Наблюдатель, осознавание, не включены в процессы мышления и оценки. Она хороша в некоторых точных науках, при решении несложных математических или бытовых, хозяйственных задач. Это логика механики Ньютона. Ей присуще жесткое, черно-белое видение мира, она вечно делит на своих и чужих, хорошее и плохое, правильное и неправильное, правду и ложь, тот кто ей подвержен все время пытается выяснить кто его друг, а кто враг. Нельзя сказать, что садху ею вообще не пользуются – конечно, иногда пользуются, когда покупают билет на поезд или ведут автомобиль, но не более. Проблема этой логики в ее ограниченности, она никогда не сможет описать сложные явления и процессы нашей архисложной вселенной, квантовые процессы, магические процессы тонкого астрального мира, и конечно процессы садханы, развития сознания, Просветления.
Человек вступая на Путь должен понять: его логический дискретный аппарат (где А всегда есть только А, а Б это всегда только Б, и они отличаются друг от друга всегда и везде), здесь совершенно не пригоден, ему нужно учиться новой, нечеткой логике, где А может быть равно Б, а иногда оно может быть даже не тождественно само себе. Дискретная логика часто характеризуется нетерпимостью к точке зрения оппонентов, цеплянием за слова, оценочностью в суждениях, безапелляционностью. И это неудивительно, ведь любая иная, противоречащая идея, априори рассматривается таким мышлением как угроза самому существованию. Конечно, в процессе эволюции она принесла людям много полезного – дала дисциплину и строгость научного мышления, «бритву Оккама», именно она стимулировала постоянное исследование законов вселенной, породила современный технологический комфортный мир и т.д.
Однако она принесла и много проблем человечеству. Костры «святой инквизиции», крестовые походы, Варфоломеевская ночь, уничтожение храмов, обычные и религиозные войны, столкновения этносов – все это порождения черно-белого, дуального мышления, привыкшего делить мир на своих и чужих, захваченного дискретной логикой.
Дискретная логика сейчас в третьем тысячелетии подобна устаревшему программному обеспечению, которое постоянно дает сбои и «зависает», сталкиваясь с любой сложной проблемой. Это логика понятийного ума (санскр. «манас»), живущая внутри «обезьяны» эго (ахамкара), она скрывает свет истинного «Я», подменяя осознавание рядами логических конструкций. Именно ее в умах учеников так беспощадно высмеивают мастера дзен, ради того чтобы ее расколоть, сиддхи-авадхуты побуждали учеников совершать невероятные подвиги, над ней потешался Лао-цзы, ее усмиряли христианские наставники, учащие послушников смирению, послушанию и вере.
На обыденном уровне это аппарат мышления людей без творческого мышления, тех кто весьма не уверен в себе, поскольку он чувствует, что отделен от Вселенной, тех, кто не стремится глубоко проникнуть в реальность. Она напрочь отсекает наличие неконцептуального осознания Я-есмь, как деятельного участника мыслительного процесса. Человечество, если оно стремится развиваться дальше, должно уйти от этой логики в третьем тысячелетии, как от основной, и открыть для себя нечеткую логику, а затем, саттарка и парасаттарка-логику, сделав их базовыми для своего мышления. Эта логика совершенно непригодна для описания духовных процессов, тонких состояний сознания, поскольку неадекватна им. (Тем не менее, многие начинающие садху то и дело стремятся ее применять для этих целей).
Именно дискретная логика является тем «яблоком» искусившим перволюдей Адама и Еву, т.е. причиной нашего падения в сансару, в мир неуправляемой, несвободной реальности, смысловую ловушку. Именно дискретная логика ответственна за т.н. «нечистое видение», утрату веры в свою божественность и в божественность Вселенной. Это логика поверхностного материализма и атеизма, которая не оставляет человеку ничего кроме ума, который скользит по верхам Бытия и никогда не заглядывает вглубь.
Отношение к миру: полная вовлеченность в происходящее. Внутренний наблюдатель отсутствует.
Пример: глупый человек, который впервые придя в театр, думает что происходящий на сцене спектакль является настоящей жизнью и ввязывается в ход представления как реальный участник.
Кто ее использует: ее используют все, но по-разному, люди нетворческие, не ищущие Истину, бездуховные делают ее основой своего мышления, ученые строят на ней свой познавательный процесс, садху, джняни, сиддхи ее используют только в форме освобожденной игры осознавания, (бала-лила-будддхи) как дополнительный практический инструмент для решения конкретных задач.
Область сознания: концептуальный ум, (манас).
Субъект и объект: разделены полностью.
Сознание наблюдателя: не включено в процесс мышления и описания реальности, его как будто не существует,
Примеры негативного проявления дискретной логики:
— Дакша, который посчитал Шиву странной личностью из за его странного облика, и не пригласил его на обряд жертвоприношения,
— демон Хираньякашипу, который считал Вишну своим врагом,
— Савл, преследующий первых христиан,
— первосвященники-фарисеи, распявшие Христа, который не вписывался в их представления о святости,
— брахман который смутился в душе, увидев что Даттатрейя во время ритуала держит в руках собаку, ритуально нечистое животное.
Нечеткая логика
Это логика образного мышления, парадокса, логика мудрости и интуиции, ею оперируют некоторые продвинутые ученые, постигающие тайны квантовой физики, теологи, художники, поэты, маги, шаманы, и конечно йоги, садху, просветленные, сиддхи. Это логика квантовых состояний, современные физики ее еще называют «квантовая запутанность».