ТЕМА: Л И Ч Н О С Т Ь И О Б Щ Е С Т В О
Понятие личности. Функционер и личность
Опираясь на идеи К. Маркса, мы выяснили, что человек формируется в определенной среде и поэтому он таков каковы связи и отношения, в которые он вступает в обществе и которые он реализует в своей деятельности. Маркс в работе «Тезисы о Фейербахе» писал: «Сущность человека не есть абстракт присущий отдельному индивиду. В своей действи-тельности она есть совокупность (ансамбль) всех общест-венных отношений». То есть, у Маркса человеческая сущность предшествует человеку, существует до его рождения, а как социальное существо он появляется только тогда, когда осваи-вает свою сущность, приобщается к ней.
Существует два способа включения индивида в систему социальных отношений.
1. Первый способ включения — функционер. В этом случае человек занимает конкретное место в обществе и выпол-няет определенную функцию, причем его деятельность ограничивается этой функцией. Например, солдат, шофер, учитель, бюрократ и т.д. Человек срастается с этой функцией – превращается в частичного человека и теряет свою индивидуальное лицо, превращается в человека — функцию. Человек, как функционер, заменим. Именно таких людей воспитывал сталинизм. Человек как функционер не является личностью.
О личности можно говорить тогда, когда появляется отношение индивида к своей роли в обществе. Это отношение человека к его роли, по сути, есть осознание своего места в обществе, рассмотрение себя в системе других отношений. Такое осознание выводит человека на всю систему отношений и открывает путь к личности.
2. Выход на всю систему отношений является вторым способом включения в социум. Освоение человеком целостной системы общественных отношений открывает человеческое лицо, раскрывает его как личность. Только целостный человек, овладевший всей системой общест-венных отношений, является личностью. Причем лич-ность соотносит себя со всей системой отношений в качестве деятеля, творца этих отношений.
Структура личности
При определении структуры личности нужно отметить, что целостность личности задается целостностью самих общест-венных отношений. В общем виде эту целостную систему отношений можно представит в виде основных социальных сфер:
СФЕРА УПРАВЛЕНИЯ
СФЕРА СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
СФЕРА ПРОИЗВОДСТВА
Личность обнаруживает свою целостность и реализует свою сущность только тогда, когда она действует в сфере труда, в сфере общения и в сфере управления, овладевая опытом необходимым для деятельности в этих сферах.
В свою очередь можно выделить 3 уровня действий в этих сферах.
Первый уровень характеризует человека со стороны степени свободы в ОТНОШЕНИИ СИТУАЦИИ. Действия человека в конкретной ситуации в обобщенной форме можно представить в виде ТРУДА-ПОВЕДЕНИЯ-УПРАВЛЕНИЯ.
Это уровень явления трех наших сфер деятельности. Глубина овладения опытом, реализуемым в конкретной ситуации, выражается в той или иной степени свободы. Степень же свободы определяется:
В трудовой ситуации – навыками,
В поведении – правилами,
В сфере управления – желаниями.
То есть степень свободы определяется в этих основных сферах предметно-чувственными способностями человека.
Второй уровень структуры личности, более автономный по отношению к конкретным ситуациям в выделенных сферах и более глубокий в отношении сущностных характеристик личности. При этом:
Навыки определяются – знаниями,
Правила определяются — принципами,
Желания определяются – интересами.
Знания, принципы, интересы формируются в процессе деятельности и воспитания. Они различны и разнообразны у различных людей и более связаны с их индивидуальным лицом.
Третий уровень – это ядро. За знаниями стоят – убеждения,
За принципами стоят – установки,
За интересами стоят – ценности.
Этот уровень и является мировоззрением личности. В ядре расчленение очень условно, здесь все слито в единое целое, поэтому миропонимание проявляется в любом действии человека. Ядро формируется постепенно от ситуативного уровня до мировоззрения. Формирование ядра равно станов-лению личности, ее суверенности, ее независимости. Ядро, как правило, формируется в достаточно зрелом возрасте.
Важно подчеркнуть, что ядро формируется только на основании самосознания, рефлексии «Я». Это придает струк-туре личности целостность. Деятельность самосознания, в отличие от других действий, не может выполняться другими людьми. Самосознание играет очень важную роль в форми-ровании направленной активности личности.
ТРУД ОБЩЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ
(поведение)
НАВЫКИ ПРАВИЛА ЖЕЛАНИЯ
ЗНАНИЯ ПРИНЦИПЫ ИНТЕРЕСЫ