Аккультурация в межкультурной коммуникации: сущность, стратегия, результаты.

Взаимодействуя, культуры неизбежно оказывают друг на друга влияние: дополняют, обогащают, но при этом обнаруживая свою самобытность и специфику. То есть происходит взаимная адаптация посредством заимствования взаимоприемлемых достояний с обеих сторон, что привносит новые, нередко неожиданные и экзотичные, элементы жизни, к которым людям приходится осознанно или стихийно приспосабливаться.

С необходимостью адаптации к новым, часто неожиданным культурным условиям сталкиваются и те, кто погружается в них на кратковременный срок (бизнесмены, ученые), и на продолжительное время.

В результате этого достаточно сложного процесса человек достигает определенной совместимости с новой культурной средой. То есть, проходит аккультурацию.

Первые ее систематические исследования относятся к началу XX в. Американские антропологи (Р. Редфилд, Р. Линтон и М. Херсковиц) тогда рассматривали ее как результат длительного контакта групп, принадлежащих инокультурам — изменение исходных культурных моделей в обеих группах, которые, как считалось, происходят автоматически и приводят к культурной и этнической однородности.

Согласно последующим воззрениям, аккультурации уже понималась как изменение ценностных ориентации, ролевого поведения, социальных установок индивида. Ныне «аккультурация» — процесс и результат взаимного влияния разных культур, когда представители одной культуры (реципиенты) перенимают содержание другой культуры-донора.

Аккультурация, как и адаптация, — глубоко личностный процесс. Уже на начальном этапе, в ходе первого знакомства с инокультурой может испытываться и эйфорией, восхищение от приобщения к новым культурным реалиям, и отчаяние, когда не оправдались ожидания.

В любом случае, неминуем этап фрустрации, сопровождающийся чувством сомнения и неприятием различий в ценностях родной и чужой культур.

Заканчивается же процесс адаптации тем, что новое инокультурное окружение начинает восприниматься как естественное и человек действует в соответствии с социальными и культурными нормами новой среды.

При аккультурации разрешается одновременно две проблемы — сохранение своей культурной идентичности и включение в чужую культуру.

При этом выделяются следующие основные стратегии аккультурации:

— Ассимиляция — полностью принимаются ценности и нормы иной культуры, отказываясь от норм и ценностей своей культуры.

— Сепарация — отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой, что предполагает добровольную изоляцию.

— Маргинализация — с одной стороны, потеря идентичности с собственной культурой, с другой — отсутствие идентификации с культурой большинства, что происходит в силу, например, дискриминации или сегрегации со стороны культуры-донора.

— Интеграция — идентификацию как с исходной, так и с новой, донорской культурой.

Аккультурации происходит в как коммуникативный процесс, в ходе широкого общения, обобщения его опыта и развития коммуникативных способностей по принципиальным аспектам общения — познавательному, аффективному и поведенческому.

При аккультурации сущностные изменения происходят главным образом в контексте познания, т.е. в логическом и рациональном постижении актуальной картины мира и выработки форм поведения в социуме.

Тем не менее, важен и аффективный аспект, то есть желание и умение управлять своими эмоциями и чувствами, от чего зависит плодотворность установления благоприятных межличностных и межкультурных контактов.

Успех адаптации к чужой культуре зависит от приобретения умений и навыков поведения во всем спектре житейских ситуациях, свойственных инокультуре.

Полная адаптация человека к чужой культуре означает, что все три аспекта коммуникации протекают одновременно, скоординированы и сбалансированы.

Оптимальным результатом аккультурации сегодня считается достижение интеграции культур, дающее бикультуральную или мультикультуральную личность. То есть развитие по интеграционной стратегии, при добровольном ее протекании как со стороны реципиентов, так и со стороны культурных доноров. Этому соответствуют позитивная этническая идентичность и этническая толерантность. Таким образом, важнейшие цель и результат аккультурации — долговременная и стабильная адаптация к чужой культуре. Этот итог может рассматриваться в двух аспектах:

— Психологическая адаптация — достижение психологической удовлетворенности в контексте культуры-донора.

— Социокультурная адаптация – способность свободно ориентироваться в новой культуре при претворении все производственных, творческих и бытовых замыслов.

Спектр результатов адаптации достаточно широк — от полного успеха приспособления к новой жизни до окончательной неудачи.

Литература:

1.Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. – Москва. ИНФРА-М, 2004

2. Садохин А.П. Этнология. М., 2004.

3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999.

Лекция 5

Теория межкультурной коммуникации. Лекция 3. Когнитивная база лингво-культурного сообщества


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: