Зикры, произносимые после молитвы

Молитва, ее добродетель и порядок ее совершения

Ибн Баз

ПРЕДИСЛОВИЕ

Молитва — это второй столп Ислама и самый важный после свидетельства «нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха».

Молитва — связь раба с его Господом. Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждый из вас, когда молится, разговаривает со своим Господом» (аль-Бухари). Всевышний Аллах в священном хадисе сказал: «Я поделил молитву между Собой и Своим рабом, и он получит то, что попросит. Когда раб говорит: «Хвала Аллаху, Господу миров», — Всевышний Аллах говорит: «Мой раб воздал Мне хвалу». Когда он говорит: «Милосердному, Милостивому», — Всевышний Аллах говорит: «Мой раб поблагодарил Меня». Когда он говорит: «Хозяину Судного Дня», — Он говорит: «Мой раб восславил Меня». Когда он говорит: «Тебе Одному мы поклоняемся и у Тебя Одного просим помощи», — Он говорит: «Это — между Мной и Моим рабом, и Мой раб получит то, что попросит». Когда он говорит: «Наставь нас на прямой путь, путь тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, кто под гневом и кто в заблуждении», — Он говорит: «Мой раб получит это — Мой раб получит то, что попросил» (Муслим).

Молитва — это сад поклонения, который полон всего прекрасного. Это — возвеличивание Аллаха, которое открывает молитву, стояние, в котором молящийся читает Слово Аллаха, поясной поклон, в котором он возвеличивает Господа, стояние после поясного поклона, исполненное восхвалением Аллаха, земной поклон, в котором раб славит Всевышнего Аллаха за Его величие и обращается к Нему с мольбой, сидение для произнесения мольбы и свидетельства и завершение ее приветствием.

Молитва помогает в исполнении обязательных предписаний и удерживает от мерзости и неодобряемого.

Всевышний Аллах сказал: «Обратитесь за помощью к терпению и молитве» (аль-Бакара 2:45). Всевышний также сказал: «Читай им то, что открыто тебе из Писания, и выстаивай молитву; ведь молитва удерживает от мерзости и неодобряемого» (аль-‘Анкабут 29:45).

Молитва — свет в сердцах верующих, их свет на месте сбора в День воскресения. Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Молитва — свет» (Муслим). Он также сказал: «Кто будет соблюдать молитвы, тот получит свет, доказательство и спасение в День воскресения» (Ахмад, Ибн Хиббан, ат-Табарани).

Молитва — радость для верующих и их зеница ока. Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Молитва сделана моей зеницей ока» (Ахмад, ан-Насаи).

Молитва смывает грехи и стирает плохие деяния. Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы перед дверью одного из вас текла река, и он купался бы в ней пять раз в день, осталась ли бы на нем грязь (нечистота)». Ему ответили: «На нем не

осталось бы грязи». Он сказал: «Также и пять молитв — Аллах стирает ими грехи» (аль-Бухари и Муслим). Он , да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Пять молитв и джум’а искупают то, что совершается между ними, если это не было великим грехом» (Муслим).

Групповая молитва превосходит молитву одного человека в двадцать семь раз. Этот хадис пророка , да благословит его Аллах и приветствует, передал Ибн Умар (аль-Бухари и Муслим). Ибн Мас’уд сказал: «Кого радует весть о том, что он завтра встретит Аллаха мусульманином, пусть соблюдает свои молитвы, когда к ним призывают. Поистине, Аллах предписал вашему пророку ясный путь, и молитвы являются частью ясного пути. Если вы будете совершать молитвы в своих домах, как это делает отсутствующий сейчас в своем доме, вы оставите дорогу вашего пророка и впадете в заблуждение. Кто очищается и делает это хорошо, затем отправляется в одну из мечетей, тому Аллах за каждый его шаг пишет одно хорошее дело, увеличивает степень этого человека и стирает его плохое дело. В наше время на групповой молитве отсутствовали только явные лицемеры, и были люди, которых приводили на молитву и они, качаясь, опирались на молящихся рядом, лишь бы стоять в ряду» (Муслим).

Смирение в молитве достигается, когда человек душой проникается ею. Бережно соблюдающий его войдет в райские сады. Всевышний Аллах сказал: «Счастливы верующие, которые смиренны в своих молитвах, которые охраняют свои члены, кроме как от своих жен и тех, чем овладела десница их, — они не встретят упрека, а кто устремится вне этого, те уже нарушители, — которые соблюдают свои доверенности и договоры, которые соблюдают свои молитвы, — эти наследники, которые унаследуют рай, и в нем они пребудут вечно (аль-Му’минун 23:1-11).

Искренность перед Всевышним Аллахом в молитве и совершение ее согласно Сунне посланника Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, являются двумя основными условиями принятия молитвы. Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, все дела оцениваются по намерениям, и каждый получит то, к чему он стремился» (аль-Бухари и Муслим). Он также сказал: «Совершайте молитву, как я ее совершаю».

Мухаммад ас-Салех аль-Усаймин

13.04.1406 г.х.

МОЛИТВА ПРОРОКА

, да благословит его Аллах и приветствует,

1. Намерение. Раб намеревается совершить обряд поклонения Аллаху и совершить молитву, для чего утверждает намерение в своем сердце. Не упоминалось, что пророк , да благословит его Аллах и приветствует, или его сподвижники произносили намерение языком или говорили: «Я совершаю такую-то молитву».

2. Такбира аль-ихрам (возвеличивание Аллаха, произнеся которое молящийся вступает в священное состояние молитвы). Пророк , да благословит его Аллах и приветствует,, когда вставал на молитву, становился лицом к Кибле и говорил: «Аллаху Акбар» (Аллах Велик). Он поднимал руки до уровня ушей или плеч, пальцы рук были выпрямлены, а ладони рук обращены в сторону Киблы, затем он клал правую руку на левую на груди.

3. Затем он читал дуа аль-истифтах (мольбу, открывающую молитву): «О Аллах! Отдали меня от грехов, как Ты отдалил восток от запада. О Аллах! Очисти меня от грехов, как очищается белая рубашка от грязи. О Аллах! Смой мои грехи водой, снегом и градом» (хадис согласован).

Иногда он открывал молитву следующим дуа: «О Аллах! Хвала Тебе! Благословенно имя Твое! Славно величие Твое! Нет божества, кроме Тебя!» (Ахмад, ат-Тирмизи, Абу Дауд, ан-Насаи).

4. После дуа аль-истифтах он говорил: «Прибегаю к покровительству Аллаха от шайтана, побиваемого камнями».

5. Затем он читал суру «аль-Фатиха». Иногда аят «Именем Аллаха Милостивого, Милосердного» он произносил вслух. Чаще он читал его про себя, и это подтверждено Сунной. Когда он заканчивал читать «аль-Фатиху», он говорил «Аминь!» Когда он читал Коран в молитве вслух, он громко произносил: «Аминь!» — и это повторяли стоящие позади него». Чтение пророка , да благословит его Аллах и приветствует, было продолжительным. Он останавливался в конце каждого аята (стиха) и удлинял его голосом» (аль-Бухари).

Умм Салама рассказывала, что посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, читал: «Именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному! Хозяину Судного дня…» (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи).

6. После того, как пророк , да благословит его Аллах и приветствует, заканчивал читать «аль-Фатиху», он молчал (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи).

7. После того, как он заканчивал читать «аль-Фатиху», он читал другую суру. Он удлинял чтение в утренней молитве. Иногда он укорачивал его по причине путешествия или другой причине. В вечерней молитве он, в основном, укорачивал чтение. В остальных молитвах он читал суры или их отрывки средней продолжительности.

8. После окончания чтения Корана пророк , да благословит его Аллах и приветствует, молчал сколько желала его душа (ат-Тирмизи; в иснаде есть отсутствующее звено) до поясного поклона. Затем он поднимал руки до уровня плеч или ушей и возвеличивал Аллаха, а затем совершал поясной поклон. Он клал ладони на колени, словно сжимая их,

расставив пальцы. Он отдалял руки от боков, выравнивал и распрямлял спину, голова находилась на уровне спины ни поднятой, ни опущенной. В поясном поклоне он говорил: «Свят мой Великий Господь!» — три раза (Муслим). Иногда вместе с этим он говорил: «Свят Ты, о Аллах, Господь наш, и хвала Тебе! О Аллах, прости Меня!» (хадис согласован).

9. Затем он поднимался из поясного поклона, поднимал руки и говорил: «Аллах слышит того, кто восхваляет Его». Когда он выпрямлялся, он говорил стоя: «Хвала тебе, о Господь наш!» В достоверном хадисе говорится, что он также говорил: »Аллах слышит того, кто восхваляет Его. Хвала Тебе, о Господь наш Аллах! Наполняются ею небеса и земля и все, что ты пожелаешь помимо них, но хвала и слава Твоя превыше того, что может сказать раб, а все мы — Твои рабы. Никто не удержит того, что Ты даруешь, и никто не одарит, когда Ты запретишь, и величие не принесет величественным пользы перед Тобой» (Муслим).

10. Затем он возвеличивал Аллаха и падал ниц в земной поклон, не поднимая рук (аль-Бухари). Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, касался земли коленями раньше рук (Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа), а затем припадал к земле лбом и носом. В земном поклоне он прочно устанавливал лоб и нос на землю, отдалял руки от боков, широко расставляя их, так что была видна белизна его подмышек (аль-Бухари). Предплечья он не клал не землю, а поднимал их от земли (аль-Бухари). Руки находились на уровне плеч (Абу Дауд, ат-Тирмизи), а иногда — на уровне ушей (Абу Дауд, ан-Насаи). Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, выпрямлялся в земном поклоне. Кончики пальцев его ног были обращены к Кибле (аль-Бухари). Он распрямлял кисти и пальцы, не расставлял их и не сжимал их. Находясь в земном поклоне, он трижды говорил: «Свят мой Высокий Господь!» (Муслим). Иногда вместе с этим он говорил: «Свят Ты, о Аллах, Господь наш, и хвала Тебе! О Аллах, прости меня!»

11. Затем пророк , да благословит его Аллах и приветствует,, возвеличивая Аллаха, поднимал голову, а затем отрывал от земли руки. При этом он не поднимал рук до уровня плеч или ушей. Затем он садился на левую голень, положив ее на землю (хадис согласован). Стопу правой ноги он ставил вертикально (аль-Бухари), а пальцы ее были направлены в сторону Киблы (ан-Насаи привел хадис Ибн Умара, показывающий, что это относится к сунне в молитве). Ладони он клал на бедра. Локоть правой руки лежал на правой голени, а кончики пальцев — на колене. Между двумя земными поклонами пророк , да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «О Аллах! Прости меня, будь милостив ко мне, помоги мне, постав меня на прямой путь и одари меня благим» (ат-Тирмизи, Абу Дауд). В другом хадисе говорится, что между двумя земными поклонами он говорил: «Господи, прости меня! Господи, прости меня!» (Абу Дауд, Ибн Маджа, ан-Насаи).

Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, настолько удлинял сидение между двумя земными поклонами, что люди думали, что он забылся (хадис согласован).

12. Затем он совершал второй земной поклон также, как и первый, а затем поднимался из земного поклона, пока не выпрямится сидя (аль-Бухари, ат-Тирмизи). Затем он поднимался на кончиках пальцев и

коленях, опираясь руками на бедра, если это не доставляло трудностей; если же ему было тяжело, то он опирался руками на землю и вставал на второй рака’ат (аль-Бухари).

13. Когда он вставал на второй рак’ат, он начинал читать Коран без паузы (Муслим), которую он выдерживал, читая дуа аль-истифтах в начале молитвы. Он не прибегал к покровительству Аллаха в этом рак’ате, поскольку делать это в начале молитвы достаточно. Второй рака’ат пророк , да благословит его Аллах и приветствует, совершал также, как и первый, за исключением четырех моментов: пауза, дуа аль-истифтах, такбира аль-ихрам, удлинение чтения Корана, ибо пророк , да благословит его Аллах и приветствует, читал Коран меньше, чем в первом рак’ате, и он был длиннее второго.

14. Когда пророк , да благословит его Аллах и приветствует, садился для произнесения свидетельства, он левую кисть клал на левое бедро, а правую кисть — на правое бедро. Мизинец и безымянный палец правой руки он сжимал, большой и средний пальцы он сгибал в кольцо, а указательный палец поднимал и двигал им, не выпрямляя его, а несколько согнув его, и смотрел на него. Левую кисть он распрямлял на левом бедре.

Сидение для этого ташаххуда, а это — первый ташаххуд, такое же, как и сидение между двумя земными поклонами. Он садился на левую голень, а стопу правой ноги ставил вертикально (ан-Насаи; иснад достоверный). Данное сидение не было описано в хадисах иным образом. В этом ташаххуде он говорил: «Приветствия, молитвы и благие слова — Аллаху, мир тебе, о пророк, милость Аллаха и благословение! Мир — нам и праведным рабам Аллаха! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник» (аль-Бухари). Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, сильно укорачивал этот ташаххуд, словно он сидел на раскаленном камне.

15. Затем он поднимался на кончиках пальцев и коленях, опираясь руками на бедра, как это уже было описано, и поднимал руки до уровня плеч, как он делал это в начале молитвы (текст согласован).

16. Затем он читал «аль-Фатиху», и в хадисах не говорится, что в последних двух рака’атах он читал что-либо после «аль-Фатихи».

17. В последнем ташаххуде пророк , да благословит его Аллах и приветствует, садился на бедро (аль-Бухари). Он опирался на землю левым бедром, а половина левой стопы выступала из-под правой голени (Абу Дауд 965 от Тарика Ибн Ляхи‘а, хадис подкрепляется другой ривайей от Абу Халида, и ат-Тирмизи назвал его хорошим, достоверным). Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, прислонял правую руку к правому бедру и не приподнимал его. Локоть ее находился у основания бедра. Затем он сжимал два пальца — мизинец и безымянный — и сгибал средний и большой пальцы в кольцо, а указательным пальцем двигал и взывал к Аллаху (Ахмад и авторы «ас-Сунан»). Пальцы левой руки он распрямлял и клал на левое бедро (Муслим). Затем он читал ташаххуд. Пальцы его рук были обращены в сторону Киблы в ташаххуде, при поднятии рук, в поясном и земном поклонах, а пальцы ног были обращены в сторону Киблы в земном поклоне.

18. В последнем ташаххуде пророк , да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Приветствия, молитвы и благие слова — Аллаху, мир тебе, о пророк, милость Аллаха и благословение! Мир — нам и праведным рабам Аллаха! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник. О Аллах! Благослови Мухаммада и род Мухаммада, как ты благословил Ибрахима и род Ибрахима. Поистине, Ты — Восхваляемый, Славный! О Аллах! Ниспошли благодать Мухаммаду и роду Мухаммада, как Ты ниспослал благодать Ибрахиму и роду Ибрахима. Поистине, Ты Восхваляемый, Славный!»

19. После окончания ташаххуда до взывания к Аллаху с мольбой он прибегал к покровительству Аллаха от четырех вещей и говорил: «О Аллах! Прибегаю к Тебе от адского наказания, от наказания в могиле, от искушения жизни и смерти и от зла искушения Лжемессии». Некоторые ученые считают эту мольбу о покровительстве после ташаххуда обязательной в молитве, поскольку пророк , да благословит его Аллах и приветствует, повелел читать ее: «Когда один из вас закончит читать (последний) ташаххуд, пусть он молит Аллаха о покровительстве от четырех вещей», — и он упомянул их.

20. Затем он взывал к Аллаху различными молитвами. Одной из них пророк , да благословит его Аллах и приветствует, научил Абу Бакра ас-Сыддыка, да будет доволен им Аллах: «О Аллах! Поистине, я был сильно несправедлив со своей душой, и не прощает грехов никто, кроме Тебя. Даруй мне Свое прощание и будь ко мне милостив, ведь Ты — Прощающий, Милостивый!» (хадис согласован). К этим молитвам относится и следующая: «О Аллах! Поистине, я прибегаю к Тебе от грехов и долгов» (хадис согласован).

21. Затем пророк (да благословит его Аллах, и ниспошлет ему мир) произносил приветствие, повернув голову направо: «Мир вам и милость Аллаха!» — так что видел белизну щеки сидящего справа, а затем — повернув голову налево: «Мир вам и милость Аллаха!» — так что видел белизну щеки сидящего слева (Абу Дауд, ан-Насаи, а ат-Тирмизи назвал хадис достоверным).

22. После приветствия он трижды молил Аллаха о прощении, сидя лицом к Кибле, а затем говорил: «О Аллах! Ты — Мир, и от Тебя исходит мир! Благословен Ты, о Обладатель величия и почета» (Муслим и авторы «ас-Сунан»). Он оставался лицом к Кибле, пока говорил это.

Затем он поворачивался к молящимся позади него иногда через правое плечо, а иногда — через левое.

Ибн Мас’уд сказал: «Я видел, что посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, часть поворачивался через левое плечо» (хадис согласован).

Анас сказал: «Большой частью я видел, как посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, поворачивался через правое плечо» (Муслим).

Мухаммад Салех аль-Усаймин

28.05.1406 г.х.

ЗИКРЫ, ПРОИЗНОСИМЫЕ ПОСЛЕ МОЛИТВЫ

Именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

«Прошу прощения у Аллаха! Прошу прощения у Аллаха! Прошу прощения у Аллаха! О Аллах, Ты — Мир, и от Тебя исходит мир! Благословен Ты, о Обладатель величия и почета!»

«Нет божества, кроме Аллаха, Одного, у которого нет сотоварища. Ему принадлежат царство и хвала, и Он — Всемогущ».

«Нет могущества и силы, кроме как у Аллаха».

«Нет божества, кроме Аллаха, и мы поклоняемся только Ему. Ему принадлежат богатство, достоинство и лучшая хвала».

«Нет божества, кроме Него, пред Ним мы очищаем веру, несмотря на ненависть неверных. О Аллах! Никто не удержит то, что Ты даруешь, и никто не одарит, когда Ты запретишь, и величие не принесет величественным пользу пред Тобой» (это значит: никто не воспрепятствует тому, что даровал Аллах, и никто не одарит, когда запретил Аллах, и богатство не принесет пользы богатому, ибо все являются нищими пред Аллахом, Велик Он и Могуч).

После этого следует сказать: «Свят Аллах! (тридцать три раза). Хвала Аллаху! (тридцать три раза). Аллах Велик! (тридцать три раза)». Затем, доводя до ста, надо сказать: «Нет божества, кроме Аллаха, Одного, у которого нет сотоварища. Ему принадлежат царство и хвала, и Он — Всемогущ!»

Затем надо прочитать аят аль-Курси (стих Престола): «Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Сущего; не овладевает Им ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что в небесах и на земле. Кто заступится пред Ним, иначе как с Его позволения? Он знает то, что приготовили они, и то, что их постигнет, а они не постигают ничего из Его знания, кроме того, что Он пожелает. Его Престол объемлет небеса и землю, и не тяготит Его охрана их, — поистине, Он — Высокий, Великий!» (аль-Бакара 2:255). После этого надо читать суры «аль-Ихлас» (112), «аль-Фалак» (113), «ан-Нас» (114) после полуденной, послеполуденной, вечерней, ночной и утренней. После вечерней и утренней молитв эти суры следует повторят по 3 раза, ибо это — предпочтительнее.

Да благословит Аллах и приветствует нашего

пророка Мухаммада ибн Абдуллаха, его род,

его сподвижников и благих последователей

до Судного дня.

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 2

МОЛИТВА ПРОРОКА.. 4

ЗИКРЫ, ПРОИЗНОСИМЫЕ ПОСЛЕ МОЛИТВЫ… 8

Поминание Аллаха Утром — Зикрҳои Аллоҳ Субҳгоҳ ! Quran


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: