чтобы у не-го образовались добрые, хорошие привычки. Одной из важных полезных при-вычек является режим дня. Выработайте вместе с ребёнком разумный режим дня и строго следите за его соблюдением.
Научите ребёнка различать добро, зло, осознать вред курения, алкоголя, наркотиков, распущенности, вещизма и лжи.
Учите его любить свой дом, семью, школу, добрых людей, родной край.Для воспитания ребёнка очень вредны противоречия в требованиях родите-лей. Согласуйте их между собой.
Не менее вредны противоречиямежду вашими требованиями и требования-ми школы, учителей. Если есть разногласия и не согласны с требованиями или они вам не понятны, необходимо встретиться и обсудить возникшие проблемы вместе.
Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерии. Психическое развитие ребёнка, формирование его личности в большей степени зависит от стилясемейного воспитания. Нормальный стиль – демократический, когда детям предоставляется определённая самостоятельность, к ним относятся с теплотой и уважают их личность. Конечно, некоторый контроль необходим. Но важнее всячески способство-вать развитию у ребёнка самоконтроля, самоанализа и саморегуляции своей деятельности и поведения.
Не оскорбляйте ребёнка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше дове-рие, основанное на знании, будет воспитывать у него личную ответствен-ность. Не наказывайте ребёнка за правду, если он признался в своих ошибках сам.
Приучать ребёнка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, счастливых супругов.
Следите за здоровьем ребёнка. Приучайте его самостоятельно заботиться о своём здоровье, о физическом развитии.
Помните, что за годы обучения в школе ребёнок переживает несколько возрастных кризисов:
в 6-7 лет, когда у малыша возникает внутренняя позиция, осознание своих чувств и переживаний;
кризис полового созревания;
юношеский кризис поиска своего места в жизни.
Будьте внимательны к ребёнку в эти периоды, меняйте стиль своего отноше-ния к нему по мере его перехода от одного возрастного этапа к другому. Семья – как всякий дом, может с годами ветшать и нуждаться в ремонте.Не забывайте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении.
Отсюда и пожелание всем успехов в трудном, но благородном деле семейного воспитания вашего ребёнка. И пусть он принесёт Вам радость и счастье!
заповедей семейного воспитания.
Принимайте ребёнка таким, каков он есть. (Природа) Всевышний создаёт людей очень прихотливо и очень сложно, перемешивая в наследственном генном наборе ребёнка качества, свойства многих десятков сотен его пред-ков, а не только прямых родителей.
Поэтому в одной и той же семье могут родиться и красивые, здоровые, умные дети и дети, прямо противоположные первым. Только деятельная любовь родителей способна одним сохранить и развить свою красоту, ум, здоровье, а другим скорректировать свои природные недостатки и превратить их их в достоинства.
Никогда не приказывайте из прихоти. Непрестанно вмешиваться в жизнь ребёнка опасно. Изводить малыша по пустякам – значит оглупить его: вскоре он не сможет отличить мелочь от серьёзного проступка. Но нельзя и игнори-ровать, ибо ребёнок не сможет выработать у себя понимание их негативных последствий.
Ребёнку полезно испытать горечь ошибок и чувство вины за поступок, что-бы научиться отличать первое от второго и в последствии не бояться ошибок и избегать проступков.
Не принимайте решение в одиночку. Принимать решение можно лишь при достижении между родителями единогласия. Отец и мать обладают в равной степени правом вето. Когда дети достигнут школьного возраста, следует их включать в обсуждение семейных дел. Постепенно они должны получить право не только совещательного, но и решающего голоса в семейном совете. Собственное поведение родителей – главный фактор в воспитании детей. Особенно вредны шумные и бурные скандалы в семье от них дети страдают даже больше, чем взрослые.
Лучший пример – лучший способ объяснения. Трудно запретить взрослею-щему ребёнку не курить, если отец его курит. Нельзя добиться аккуратности от девочки, если мама неопрятно и безвкусно одевается.
Вот что писал об этом Лев Толстой: «Воспитание представляется трудным и сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей… Если же поймёшь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и ос-таётся вопрос жизни: как самому жить? Если отец, мать одеваются, едят, спят умеренно и работают, и учатся, то дети будут тоже делать. Воспита-ние сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, т е самому двигаться, воспитываться: только эти люди влияют на других, воспитывают их, и тем более на детей, с которыми они связаны».
Говорите обо всём без боязни сохраняйте доверие к тому, кто задаёт каверз-ные вопросы и противоречит вам. Разговаривайте с детьми, вызывайте их на обсуждение вашей работы, домашних дел, дел предстоящего отпуска.
Спорьте, но уважительно, сохраняя при этом доброе отношение к детям.Радуйтесь тому, что у них возникают новые взгляды, свои убеждения, пусть они будут отличными от ваших, лишь бы они были разумными.
Умейте признавать свою неправоту. Семья – первый опыт приобщения ребёнка к социальной жизни. Не допускайте излишеств в подарках детям. Часто дети, соблазнившись рекламой, просто осаждают нас просьбами. В ре-зультате родители разучиваются им отказывать, хотя отказ приносит больше пользы, ибо учит отличать необходимое от излишнего.
Излишество в подарках приучает детей к иждевенчеству по отношению к обществу. Общество не даёт подарков – их надо зарабатывать. На это обра-щал особое внимание В.А Сухомлинский. Он указывал, что, как только ребё-нок открыл глаза, как только осознал себя, ему постоянно чего-то хочется. Потребности – двигатель человеческой жизни. Из потребностей вытекают желания. Но человек, не научившийся в детстве управлять своими желания-ми, не переживший их нравственной оправданности и обоснованности, стано-вится социально ненадёжным, он вступает в конфликт с общественными требованиями.
Нежелание учиться приходит к тем, кого в детстве кормили потребитель-ским счастьем. А потом приходит ещё более страшное бедствие – нежела-ние трудиться. Следует понять, что современный кризис, который пережива-ет человечество, вызван тем, что люди не научились регулировать свои потре-бности, блокировать те из них, которые ведут к экологическому и нравствен-ному кризису. Объясняйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, всё делайте сообща.
Обязанности в семье следует распределить. Мать не должна быть слугой в доме. Важно приучать к чистоте в раннем детстве. Нужно установить оп-ределённые правила уборки и всей семье чётко им следовать. Режим дня до-лжен быть целесообразным, разумным и в ваших глазах, и в глазах ребёнка. Если вы требуете, чтобы дети не оставляли недоеденных кусков, то они должны понимать — это необходимо из уважения к труду родителей, на деньги которых покупаются продукты.
Держите двери дома открытыми. Дети не должны чувствовать себя привя-заными. Двери должны быть открытыми и для друзей.
Необходимо доверять детям, но они должны научиться свободе, ведь это совсем не просто.Надо помочь детям выработать чувство ответственности за свободный выбор поступков, товарищей.
Если в семье добрые, уважительные отношения друг к другу, если роди-тели не злоупотребляют запретами, а больше прибегают к деликатным советам и заинтересованным обсуждениям всех семейных и детских дел, то детям не понадобиться ничего скрывать от родителей, и последние сумеют вовремя предостеречь их от необдуманных поступков. Устраняйтесь в положенное время. Конечно, грустно, когда дети покидают родное гнездо, но это необходимо для них. Не мешайте им в этом. Ведь одно из назначений семьи – выявить в каждом всё лучшее, что есть в нём, развить это и отдать на общее благо. Отделившись от родителей в самостоятель-ную жизнь, дети начинают цикл жизни, для того, чтобы она никогда не кончалась.
Пожинаешь то, что посеял и взростил. Обижаться не на кого и не за что!