Злоупотребления среди сторонников возможности потери спасения

Итак, мы видим, что традиционные для нашего евангельско-баптистского братства арминианские взгляды, предусматривающие среди прочего и веру в возможность потери спасения, в принципе имеют под собой довольно прочное библейское основание. Почему же концепция «вечной безопасности» все же пользуется определенной популярностью среди людей, духовно выросших в совершенно иных духовных традициях? Ответов может быть много. Однако несомненно, что перегибы в вопросе возможности утраты спасения служат для многих мощным толчком к отказу от веры в возможность потери спасения вообще. В наших церквах ни во время богослужений, ни на братских общениях практически невозможно услышать о том, что Бог хранит верующих, что спасение нельзя потерять мимоходом, как сумку или кошелек. Наших служителей на местах редко волнует, что огромное количество членов наших церквей практически не имеет уверенности в спасении, и неизвестно, что в их отношениях с Богом занимает первое место: любовь или страх? Рассмотрим несколько наиболее часто встречающихся в нашем братстве заблуждений, относящихся к проблеме потери спасения.

Плотские христиане

Нередко в наших церквах можно слышать проповеди, говорящие, что спасение можно потерять из-за мелочи. Конечно, мы не должны потворствовать и малым грехам, однако грозить человеку адом из-за нечаянной ссоры, однажды выпитой рюмки спиртного или из-за того, что кто-то не успеет перед смертью с кем-то примириться, или не успеет помолиться, попросив прощения за нечаянную ложь, — это далеко не самый лучший способ повышения нравственного уровня членов церкви. Беда в том, что такие «безобидные» заявления искажают саму суть библейского учения о спасении, умаляют силу Христовой любви, порождают множество комплексов, приводят к потере духовной радости и мира. Между тем Слово Божье говорит, что духовно слабые «плотские христиане», хотя и являются «духовными младенцами», но «во Христе» (1 Кор. 3:1). Иными словами, они пребывают в сфере действия спасительной Божьей благодати, несмотря на все свои немощи, грехи и несовершенства. Даже если в нашей жизни многое делалось не так, как этого хотелось бы Богу, но мы сохранили живую веру, Бог все равно спасает нас, несмотря на то что наши дела не устоят перед судом Божьим (1 Кор. 3:15). Спасутся не самые духовные. Иисус обещал спасение каждому верующему (Ин. 6:47). Конечно, плотские христиане находятся, так сказать, в зоне риска. Именно они могут оказаться легкой добычей дьявола, если не будут стремиться жить жизнью по благодати. Однако, пока их вера не стала мертвой (внешней, религиозной), пока они пребывают в Господе, они остаются спасенными: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8-9).

Из-за неясности в вопросе о том, что же является основанием для нашего спасения — только ли вера или вера вкупе с делами, многие христиане в российских церквах ЕХБ стараются «заработать» себе спасение, по сути считая основанием своей праведности не искупительную жертву Иисуса Христа, а собственную добродетель.

Тяжкие грехи

Несомненно, как мы уже говорили об этом выше, Бог не считает все грехи одинаковыми по тяжести. И конечно грехи, которые Писание считает особо тяжкими, редко совершаются возрожденными верующими. Правдой является и то, что человек, глубоко погрязший в таких грехах, скорее всего, утратил спасительную веру. Однако, несмотря на все это, следует обратить внимание на две вещи. Во-первых, далеко не всякий, пусть даже самый тяжкий грех, тем более совершенный однократно или случайно (без заведомого умысла), является свидетельством утраты живой веры. Очень часто это свидетельствует лишь о ее ослаблении. Во-вторых, даже если человек действительно утратил живую связь с Богом вследствие злоупотребления грехом, это отнюдь не означает, что он для Бога является окончательно потерянным. Бог Своей благодатью может духовно реанимировать такого человека, восстановив его через покаяние. Нужно помнить, что акт искреннего покаяния неизбежно влечет за собой акт Божьего прощения, вне зависимости от тяжести содеянного и глубины духовной деградации, потому что: «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1:7). Бог никогда не отвергает смирившегося сердцем (Пс. 50:19).

В этой связи абсолютно неоправданно, когда церковь, нередко в лице служителей, в течение многих лет смотрит на некогда согрешавшего человека сквозь призму уже прощенного ему Богом греха. Согласно распространенному мнению, за такого рода согрешившими всю жизнь тащится шлейф некоей неблагословенности и духовной второсортное. В некоторых общинах дело заходит еще дальше. Вырывая Евр. 10:26 из контекста, слова: «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи» — истолковываются таким образом, что даже покаявшихся в тяжких грехах вообще не принимают в христианское общение. По сути дела получается, что таким людям нет возможности возвратиться к Богу. Подобные взгляды наносят огромный урон не только душам людей согрешающих, но и самим членам церкви, не говоря уже о репутации верующих в глазах внешнего мира. Таким образом до неузнаваемости искажается лик библейского Бога, Который есть любовь (1 Ин. 4:16).

Отлученные

Еще одним заблуждением является взгляд, согласно которому отлученный от церкви не может наследовать Царствие Божие. Этот взгляд обычно основывается на буквальном понимании Мф. 18:18 «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». Конечно такой взгляд не вызывает особых проблем в случае, если церковь поступает в вопросах церковной дисциплины в строгом соответствии с духом библейского учения, отсекая от церковного общения явных и упорных грешников, жизнью своей отрекающихся от спасительной благодати. Однако на практике мы часто имеет дело с поспешными, а иногда и просто необоснованными отлучениями. Кроме того, очень часто общины не торопятся, а подчас, как мы об этом говорили выше, и вовсе не стремятся принимать раскаявшихся грешников. Наконец, что делать в тех случаях, когда отлучения происходят по ошибке или когда человек не успел примириться с церковью перед свой кончиной, примирившись с Богом. Даже исходя из элементарной логики и чувства справедливости, невозможно поставить посмертную судьбу человека в зависимость от решения группы смертных людей, пусть даже эти люди составляют поместную церковь. Однако проблема не лежит только в сфере интеллектуальной и нравственной. Придавая дисциплинарным решениям церкви некую абсолютную мистическую силу, мы практически отнимаем законные права у Спасителя, Который только один властен давать спасение и отбирать его. Конечно отлучение в глазах Господа имеет определенное значение и даже, возможно, может иметь для человека определенные духовные последствия (1 Кор. 5:5). Но это верно лишь в том случае, когда церковь своим решением выражает солидарность с мнением Самого Господа. В противном же случае решение церкви представляет собой решение группы людей, которая ничего не может значить для Бога, так как в данном случае люди исполняют не Его волю, а свою, т.е. выступают не как тело Христово. Смотреть на данную проблему иначе — значит признать, что в нашем братстве членское собрание представляет собой некоего коллективного «батюшку», во власти которого отпустить грехи или оставить, позволить человеку спастись или обречь его на погибель. Однако все это является абсолютной нелепицей, если мы твердо стоим на библейской позиции, что спасение совершается благодатью Божьей, через Христа и во Христе. Необходимо помнить, что: «един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5).

Заключение

Итак, мы исследовали вопрос о возможности потери спасения. Конечно это исследование нельзя считать полным. Однако нам удалось затронуть значительную часть библейского материала, так или иначе относящегося к этой сложной теме. Мы обсудили ряд как исторических, так и современных богословских концепций, пытающихся так или иначе осмыслить и систематизировать библейское откровение, относящееся к нашей теме. Попутно мы затронули и некоторые практические моменты, связанные с той или иной точкой зрения относительно невозможности или возможности потери спасения и условий его утраты. Конечно в такой краткой работе невозможно коснуться всей гаммы вопросов, тем или иным образом связанных с темой возможности потери спасения. И несомненно, что могло бы найтись еще много аргументов у сторонников концепции «вечной безопасности», благодаря которым можно было бы продолжить дискуссию. Однако мне думается, что в процессе исследования мы увидели достаточную библейскую обоснованность традиционного для русско-украинского евангельско-баптистского братства взгляда на спасение, согласно которому мы, с одной стороны, можем быть уверены в своем спасении по благодати, а с другой стороны, в то же самое время понимать необходимость духовного бодрствования, так как спасение в принципе может быть утрачено. Конечно такой взгляд не столь прост для уяснения, обучения и проповедования, как концепция «вечной безопасности». Однако его преимуществом является практичность, применимость к реальным жизненным ситуациям. Такой подход позволяет избежать крайностей. С одной стороны, мы понимаем, что инициатива нашего спасения и его осуществление являются делом Божьей благодати. С другой стороны, мы не упускаем из виду очевидной реальности сопротивления Божьей благодати со стороны нашей прежней, хотя и поверженной, но отнюдь не мертвой и не бездействующей греховной природы.

Думается, что рано еще сдавать в архив духовный опыт нескольких поколений евангельских верующих в России. Как бы мы ни относились к теоретической стороне спора между противниками и сторонниками концепции «вечной безопасности», совершенно очевидно, что ощущение безнаказанности, которая может возникнуть вследствие безусловной уверенности в собственном спасении, далеко не всегда может быть компенсировано голосом христианской совести. Думается, у нас нет оснований радикальным образом менять наше учение относительно данного вопроса. В то же самое время необходимо помнить о том, что нашим приоритетом должно быть провозглашение спасения по благодати на условиях одной только веры во Христа Искупителя. Это именно то Евангелие, которое Церковь Христова должна нести миру.

Олег Соколов о начале войны Второй коалиции


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: