Знаки препинания в сложном предложении

Знаки препинания при однородных членах предложения

Основные случаи постановки знаков препинания при однородных членах предложения:

  • [о, о, о, о] [о и о] [о, а о] [о, о, о и о] [и о, и о, и о] [о, и о, и о] [о и о, о и о] [как о, так и о]
  • Перед второй частью двойного союза ставится запятая (Мне столько же лет, сколько и тебе); двойные союзы – это как…так и, не так…как, не столько…сколько, не только…но и , хотя и …но, если не…то, столько же…сколько, насколько…настолько.

Обобщающие слова при однородных членах предложения (основные случаи постановки знаков препинания):

1. [О: о, о, о] На собрание явились все: учителя и ученики.

[О, вв. сл.: о, о, о] На собрание явились все, а именно: учителя и ученики.

2. [о, о, о – О] Дети, старики, женщины – все смешалось в живом потоке.

[о, о, о – вв. сл., О] Дети, старики, женщины – словом, все смешалось в живом потоке

3. [О: о, о, о –…] И все это: и река, и прутья вербы, и этот мальчишка –напоминало мне далекие дни детства.

!!! Если в предложении нет обобщающего слова, двоеточие в научном тексте не ставится.

Знаки препинания при использовании союза КАК

Запятая ставится, если есть

  • сравнительный оборот: Блестели ее глаза, зеленые, как крыжовник.
  • вводное сочетание как обычно, как всегда, как правило: По дороге, как всегда, мы забежали в кафе.
  • приложение с причин. значением: Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет!
  • соотносительные слова так, такой, тот, столь: Лицей дал России таких людей, как Пушкин, Пущин, Дельвиг.
  • после как следует и: Деревья, как и люди, имеют свою судьбу.

Запятая не ставится, если

  • перед сравнительным оборотом стоит не или слова совсем, совершенно, почти: Газета вышла не как всегда.
  • оборот в составе сказуемого: Был лес как сон и снег как сон.
  • оборот имеет значение в качестве: Ленский везде был принят как жених.
  • при двойном союзе как …, так и …: Эта тема затронута как в поэзии, так и в прозе.
  • оборот из одного слова отвечает на вопросы как? каким образом?: Он полетел как птица.

Знаки препинания при обособленных членах предложения и вводных конструкциях

Причастный оборот обособляется:

? если стоит после определяемого слова, например: Подбор материала для речи оратора – это базис, позволяющий подготовиться к выступлению;

? если стоит перед определяемым словом, но имеет дополнительное обстоятельственное значение, относится к личному местоимению или собственному имени, например: Принадлежащие к различным расовым и этническим группам, люди могут выносить полярно разные суждение о внешней привлекательности людей.

Причастный оборот не обособляется:

? если относится к подлежащему и сказуемому, например: До места испытуемые добрались объединенные общим чувством победы.

? если стоит перед определяемым словом, например: Господствовавший в это время рационализм и естественно-научный анализ действительности способствовали формированию отношения к этикету как к своеобразному инструментарию.

Деепричастный оборот и одиночное деепричастие обособляются:

? независимо от места по отношению к глаголу-сказуемому, например: Петр I сам составил правила организации ансамблей и правила поведения на них гостей, руководствуясь впечатлениями от французских гостиных. Добавляя собственные правила, он же составил и строгую очередность их созыва.

Деепричастный оборот и одиночное деепричастие не обособляются:

? если входят в фразеологический оборот, например: Скрепя сердце оппонентам пришлось согласиться с выдвинутой гипотезой.

? если одиночное деепричастие близко по значению к наречию, например: Аудитория слушала молча.

? если при одиночном деепричастии имеется зависимое слово который, например: Эта теория, рассматривая которую он вспомнил о Фрейде, показалась ему недостаточно разработанной.

Дополнение обособляется:

? если вводится словами кроме, вместо, сверх, помимо, включая, за исключением, наряду с, например: Все испытуемые, кроме одного, пили воду.

Дополнение не обособляется:

? если оборот вводится предлогом вместо, имеющем значение за или взамен, например: Вместо текста может быть представлена таблица.

Вводные слова и словосочетания обособляются, например: Во-первых, не стоит торопиться с ответом, во-вторых, следует подготовить запасной вариант ответа.

Знаки препинания в сложном предложении

В научном тексте могут использоваться все виды сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные предложения и сложные синтаксические конструкции.

? В сложносочиненном предложении, соединенном сочинительными союзами, например: Прямая аналогия может быть прямолинейной, на раскрытие сравнения его концептуальных ответвлений требует много времени.

? В сложноподчиненном предложении придаточное отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с обеих сторон, если находится внутри главного, например: Культурное расслоение искусства и науки в нашем обществе и превалирование ремесленных школ, где ограниченные эксперты выходят из расписания, создают такие условия, что выпускникам сложно понять эстетические качественные механизмы и воспользоваться ими.

В сложноподчиненном предложении придаточное не отделяется от главного запятой, если перед подчинительным союзом стоит отрицание не или повторяющийся дальше сочинительный союз, например: Важно не сколько времени займет работа, а какой результат мы получим.

? В бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие, если вторая часть указывает на причину, разъясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части, например: Здоровые люди могут действительно почувствовать вину (или стыд, сожаление, тревогу) за некоторые проступки: 1) боль, которую они могут причинить другим; 2) недостатки группы, с которыми они себя идентифицируют.

? В сложной синтаксической конструкции реализуются все правила постановки знаков препинания при сочинительной, подчинительной и бессоюзной связи между простыми предложениями, например: Нужно было прежде всего произвести расчистку этого пути, отсеять многие неверные решения, которые предлагались в наиболее распространенной литературе того времени, поэтому в книге Выготского немалое место занимает критика односторонних взглядов на специфику искусства, специфику его человеческой и вместе с тем социальной функции.

Задания

Задание 1.Преобразуйте пары предложений в простое, осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом, или сложноподчиненное с придаточным определительным. Объясните расстановку знаков препинания.

Образец: Мы рассматриваем голографический метод проекции в обучении как процесс объемного раскрытия содержания изучаемого знания, состояний. Последние сочетают в себе как минимум три проекции с центронаправленными векторами.

Простое предложение: Мы рассматриваем голографический метод проекции в обучении как процесс объемного раскрытия содержания изучаемого знания, состояний, сочетающих в себе как минимум три проекции с центронаправленными векторами.

Сложное предложение: Мы рассматриваем голографический метод проекции в обучении как процесс объемного раскрытия содержания изучаемого знания, состояний, которые сочетают в себе как минимум три проекции с центронаправленными векторами.

1. Активные методы и формы позволяют студенту выполнять квазипрофессиональную деятельность. Она несет черты как учебной, так и будущей профессиональной деятельности. 2. Систематизация профессионально-речевой образованности предполагает выявление учебных предметов. Эти предметы в наибольшей степени способствуют формированию у студентов профессионально-речевой образованности. 3. На уровне организации учебного материала связи осуществляются путем обеспечения учащихся заданиями учебного и исследовательского характера. При выполнении этих заданий от учащихся требуется применение знаний и умений в профессионально-речевой деятельности. 4. Мотивационно-целевой этап знакомит учащихся с особенностями педагогической деятельности. Педагогическая деятельность связана с организацией речевого взаимодействия, педагогического общения, информационного обмена. 5. Учащимся предлагаются задания. В заданиях предоставляется возможность описывать свои концепции, идеи, цели, объекты, предметы исследований, формулировать задачи и анализировать полученные результаты.

Задание 2.Преобразуйте пары простых предложений в простое, осложненное деепричастным оборотом. Объясните расстановку знаков препинания.

1. Студент приобретает опыт познавательной и профессиональной деятельности, а также социальных отношений. Выполняет игровую роль, вступает в условно реальные отношения с другими играющими. 2. Японский ученый Т. Сакамото раскрывает сущность педагогической технологии. Он определяет педагогическую технологию как внедрение в педагогику системного способа мышления. 3. В сотрудничестве с преподавателем студенты и учащиеся «открывают» для себя новые знания. Они постигают теоретические особенности своей профессии или отдельной науки. 4. Метод игрового производственного проектирования значительно активизирует изучение учебных дисциплин. Он делает изучение более результативным вследствие развития навыков проектно-конструкторской деятельности обучающихся. 5. По существу это главные направления самовоспитания. Эти направления эффективно передают молодому поколению подлинные народные ценности жизни предков.

Задание 3.Перепишите предложения и расставьте знаки препинания.

1. Так опыт латиноамериканских стран таких как например Чили показывает что гиперинфляция сама по себе не подрывает текущего производства. 2. Правда «именительный темы» употребляется и в других функциональных стилях как в письменной так и в устной форме представляя собой стилистический прием цель которого – привлечь внимание читателя или слушателя к наиболее важной с точки зрения говорящего, части высказывания. 3. Предложенный подход в определенной степени снимает эту проблему, так как педагогическая технология во-первых рассматривается как средство развития личности а во-вторых структура технологии такова что предусматривает педагогическое самоопределение субъекта педагогической деятельности относительно своих идей взглядов позиций используемых парадигм. 4. Психологи объясняют это действием следующего закона для любого человеческого ума даже самого гениального невозможно в один и тот же промежуток времени обдумывать более чем одну проблему. 5. Этот метод как и другие предполагает соблюдение ряда требований четкое представление об избранном предмете изучения (о системе антропонимов топонимов и т. д.) последовательность описания систематизации группировки или классификации характеристики материала (качественной количественной) в соответствии с поставленной исследовательской задачей. 6. Менталитет это записанный в материальных основах психики определенный поведенческий код детерминирующий устойчивое социально-психологическое состояние субъекта (человека нации народа) это если можно так выразиться та органическая целостность социально-психических качеств и черт присущих именно этому народу этой общности и составляющим ее гражданам которая обуславливает именно такую а не иную реакцию субъекта социального действия на изменение окружающих условий. 7. Главный интерес агента пользующегося правами хозяйствования на определенный объект но не являющегося его собственником обычно состоит в том что заплатив за право пользования объектом он получает право присвоения результатов такого пользования (остаточный доход) при этом собственник объекта никаких прав на результат такого пользования не имеет. 8. В документе отражается необходимость обеспечения социального и национального мира в области на основе согласования и учета государственных интересов народов проживающих в области налаживания их всестороннего сотрудничества развития национальных языков и культур. 9. Иные основатели таких пустынных монастырей становились отшельниками прямо из мира еще до пострижения но большинство проходило иноческий искус в каком-либо монастыре обыкновенно также пустынном и оттуда потом уходили для лесного уединения и создавали новые пустынные обители являющиеся как бы колониями старых. 10. Мы рассматриваем голографический метод проекции в обучении как процесс объемного раскрытия содержания изучаемого знания состояний сочетающих в себе как минимум три проекции с центронаправленными векторами.

Русский язык 8 класс (Урок№3 — Знаки препинания в сложном предложении.)


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: