Для многих маленьких детей поделиться с другими вниманием взрослого труднее, чем поделиться игрушками.
Способ: Понаблюдайте за своим ребенком во время ваших разговоров или совместной работы с другими людьми.
Результат положительный, если ребенок спокойно играет, когда вы с кем-то разговариваете.
Примечание:
Нередко в семье упорно отстаивается право родителей разговаривать друг с другом или с другими так, чтобы их не перебивали. Они очень болезненно реагируют, когда им отказывают в этом праве или в праве сосредоточиться на работе. Если ребенок часто наблюдает такую досаду родителей, у него может развиться представление, что от него ждут одних неприятностей, и он начинает вести себя соответственно. Потребность ребенка во внимании никуда не исчезает лишь только потому, что сфера интересов родителей лежит где-то вне его. Для того, чтобы направить желание ребенка быть замеченным в нормальное русло, необходимо, чтобы у него были положительные мотивы. Вы можете помочь ему, если в те моменты, когда он сам не требует вашего внимания и спокойно играет, как вам бы и хотелось, вы будете ненадолго отрываться от своего дела. Часто ребенку бывает всего-то и нужно, чтобы вы улыбнулись ему, перекинулись с ним парой слов, обняли его, и он, довольный продолжит свою игру. Если вы заранее знаете, что какое-то время вам нужно будет позаниматься своими делами, убедитесь, что у ребенка есть интересные игрушки и затем посматривайте, не нужно ли вам проявить инициативу и заменить его игрушки другими или что-нибудь добавить. Этим вы облегчите ребенку возможность заслужить награду.
Когда ребенок поймет, что ему даже выгодно давать вам время для ваших дел, начинайте пореже поощрять его и пореже уделять ему внимание, но вообще, вы хорошо подстрахуетесь, если время от времени ребенок будет видеть, что вы его замечаете.
ГЛАВА 2
СС.Б. УМЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ЕСТЬ И ПИТЬ
Здесь мы выделяем два аспекта: во-первых, ребенку нужно научиться справляться с той пищей, которую едят все, и во-вторых, научиться делать это без посторонней помощи. Овладеть этими умениями очень важно, поскольку они помогут ребенку сохранять чувство собственного достоинства, быть независимым и хорошо чувствовать себя в обществе за пределами дома.
Бывает, что ребенку мешают определенные трудности физического характера. Они могут сказываться и на способности есть ту или иную пищу, и на степени самостоятельности во время еды. Если ваши проблемы связаны именно с этим, вам не обойтись без помощи квалифицированного специалиста. Правильно подобранные методика и оборудование помогут справиться с этими трудностями.
Иногда сформировать необходимые навыки мешает не неспособность, а нежелание. Преодолеть такого рода трудности будет легче, если подходить к ним как к проблемам поведения.
Но прежде, чем сделать вывод о том, что эти трудности относятся к поведенческой сфере, нужно, чтобы ребенок прошел серьезное медицинское обследование, поскольку его отношение к еде может оказаться признаком физического нездоровья.
Нужно отметить, что в данном разделе мы сначала рассказываем о том, как оценивать все те умения, о которых здесь идет речь, и только потом последовательно рассматриваем методы обучения. Независимо от того, на каком уровне овладения обсуждаемыми навыками находится ваш ребенок в настоящий момент, мы советуем вам прочитать весь раздел до конца, прежде чем перейти к занятиям с малышом. Возможно, вы убедитесь, что лучше всего начать с закладки фундамента, но некоторые навыки можно формировать одновременно.
Ниже мы приводим перечень всех умений, которым посвящен данный раздел.
От 3 до 6 месяцев
11. Глядя на грудь или бутылочку, предвкушает приближение кормления.
12. Берется руками за грудь или бутылочку.
13. Всасывает и проглатывает пюреобразную пищу.
От 6 до 9 месяцев
17. Пьет из чашки с помощью взрослого.
18. Жует и проглатывает полупротертую пищу.
19. Самостоятельно ест пищу, которую берут руками (сухари, печенье и т.п.).
От 9 до 12 месяцев
Берет в руку и ест маленькие кусочки пищи.
Держит ложку и пытается взять в рот ее содержимое.
Откусывает и жует печенье.
28. Ест размятую пищу.
От 12 до 15 месяцев
Пьет самостоятельно, но часто проливает питье.
Самостоятельно ест ложкой, часто теряя ее содержимое.
Жует обычную пищу (нарезанную на кусочки).
От 18 месяцев до 2 лет
41. Пьет из чашки, ничего не проливая.
42. Ест ложкой, ничего не теряя.
От 2 до 3 лет
59. Пьет через соломинку.
60. Пользуется вилкой, чтобы наколоть кусочек пищи.
От 3 до 4 лет
84. Во время еды пользуется вилкой и ложкой.
Наливает напиток из кувшина, не проливая.